Лучший педагог года

Поликультурное воспитание

Елизавета Мельникова
Поликультурное воспитание

Образовательный проект "Цветные ладошки"

Цель и задачи проекта:

Основной целью проекта является ознакомление детей с культурами других наций, повышение уровня социокультурной компетентности у дошкольников, развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, воспитание толерантности и культуры межнационального общения.

Задачи проекта:

Публикация «Поликультурное воспитание» размещена в разделах

• Приобщение к разным видам национальной культуры народов России посредством участия в разнообразных видах детской деятельности;

• Формирование позитивных эмоционально-чувственных представлений об этнокультурном разнообразии России.

• Формирование умений, навыков и моделей поведения, способствующих эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.

• Накопление объективных представлений, знаний о своем и иных народах.

• Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников и со взрослыми.

Актуальность проекта:

Россия является многонациональной страной, её населяют десятки народов с самобытными культурами. Поэтому человек в современной социокультурной ситуации находится в среде, образуемой сосуществованием различных национальных культур. Очевидно, что многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения.

Во всех основных современных общеобразовательных программах проблема формирования социокультурной компетенции опосредованно прослеживается, но конкретизация данного направления не предусмотрена. Освоение культуры народов, как системы ценностей, приобщение дошкольников к социальной действительности, воспитание маленького гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде должно проходить в специально организованной педагогом деятельности, где педагог, опираясь на заинтересованность и имеющийся опыт у ребенка, может стать партнером для последующего обучения дошкольников диалогу культур.

Многонациональный состав воспитанников дошкольных учреждений в нашем регионе ставит перед педагогами задачу разработки новых стратегий и подходов к социализации подрастающего поколения в поликультурной среде дошкольного учреждения. Успешная социализация в такого рода среде включает знание основ не только своей культуры, но также культуры других народов, умение правильно взаимодействовать с ними.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста – родители воспитанников – педагоги.

Продолжительность проекта: 1 год

Продукты проектной деятельности:

• Альбом «Такие разные страны»;

• Альбом «Чудеса света»;

• Макетирование «Жилища разных народов»;

• Творческие мастерские: «Мастерская по изготовлению народных игрушек», «Мастерская по изготовлению атрибутов народного быта», «Ателье народного костюма»;

• Выставки изделий декоративно-прикладного творчества: «Куклы-обереги», «Волшебный клубочек», «Чудесные превращения ниточки»;

• Выпуск семейных газет «Традиции нашей семьи»;

• Фотовыставка «Клуб любителей путешествий»;

• Презентация национальных блюд;

• Дефиле народного костюма.

Планируемые результаты:

Дети проявляют любознательность, обладают установкой положительного отношения к миру, другим людям, могут следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

У них сформировано:

- чувство любви к родному, своей Родине, понимание мира как мира без границ, что все люди разные, но не чужие, а другие (от слова «друг»);

-представление о народной культуре, об образе жизни людей, населяющих другие страны, уважительное отношения к людям других национальностей и наследию других народов.

Методическое обеспечение проекта:

• подборка книг и открыток, игр и народных игрушек, знакомящих с историей, культурой, трудом и бытом разных народов;

• уголок краеведения с атрибутами народного быта;

• предметы декоративно-прикладного искусства;

• образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых);

• художественная литература (сказки и легенды народов Севера и мира);

• постоянно действующие и меняющиеся экспозиции в мини-музее группы «Калейдоскоп народов России»:

- экспозиция-мастерская – для выполнения с детьми различных поделок, свойственных родной культуре (лепка из соленого теста национальных кондитерских изделий, украшение силуэтов русских барышень, изготовление обрядовых кукол);

- экспозиция-чемодан – в условиях дефицита помещения эта экспозиция самая актуальная, так как занимает мало места. Содержимое чемодана составляют частные коллекции педагогов и родителей (поделки дымковских мастеров, белорусские соломенные игрушки, полотенца с орнаментами и др.);

- экспозиция-библиотека – основу составляют художественные альбомы из серии «Великие художники», портреты детских писателей, книжки-раскраски «Народные костюмы».

Механизм реализации проекта

Проект не является компонентом базовой части основной общеобразовательной программы, а является вариативным звеном воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающим индивидуальный характер социального развития воспитанников. Проект реализуется через систему совместных и индивидуальных организованных форм обучения, развлечений, праздников по поликультурному воспитанию.

Этапы работы:

1 этап – подготовительный: сентябрь – октябрь

• Изучение контингента родителей (национальная принадлежность, составление социального паспорта;

• Анкетирование и опросы родителей на выявление актуальности проблемы поликультурного воспитания;

• Подготовка консультаций для родителей:

- «Совместная работа ДОУ и семьи в поликультурном воспитании дошкольника»;

- «Поликультурное воспитание детей и их родителей через организацию семейных чтений»;

• Оснащение мини – музея народного быта;

• Подбор материала о странах ближнего и дальнего зарубежья (географическое положение, национальные костюмы, традиции и т. д.);

• Подбор образцов народного быта, национальных костюмы для кукол, детей и взрослых;

• Подбор художественной литературы «Сказки народов России», «Сказки народов мира»;

• Подбор музыкальных произведений «Танцы и песни народов мира»;

• Подбор материала «Изобразительное искусство народов России и мира»;

• Оформление картотеки народных подвижных игр разных стран;

• Оформление видеотеки «Народные традиции разных стран»;

• Подбор (создание) мультимедийных презентаций о разных странах.

2 этап – реализация проекта: ноябрь – апрель

Системная паутинка проекта

Образовательная область

Социально-коммуникативное развитие

Формы работы:

Тематические цикловые занятия: «Узнаем друг о друге», «Что такое, кто такой?»;

Познавательные беседы: «Что в имени моем?», «В нашей группе дети – дружней всех на свете», «Играют дети на всей планете»;

Коммуникативные игры: «Спиной к спине», «Паровозик с именем», «Я хочу подружиться с тобой» и др;

Игровые ситуации: «Гостеприимный теремок», «Давайте жить дружно», «Как бы ты поступил?»;

Народные праздники, развлечения и забавы «Коляда, коляда!», «Хейро», «Широкая масленица»;

Акция «Доброе сердечко»;

Фотовыставка «Клуб любителей путешественников;

Речевое развитие

Формы работы:

Рассматривание альбомов, картин по теме;

Пальчиковые игры;

Кинезиологические упражнения, биоэнергопластика;

Развивающие игры «Расскажи стихи руками»;

Составление описательных рассказов (по костюмам);

Составление и отгадывание загадок по теме;

Речевые игры.

Познавательное развитие

Формы работы:

Видео-презентации «В горнице моей», «Жизнь и быт народов Севера», «Широка страна моя родная», «Гуляй, масленица» и др. ;

Познавательная игротека: «Игры народов мира», «Игры народов Севера», «Географические игры»:

Организация тематических дней:

- День народного танца

- День народных игр

- День национальных традиций

- День народных сказок

- День народного костюма;

Создание альбомов «Такие разные страны», «Чудеса света»;

Макетирование «Жилища разных народов»;

Знакомство с объектами этнокультурного и природного окружения (посещение музеев, городских народных ярмарок и праздников «Большой Аргиш», «Проводы русской зимы» и др.);

Художественно-эстетическое развитие

Формы работы:

Знакомство с народными промыслами:

Художественно-творческие мастерские: «Мастерская по изготовлению народных игрушек», «Мастерская по изготовлению атрибутов народного быта», «Ателье народного костюма»;

Фольклорные концерты и конкурсы; театрализованные представления;

Знакомство с русскими народными сказками;

Знакомство со сказками народов Севера;

Знакомство со сказками народов ближнего зарубежья;

Знакомство со сказками народов мира;

Игры-драматизации по мотивам народных сказок;

Знакомство с музыкальными инструментами разных народов;

Знакомство с музыкальной и танцевальной культурой народов мира;

Танцевальные выступления на различных мероприятиях (городские, региональные, федеральные конкурсы («Подснежник»,«Небо танцует», фестивали «Солнышко в ладошках», «Благовест»).

Физическое развитие

Формы работы:

Тематические спортивные развлечения;

Подвижные игры народов Севера;

Подвижные игры народов мира.

3 этап – заключительный: май

• Итоговое мероприятие – музыкально-спортивное развлечение «Путешествие на остров Дружбы».

• Анализ и обобщение результатов проекта.

• Презентация проекта.

Публикации по теме:

Физическое воспитание в 4–5 летФизическое воспитание в 4–5 лет Физическое воспитание является одним из приоритетных направлений деятельности в детском образовательном учреждении. У детей развиваются.

Гендерное воспитание Гендерное воспитание Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь.

Консультация для педагогов. Воспитание основ безопасного поведения. Правовое воспитание дошкольников. Одним из направлений образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является воспитание основ безопасного поведения. Работа.

Консультация для родителей «Воспитание не наука, воспитание — это состояние души» Консультация для родителей «Воспитание не наука, воспитание это состояние души» Человек родился! Новый человек… Каким он будет? Никто не.

Музыкальное воспитание 1 мл. гр МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ 1мл. группа. Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №43 г. Сыктывкара Налимова Лариса Борисовна.

Поликультурное образование «Формы работы с дошкольниками по ознакомлению с историей и культурой Кубани» Поликультурное образование «Формы работы с дошкольниками по ознакомлению с историей и культурой Кубани» «Ты Кубань, ты наша Родина, Вековой.

Поликультурное воспитание дошкольников Поликультурное воспитание – это комплексный процесс социализации личности, основанный на преемственности культур, традиций и норм. Идея.

Поликультурное воспитание в ДОУ. Фотоотчет «Дефиле народного костюма»Поликультурное воспитание в ДОУ. Фотоотчет «Дефиле народного костюма» Фотоотчет «Дефиле народного костюма» Многонациональный состав воспитанников дошкольных учреждений в нашем регионе ставит перед педагогами.

Воспитание щедрости Раньше вы чинно прогуливались с коляской по парку. Теперь, когда малыш подрос, приходится осваивать новые территории, например, детскую.

Воспитание в системе специального образования Воспитание как составная часть специального образования В специальной педагоги воспитание - целенаправленное социальное взаимодействие, смыслом которого является специальная педагогическая помощь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поликультурное воспитание
Опубликовано: 13 ноября 2016 в 19:32
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД