Елена Турчина
Пояснительная записка к методической разработке «Моя страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к методической разработке «Моя страна»
Один из целевых ориентиров ФГОС ДО гласит: «. ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.»
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.
Публикация «Пояснительная записка к методической разработке „Моя страна“» размещена в разделах
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
А. Н. Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и несчастных дней».
Воспитание патриотизма это сложный и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символикой. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что город – частица Родины. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Решение этих задач возможно только совместными усилиями всех участников воспитательно-образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами).
С целью воспитания нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развития интереса к истории и культуре России был реализован проект «Моя милая Родина». При реализации проекта были поставлены следующие задачи:
I. Способствовать появлению у детей потребности в получении информации о родной стране;
II. Формировать интерес детей к Родине – стране, в которой мы живем через организацию совместной деятельности;
III. Воспитывать чувство гордости за Родину.
Для достижения поставленных задач мы использовали различные формы работы с детьми и родителями: непосредственная образовательная деятельность (конструкт НОД «Родина моя – Россия», в совместной деятельности был проведен цикл бесед на патриотические темы: «История возникновения России»; «Государственные символы России»; «Президент России»; «Москва – столица России». Для родителей были проведен ряд консультаций: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»;
«Ребенок и его родина», сделана папка-передвижка на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к культуре и истории родного края».
На сегодняшний день очень актуальна проблема овладения детьми способами организации своего свободного времени, умением интересно проводить свой досуг. Народная игра может по праву занять ведущее место в досуге детей, особенно старшего дошкольного возраста. Поэтому с целью организации досуговой деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО была разработана картотека русских народных игр.
Еще одним важным аспектом патриотического воспитания детей дошкольного возраста является использование такого средства воспитания, как пословицы и поговорки, которые представляют собой неиссякаемый источник народной мудрости, накопленной веками. Кроме того, эти малые фольклорные формы являются ещё и прекрасным средством обогащения образной речи детей, усвоения ими важных жизненных законов.
Пословицы и поговорки содержат богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма и являются незаменимым средством духовно-нравственного воспитания, в том числе и патриотического как форма передачи мудрости и опыта народа, являясь своеобразной народной педагогикой. Для реализации полноценного использования этого средства воспитания в рамках проекта была создана картотека пословиц и поговорок о патриотизме, дружбе и взаимовыручке.
Знакомство детей с поэтическим языком при знакомстве с природой приучает их подмечать прекрасное и выражать мысль не плоскими, шаблонными фразами, а искать точное определение, подчеркивающее их ощущения и впечатления от красоты природы. Дети охотно учат стихи; используют метафоры и эпитеты для передачи особенно ярких чувств. «Смотрите! Березка сама как невеста, а волосы у нее золотистые!», «Небо сегодня хмурое и сердитое, как море!» — говорят дети.
Стихотворения о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю) и восприятию ее не только как полезного ресурса, но как частью живого, чувствительного мира. Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляюще. С этой целью была создана картотека стихотворений о России, о Родине.
Проведенная работа способствовала формированию развития личностных качеств – чувства гражданской принадлежности, гордости за свою Родину, а также развитию мотивации для дальнейшей самостоятельной деятельности по данной теме.