Ирина Чекалина
Подготовка к обучению грамоте дошкольников с задержкой психического развития (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Моя профессия учитель-дефектолог. Я работаю с дошкольниками, посещающими группы для детей с задержкой психического развития в детском саду комбинированного вида.
Одна из основных задач коррекционно-развивающего воспитания и обучения – подготовка детей к школе на занятиях. Педагоги, взаимодействуя с детьми в привычных для ребенка видах деятельности, формируют у дошкольников предпосылки учебной деятельности.
Занятия с детьми учителем-дефектологом проводятся в соответствии с учебным планом в первой половине дня. В подготовительной школе группе мной проводятся следующие занятия:
Публикация «Подготовка к обучению грамоте дошкольников с задержкой психического развития (из опыта работы)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие зрительного, тактильно-двигательного восприятия и формирование элементарных количественных представлений;
Ознакомление с окружающим и развитие речи;
Формирование мышления;
Подготовка к обучению грамоте и подготовка руки к письму.
Я бы хотела поделиться опытом работы по подготовке детей с задержкой психического развития к обучению грамоте.
Работа в группах для детей с задержкой психического развития строится в соответствии с Программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта» авторы Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева.
Согласно этой программе подготовка к обучению грамоте включает в себя два основных направления: подготовку детей к письму и формирование элементарных навыков звукового анализа.
Подготовка к письму начинается с первого года пребывания детей в наших группах и проводится на протяжении всех последующих лет обучения в той или иной форме. То есть на протяжении первых лет обучения под этим подразумевается развитие ручной моторики и лишь в подготовительной к школе группе происходит формирование базовых графических умений и навыков. Формирование базовых графических умений и навыков происходит при выполнении заданий на тетрадном листе (например, копирование точек, выполнение узоров из геометрических фигур, а также обучение и совершенствование навыка штриховки и закрашивания.
Второе направление – формирование элементарных навыков звукового анализа в форме занятий учителя-дефектолога проводится только на последнем году обучения детей. В программе данный раздел озаглавлен как «Обучение элементарной грамоте».
В рамках данного раздела перед педагогом стоят следующие задачи:
Формировать у детей интерес к процессу обучения грамоте;
Познакомить детей с понятиями «предложение», «слово», «слог», «звук»;
Познакомить детей со звукобуквенным анализом слова;
Учить детей делить слова на слоги;
Учить детей соотносить звук со зрительным образом буквы.
К концу обучения дети должны научиться:
Составлять предложения из двух и более слов (длинные и короткие предложения) по действиям с игрушками и сюжетным картинкам;
Определять количество слов в предложении и место слов в предложении;
Делить слова на слоги (части, определят количество слогов в слове;
Определять первый звук в слогах и словах (программой предлагается 4 гласных звука([а],[у],[и],[о] и 5 согласных звуков[м],[ш],[р],[к],[с]) ;
Соотносить эти звуки с буквой.
Работа над первыми тремя направлениями начинается в 1-ом квартале, над последними двумя во втором и третьем (знакомство с указанными гласными звуками и буквами их обозначающими – во 2-ом квартале и соответственно с согласными – в 3-ем).
Необходимо учитывать, что готовность к обучению грамоте зависит не столько от возраста ребенка, сколько от его возможностей, от степени сформированности восприятия, уровня развития мышления, понимания речи. Деление детей на подгруппы в группах для детей с задержкой психического развития происходит по уровню их актуального развития.
Я бы хотела рассказать о том, как и в какой последовательности я работаю над формированием элементарных навыков звукового анализа.
Первоначально я учу детей составлять предложения из двух слов с опорой на картинки или действия детей с игрушками. Постепенно количество слов предложении увеличиваю до трех и более. Параллельно проводится работа по обучению детей дифференциации длинных и коротких предложений, определению количества слов в предложении, а затем и места слова в предложении. При этом детям показывают, как можно обозначить слова и составить схему предложения. При схематичном изображении предложения я использую символы состава предложения, предложенные в программе : красная полоска – целое предложение, желтые прямоугольники – слова.
Следом за составом предложения изучается состав слова. Я учу детей делить слова на слоги, первоначально называя их словом «части» (так дети легче воспринимают смысл этого понятия, к тому же слова «слог» и «слово» созвучны, что также создает для детей трудности при их дифференцировке). При этом детей знакомят с приемами определения количества слогов в слове. С этой целью я учу детей «отхлопывать» состав слова. В процессе работы над составом слова не забываем и об игровой мотивации, ведь не смотря ни на что, игровая деятельность остается ведущей на дошкольном этапе развития. Дети определяют количество слогов в слове и распределяют картинки в соответствии с этим количеством по этажам дома или вагонам поезда. На данном этапе вводится и обозначение слогов синими кружочками. Это обозначение вводится и в процесс работы по анализу и синтезу словесного состава предложения. Так дети, составляя схему предложения при помощи красной полоски и желтых прямоугольников, выкладывают и соответствующее количество синих кружочков над каждым желтым прямоугольником. Постепенно в конце первого квартала слово «часть» заменяется словом «слог», которое вводится в активный словарь детей.
Во втором квартале наряду с работой над слогом я знакомлю детей с гласными звуками и буквами, которые их обозначают. Звук и буква изучаются параллельно. Чтобы дети не смешивали эти понятия, стараюсь, чтобы они четко закрепили, что звук произносим и слышим, а букву видим и пишем. Эту фразу мы заучиваем наизусть, на этом этапе в кабинете вывешиваю плакат-помощник. В процессе этой работы по ознакомлению со звуками и буквами активно используются наглядные опоры, которые облегчают детям возможность различать звуки, запоминать буквы, выполнять звуковой анализ. Эти приемы, несомненно, применяются и в работе с детьми с возрастной нормой, но при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья они наиболее актуальны и их значение трудно переоценить. Примерами таких наглядных опор могут служить следующие.
При работе над звуком :
Соотнесение изучаемого звука с неречевым.
Соотнесение звука с его артикуляцией при помощи зеркал или «звуковичков». На данном слайде представлены «Звуковички», взятые за основу в пособии «Живые звуки, или Фонетика для дошкольников» автор Александрова Т. В., и домик, с помощью которого дети соотносят звук, а точнее его артикуляцию и букву.
При работе с буквой так же используются другие наглядные опоры:
Лепка букв из пластилина, составление их из цветных нитей или круп.
Использование шершавых (наждачных или бархатных) букв.
Узнавание букв среди других и в зашумленном изображении.
Рисование на тему «На что похожа буква».
С целью развития навыка звукового анализа учу детей выделять на слух слова с определенным звуком, выбирая их из пары названных слов и определять место данного звука в слове. Например, перед детьми ставлю задачу «в каком из слов встретится звук [с] : сом – ком», после правильного ответа следует следующая задача «где стоит звук [с] в слове сом - в начале, в середине или в конце».
Вся эта сложная и тонко дифференцированная работа должна подвести детей к готовности овладеть навыком чтения, который должен сформироваться в первом классе.