Получи документы

Поликультурное образование педагогов ДОУ в процессе взаимодействия с семьей

Галина Коноплева
Поликультурное образование педагогов ДОУ в процессе взаимодействия с семьей

Коноплева Г. А. Старший воспитатель

Исконно, Россия, по составу населения многонациональна, многокультурна, поликонфессиональна. В условиях кардинальных социально-политических и экономических перемен эти сущностные характеристики государства и общества затронули и наш регион.

В этой «цепочке» слабым звеном остается «семья — ДОУ».

Публикация «Поликультурное образование педагогов ДОУ в процессе взаимодействия с семьей» размещена в разделах

Одним из ключевых понятий поликультурного образования в ДОУ выступает воспитание в направлении «культура». Данные, свидетельствующие о том, что ученые, исследовавшие понятие «культура», отмечают наличие около 1000 его определений, что позволяет говорить о сложности и многогранности этого феномена. Культура воспринимается и осваивается каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности. Каждому народу присуща своя культура, имеющая отличительные признаки и способы передачи культурного опыта от поколения к поколению. К этнической (национальной) культуре относят соединение элементов, обладающих этнической спецификой (этнопсихологию, язык, культуру, обычаи, традиции). В. А. Николаев называет этапами развития человеческой общности три слоя культуры — «этнос», «народ», «нация» и выделяет:

— этническую культуру, которая зарождается в результате родственных связей, места проживания, традиций, обрядов, верований, интересов;

— народную культуру, составляющую фундамент национальной культуры и аккумулирующую уклад жизни, быт, нравы, обычаи.

В таком контексте поликультурное образование — это динамичный и непрерывный процесс, который ставит своей задачей не только ознакомление с материалом о разных этнических группах, но и приобщение к сокровищнице иной культуры, приобретение умений понимать, принимать и ценить культуру других народов. Определяя цель поликультурного образования, российские ученые опираются на разные аспекты, но придерживаются одного мнения о том, что оно призвано отвечать различным потребностям всех членов поликультурного общества, независимо от их этнической, культурной, социальной и религиозной принадлежности.

Формирование и развитие поликультурной компетентности воспитателя ДОУ выявили необходимость углубленного изучения таких проблем, как развитие творческой инициативы личности на основе ее собственной активности, формирование способности свободно и активно мыслить, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи в поликультурно-музыкальном воспитании. В процессе воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ музыка выступает средством формирования нравственного облика, мира эстетических переживаний, активизации умственных и творческих способностей, чаще всего близка и педагогам, и родителям, и детям.

Поэтому, нашу деятельность в данном направлении, мы начали с формирования и развития поликультурной компетентности воспитателей ДОУ во взаимодействии с семьями. Лектории, семинары-практикумы, круглые столы со специалистами ДОУ раскрыли ценности, благодаря которым культурные группы отличаются друг от друга.

В воспитании поликультурной компетентности воспитателей ДОУ и семьи, выделены следующие этапы: когнитивно-креативный, коммуникативно-деятельностный, личностно-аксеологический.

На первом этапе основной целью выступает формирование знаниевой культуры и традиций своего народа, в рамках региона, как у педагогов, так и семей воспитанников ДОУ, как фундамента поликультуризма. В качестве ведущих условий на когнитивно-креативном этапе рассматривается как специально организованные музыкальные встречи разных конфессий, так и внешняя деятельность, отличительной особенностью которых выступает этнокультурное содержание (посещение музеев, выставок города, области). Было принято решение изучить контингент семей по национальному, социальному и образовательному признакам. Через анкетирование выявили национальные признаки семей: русские, буряты, якуты, таджики, узбеки и прочие.

На втором, коммуникативно-деятельностном, этапе в качестве приоритетной цели рассматривается ценностное отношение к культуре и традициям других народов. Реализация данной цели обеспечивается следующими условиями: проведение занятий музыки с поликультурным содержанием; организация семинара «Поликультуризм как составляющая становления профессионально-личностной компетентности педагогов ДОУ»; деятельность во взаимодействии с семьями, направленная на воспитание ценностного отношения к культуре и традициям других народов; анализ языков и диалектов народов Приангарья, отражающие восприятие окружающего мира индивидами.

Невербальная коммуникация, подразумевающая общение не с помощью устной или письменной речи, а посредством языка тела, различных знаковых систем – то, через что происходит формирование поликультурной компетентности воспитателей ДОУ на данном этапе.

Целью третьего этапа, личностно-аксеологического, выступает формирование готовности к трансляции поликультурных ценностей, условиями реализации которых выступает опыт работы ДОУ, наполненный поликультурным содержанием, основанным на этнокультурных традициях разных народов (попевки, песни, хороводы, пляски, игра на детских музыкальных инструментах, подвижные игры разных народов Приангарья и т. д.).

На третьем этапе нами рассматривается культурная когнитивность, имеющая место, когда индивид или группа осознанно воспринимают свою культуру или микрокультуру как уникальную и отличную от других микрокультур в рамках макрокультуры.

Заключительный этап деятельности в данном направлении приводит к взаимопониманию, сотрудничеству воспитателей, родителей и детей, раскрывая мировоззрение и перспективы каждого участника. Опыт и проблемы воспитания поликультурной компетентности в ДОУ, а также состояние готовности педагогов ДОУ к поликультурной деятельности (на материале музыкального цикла, раскрывается через мастер-классы, включая встречи с семьями воспитанников ДОУ разных национальных культур.

Нами отмечено, что уровень идентификации может быть различным. Индивид идентифицирует себя со своей культурной группой, тем самым принимая цели, ценности, нормы и интересы группы в качестве собственных.

В заключении можно сделать вывод, что результаты, полученные при решении задач поликультурного образования педагогов и семей ДОУ, первоначально подтвердили основное направление формирования и развития поликультурной компетентности. Уточнены представления об этнической культуре, о поликультуре, о поликультурной компетентности педагогов и родителей ДОУ, их месте и роли в становлении и развитии целостной личности в противоречивых условиях современности.

Педагоги ДОУ и семьи воспитанников, посредством приобщения к разным видам и жанрам музыкального искусства, через слушание, разучивание, исполнение песен, танцев, хороводов, игр, включая игру на детских музыкальных инструментах, элементов сценического искусства и его музыкального оформления, погружаются в духовное богатство музыкального искусства других народов. Они не только обогащаются духовно, но и постигают азы толерантности (еще одной ступеньки к поликультурно-музыкальному воспитанию). Здесь действует закономерность, что становление и развитие одной какой-либо способности влечет за собой формирование других, как бы по принципу «цепной реакции». Это процесс присущ музыкальным способностям.

Проведенная нами работа подтвердила выдвинутые положения и позволила убедиться в правомерности избранного пути конструирования процесса ориентации педагогов и родителей, детей ДОУ на поликультурную компетентность.

Литература

Основные источники

1. Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии [Текст] / М. Н. Гуслова, – М. : Академия. – 2010.

2. Ковалева Т. И. Специфика подготовки педагога ДОУ в условиях поликультурного региона [Текст] / Т. И. Ковалева, JI. Ф. Мищенко, — Ростов н/Д. : Изд-во РГПУ, 2007.

Публикации по теме:

Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых.

О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является необходимым и безусловным условием гармоничного развития нашего общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поликультурное образование педагогов ДОУ в процессе взаимодействия с семьей
Опубликовано: 20 октября 2014 в 04:31
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД