Татьяна Алямкина
Показываем детям пример во всём
▼ Скачать + Заказать документы
Показываем детям пример во всём.
Вдумаемся: показывать детям пример во всём. Мудрые слова, которые каждого родителя заставляют постоянно помнить о том, что становление личности развивающегося ребёнка находится в тесной связи со всеми сферами жизни семьи – организацией её быта, нравственно – эмоциональным микроклиматом, взаимоотношением взрослых, их отношением к труду, социальным установкам, семейным традициям.
О нравственном здоровье семьи можно судить по стилю отношений всех её членов, по направленности их интересов, культуре потребностей, а также по наличию авторитета взрослых в глазах детей.
Публикация «Показываем детям пример во всём» размещена в разделах
Дети и наш пример… Всегда ли мы учитываем, насколько велико его значение в воспитании ребёнка? Сила примера в его наглядности и конкретности. А это, как известно, отвечает таким психологическим особенностям дошкольников, как образность, действенность и конкретность мыслительных функций, стремление подражать.
Хороший пример – величайший помощник в воспитании ребёнка. Подражая, он пополняет свой жизненный опыт: обогащает речь (употребляет «взрослые» слова и обороты, услышанные от окружающих); умнеет, вслушиваясь в наши суждения (а затем сам пытается рассуждать также в играх, в процессе общения со сверстниками); обогащается нравственно (судит о поступках окружающих, руководствуясь нашими критериями, старается поступать так, чтобы заслужить одобрение близких); развивает вкус (его привлекает то, что нравится папе, маме и оценивается ими как красивое); приобретает умения (пытается всё делать также ловко и споро, как бабушка); принимает двигательные стереотипы (ходит, жестикулирует, смеётся, как дедушка); стремиться казаться большим (как старший брат) и т. д.
Сила примера ещё и в том, что ребёнок по собственной воле подражает своему избраннику. Он хочет быть похожим на человека, которого любит, уважает, считает красивым, справедливым, одним словом, «самым-самым». И такими людьми всегда являются для ребёнка мать и отец.
Например…Пятилетний Антоша убеждён в том, что он похож на папу, а его младшая сестра на маму. А это как же! Мальчик должен походить на отца, а девочка на мать.
- Я весь в папу!- с гордостью говорит он при случае. И как он старается подражать ему! Говорит баском, ходит не торопясь, как папа, заложив руки за спину. Так же как папа, старается помочь маме и бабушке. Вместе с папой принимает участие в делах, как он называет, требующих силы (пылесосят квартиру, ходят в магазин за покупками, чинить игрушки и т. д.). Пусть не всегда помощь сына ощутима и целесообразна. Главное в том, что он сам вызывается что- то делать, помогать, чинить, мастерить.
«Это мужская работа», «Мы вместе с папой», «Я и папа сильнее», - часто произносит с достоинством сын. Ему есть с кого брать пример : для него отец – эталон мужчины, пример силы, рыцарства, трудолюбия.
Но, увы, жизнь, как известно, состоит не только из примеров, достойных подражания. Ребёнок же в силу несформированности нравственных критериев склонен копировать как положительные, так и отрицательные явления. Какими бы мудрыми и доходчивыми словами мы ни наставляли своих детей, наибольшее влияние оказывает на них образ действий тех, с кем они постоянно соприкасаются.
Мы, например, наивно верим, что ребёнок не заметил или не поймёт, когда мы что-либо преувеличиваем, хвастаем мнимыми успехами и т. д. А как часто прибегаем к «веским» отговоркам, когда ребёнок ждёт от нас участия, внимания: «Некогда», «Потом», «Видишь – я занят», «В следующий раз» и т. д.
Мы воспитываем ребёнка не только требовательностью к нему, но и требовательностью к самим к себе. Взыскательность к себе, как воспитателю – факт огромного педагогического значения: легче требовать от сына или дочери проявлять вежливость, аккуратность, правдивость, организованность, честность и т. д. там, где они видят, что и мы, взрослые, поступаем так же. По детскому поведению нетрудно судить, какие мы воспитатели, какой пример подаём нашим детям