Савенкова Мария
Подвижная игра как средство формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В ФГОС дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» подчеркивает важность включения детей в социальные отношения через развитие игровой деятельности. Среди различных видов игр в развитии личности дошкольников большое место занимают подвижные игры. С их помощью у детей вырабатывается не только ловкость, быстрота, сила, выносливость и гибкость, но и происходит оздоровление всего организма, повышается эмоционально-положительное состояние психики: дети проявляют все большую уверенность в выполнении движений, быстрее усваивают новое, стремятся к большим успехам. Дети также проявляют творческую активность, самостоятельность, преодолевают робость и застенчивость. Все это говорит о возможности использования подвижной игры в социализации дошкольников.
Публикация «Подвижная игра как средство формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
П. Ф. Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания детей. Большое место в ней отводится подвижной игре. Подвижная игра определяется автором как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Она является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициатива ребенка, и воспитываются его нравственные качества.
П. Ф. Лесгафт, считая игры весьма выгодной формой физической работы, в которой «проверенные общие положения и истины становятся основанием самостоятельно проводимых действий» и, к тому же, обладающей «возвышающим чувством удовольствия», настойчиво рекомендовал использовать их для того, чтобы научить детей «владеть собой,. сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучать, таким образом, подчинять свои действия сознанию».
Авторы исследований подчеркивают, что большая часть подвижных игр в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу. Не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке, ориентироваться в пространстве (Т. И. Осокина, А. В. Кенеман, Э. Я. Степаненкова, Д. В. Хухлаева и др.).
В процессе подвижной игры не только развиваются физические и умственные способности, но и изучаются и осваиваются общие правила поведения в коллективе, усваиваются этические ценности общества. Она развивает фантазию и воображение, формирует духовное богатство человека. Ряд исследователей обращают внимание на то, что игра как способ общения между людьми даже шире, чем речь (Ю. В. Бромлей, Ю. Г. Полольный, М. Мид и др.).
О. В. Беломестнова отмечает, что игру детей можно оценивать более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации, что позволяет устанавливать различные уровни взаимодействия, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Социальное развитие дошкольника включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, к старшему дошкольному возрасту, ребенок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией. Неумение же ребенка организовать общение может спровоцировать личностные и поведенческие нарушения, способствовать появлению замкнутости или чувства отверженности.
Т. Н. Ельцова, Н. Р. Кошкина, С. С. Оциферова обращают внимание на то, подвижные игры содействуют формированию у детей гуманистически ориентированного поведения в любых подвижных играх, общей гуманистической культуры. Чтобы дело пошло на лад, каждому игроку надо знать и соблюдать следующие основные условия:
Играй честно, дружно, соблюдай правила.
Играя с товарищами, помни, что ты не один (не выставляй всюду себя, давай играть другим).
В играх–поединках выбирай противников, равных по силам.
Старайтесь всё время выручать товарищей по команде. Закон каждой команды: один за всех и все за одного.
Обязательно слушайте руководителя игры: он здесь главный судья. Подчиняйтесь капитану команды: в игре он старший.
Победив, не зазнавайтесь. Не смейтесь над проигравшими.
Проиграл – не унывай.
В игре не сердитесь на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу.
М. В. Миклухо рассматривает игру как средство формирования социальной уверенности ребенка. Автор отмечает, что подвижная игра является своеобразным «испытательным полигоном», где происходит реализация моральных норм и установок, через которую видны достоинства и недостатки в деле обучения, воспитания, закрепления и развития нравственной культуры человека. Проверка характера в соревновании – это форма познания самого себя. Соревнования учат, как выигрывать, так и проигрывать, а с точки зрения развития личности поражение иногда может больше научить, чем победа. Соревнования требуют от участников способности к сотрудничеству, творчества во взаимной борьбе за победу и соблюдения кодекса честной игры, где мотивом участия является не победа над кем-либо, а удовольствие от игры.
Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка, где закладываются основы будущей личности.
Процессы социализации и индивидуализации входе подвижной игровой деятельности успешно формируются и развиваются, приобретают высокую эффективность и полезность для будущей жизнедеятельности растущего человека. Подвижная игровая деятельность всецело охватывает развитие ребенка, в этой деятельности происходит познание окружающего мира, развитие познавательных процессов, формирование социальных качеств, обогащение духовной сферы и эмоционального опыта детей. В двигательной активности ребенок проявляет свободу действий, выражает свою индивидуальность, делает новые открытия, тем самым, происходит гармоничное развитие личности.
По мнению Н. А. Бернштейна, «именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний».
Подвижные игры, как средство физического воспитания являются в дошкольном возрасте наиболее эффективным условием разностороннего развития детей. Являясь практической деятельностью, они с одной стороны, помогают детям развиваться физически, а с другой, в них создаются благоприятные условия для развития внимания, памяти, мышления. При этом правила, заложенные в подвижных играх, закрепляют в сознании играющих представления о существующих в обществе отношениях между людьми, о поведении в реальной жизни.
Вопрос физического (телесного) и личностного взаимодействия чрезвычайно важен в период дошкольного детства, когда у ребенка появляется оценочное отношение к себе и другим, что в значительной степени влияет на успешность их деятельности, способность приобретать друзей и выступать активным действующим лицом в познании внешнего мира. Решение данной проблемы, по мнению Н. Х. Гжемской, возможно лишь за счет комплексного воздействия средств физического воспитания, затрагивающего одновременно физическую и личностную составляющую данного процесса. Поэтому разработка технологии направленного воздействия подвижных игр на развитие взаимоотношений детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками является актуальной.
Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным. Я. А. Коменский требовал старательного подбора игр с учетом их воспитательной ценности, такого, чтобы одновременно с развитием движений они способствовали воспитанию честности, любви к порядку, мужества и дружеских отношений в детском коллективе.
В исследованиях Д. В. Решетова выделены функции детской подвижной игры:
Социокультурная функция.
Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребенка. Игра для ребенка то же, что речь для взрослого. В то же время игра — своеобразная «школа морали» по выражению Д. Б. Эльконина. С. Л. Рубинштейн считал, что игру ребенка можно сравнить лишь с очарованием высших форм творчества. Игра способствует самореализации ребенка. Играя, он обретает пространство – физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс «самостоятельности» – самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения.
Функция межнациональной коммуникации
. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны, в них содержатся элементы гражданского мышления и поведения детей. Ребенок учится в игре, готовится и «созревает» для решения различных жизненных проблем. Значит игры хранят этническую культуру, они мировой банк вечных духовных ценностей.
Функция самореализации ребенка в игре
. Для ребенка игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно по этому ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат, или конкурентность, или возможность победы, или достижение какой-либо цели. Процесс игры – пространство самореализации.
Коммуникативная функция.
Игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом личностно заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут в игру. В играх встречаются два рода отношений. Это отношение соревновательного типа – между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выигрывает, то другой проигрывает, и отношения подлинного сотрудничества между участниками одной команды. Такое сотрудничество помогает ребенку «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны. Например, дети играют в «салки». Ребенок убегает, чтобы его не осалили, но в то же время он должен рассалить товарища. Иногда сделать это бывает страшно: ребенка ведь могут осалить самого, но, если взглянуть на ситуацию извне, то оказывается, что если он рассалит товарища, то тот потом сможет рассалить его самого.
Диагностическая функция
. Игра способствует определению отклонений в поведении ребенка. Например, играя, ребенок нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры. Это должно насторожить педагога, заставить пристальнее понаблюдать, найти причину возникших отклонений. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, свои личностные качества, то есть игра побуждает ребенка к самопознанию: «могу ли я?».
Игротерапевтическая и коррекционная функция.
В большинстве случаев игры призваны помочь воспитателю гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешить неизбежные конфликты детской души до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка-выручалочка защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или проблемы требуют скорейшего разрешения.
Развлекательная функция.
Во многих играх по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни с точки зрения общественных норм. Когда игра доходит до этих запрещенных норм, веселье так и брызжет, так как эта игра дает возможность хотя бы иногда вести себя так, как хочется, нарушать запреты. Игры сопровождаются громкими криками, смехом, топаньем, толканием, резкими движениями, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает. Ему радостно и комфортно. Игра способствует созданию защитных механизмов, осуществляется мощная психо-эмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоциональные ощущения. И чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир, тем уютнее и увереннее ощущает он себя в жизни.
Для игры характерно особое явление, свойственное только ей, – растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребенок в подвижной игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребенок добивается таких результатов в движении, которых в других условиях, вне игры, он никогда бы не добился.
Как отмечает О. Н. Новикова «Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами». Подвижные игры привлекают детей своей динамичностью, увлекательностью, эмоциональной насыщенностью. Отличительная особенность подвижных игр заключается в мгновенной ответной реакции ребенка на определенные игровые сигналы.
Автор называет подвижную игру важнейшим воспитательным институтом, который способствует «как развитию физических, умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества». Непринужденная веселая атмосфера увеличивает совместное общение между детьми, подводит ребенка к понимаю того, что действия не являются лишь его индивидуальным делом, ибо они включаются, прямо или косвенно, в сложные человеческие взаимоотношения.
Таким образом, в педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. средством всестороннего развития личности ребенка. Глубокий смысл подвижных игр заключается в их полноценной роли в физической и духовной жизни ребенка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Учитывая структурные компоненты и этапы руководства игрой, посредством игры можно воспитать в ребенке чувство ответственности, солидарности, толерантности, умение общаться со взрослыми и со сверстниками, умение логично выстраивать свои мысли, развивать воображение и обогащать словарный запас.