Папки-передвижки

Подходы к организации обучения детей с задержкой психического развития разной степени тяжести

Анастасия Дубовая
Подходы к организации обучения детей с задержкой психического развития разной степени тяжести

Подходы к организации обучения детей с ЗПР разной степени тяжести

В силу сложности освоения учащимися основной образовательной программы, ориентированной на детей с нормальным уровнем развития, современная система образования предполагает разработку коррекционных программ обучения. Все они носят развивающий характер и ориентированы на сглаживание недостатков развития ребенка и обеспечение усвоения необходимой информации, формирования компетенций на разных этапах обучения в опоре на применение специальных подходов, методов и приемов организации коррекционного образовательного процесса.

Публикация «Подходы к организации обучения детей с задержкой психического развития разной степени тяжести» размещена в разделах

Отечественными учеными-педагогами – И. А Коробейниковым и Н. В. Бабкиной была предложена типологическая дифференциация детей с ЗПР, согласно которой, каждому типу ЗПР отводится применение определенного подхода к организации образовательного процесса. Данная типология представлена на рисунке 3.

Рис. 3 –Типологическая дифференциация детей с ЗПР для целей организации педагогического процесса 10

Согласно представленным данным, можно судить о том, что I группа обучающихся с ЗПР имеет достаточный уровень когнитивного развития. Он позволяет включать таких детей в образовательное пространство стандартной школы. При этом система стимулирования процессов познания и обучения требуют коррекции по ходу обучения. Это требует инклюзивной организации образовательного пространства в учебном заведении. Особое внимание уделяется процессам целевого ориентирования деятельности обучающихся и формирования навыков ведения самостоятельной учебной работы.

Обучающиеся II-ой группы характеризуются ограниченностью когнитивного развития и низким уровнем мотивации образовательной деятельности и познания. Такие дети подлежат включению в образовательный процесс стандартной школы, но требуют особого подхода к ведению учебного процесса, снижению требований к их успеваемости. Среди особых образовательных потребностей обучающихся данной группы можно выделить необходимость внешнего контроля деятельности и оказание помощи в организации учебной работы. Процессы стимулирования познания и обучения, также, требуют регулярной реализации. Учащимся предлагаются особые алгоритмы выполнения учебных операций, заданий, которые они постепенно осваивают и начинают самостоятельно применять.

Обучающиеся III-ей группы характеризуются отсутствием когнитивного развития в принципе или его пребывания на самом низком уровне. Процесс обучения для данных учащихся должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить сопровождение деятельности учащихся педагогом, оказания поддержки в организации процесса обучения, непрерывной мотивации к учебной деятельности и ориентации на формировании навыков самостоятельной целеориентированной деятельности. Постепенно формируются навыки контроля своей деятельности и достижения ее целевых ориентиров. Но это является трудоемким и продолжительным процессом, от правильной организации которого во многом зависит его продуктивность.

Стоит обратить внимание на то, что выбор подхода в обучении реализуется в опоре на диагностирование уровня психофизического развития ребенка к моменту поступления в школу.

Особое внимание в настоящее время уделяется формированию инклюзивного образовательного пространства. Оно обеспечивает полноценное развитие учащихся с различными отклонениями, ограниченными возможностями и детей с нормальным уровнем развития.

Можно выделить несколько основных вариантов организации образовательного процесса для детей с ЗПР :

1) Организация инклюзивного образования обучающихся с ЗПР. Такая организация предполагает полноценное освоение учащимся с ЗПР основной образовательной программы на уровне учащихся с нормальным развитием. Здесь требуется непрерывное психолого- педагогическое сопровождение учащихся. Координация взаимоотношений в коллективе, работа с родителями или опекунами и проведение психологических тренингов с обучающимися.

2) Организация инклюзивного образования обучающихся с ЗПР, но с пролонгированными сроками освоения образовательных программ. Сроки прохождения каждого уровня обучения увеличиваются, но формируемые компетенции сохранены на уровне учащихся нормального развития.

3) Организация обучения в специальных образовательных учреждениях коррекционного типа. Такое обучение имеет свои стандарты и обеспечивает построение образовательного пространства специального типа. Учащиеся разбиваются на классы, исходя из уровня своего психо-эмоционального развития, особенностей позначательной сферы, работы мыслительных процессов. 10

В таблице 2 представлены общие требования к организации обучения, образовательного пространства для детей, имеющих задержку психического развития.

Таблица 2 – Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР 6

Таким образом, учащиеся с ЗПР имеют особые образовательные потребности, которые должны быть учтены при организации продуктивной образовательной деятельности в системе инклюзивного и коррекционного образования.

Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению.

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой познавательного развития (ЗПР) Известно, что основа для развития познавательного интереса закладывается у детей в дошкольном возрасте, в процессе специально организованной.

Проведение педсовета «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС»Проведение педсовета «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС» С целью систематизации знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников в ДОУ прошел педсовет.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подходы к организации обучения детей с задержкой психического развития разной степени тяжести
Опубликовано: 19 декабря 2023 в 22:23
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД