МААМ-картинки

Полоролевая социализация детей дошкольного возраста.

Нелли Шагоренко
Полоролевая социализация детей дошкольного возраста.

В наше время в науке и обществе происходит изменение базовых социальных ориентиров, которое неизбежно приводит к переоценке и пересмотру задач, направлений, которые ставит перед собой общество. В современных условиях развития, особо остро встают проблемы социализации ребенка, приобщение его к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений.

Публикация «Полоролевая социализация детей дошкольного возраста,» размещена в разделах

Важным направлением вхождения детей в мир человеческих отношений является половое воспитание. Идеи бесполой педагогики давно ушли в прошлое. Вопросы половой идентификации и дифференциации привлекают в последнее время все больший круг психологов. Я как педагог (воспитатель д. сада) выделила для себя множество причин по которым выбрала эту тему для исследования, но вопрос полоролевой социализации меня заинтересовал еще и как мать и жену, стремящуюся найти полное взаимопонимание и благополучие в семье в семье.

Актуальность выбранной мною темы исследования заключается в том, что понимание гендерных особенностей не является полным без учета психологических характеристик детей дошкольного возроста, которые определяют успешность обучения, воспитания, формирование личностных особенностей ребенка в дальнейшем. Поэтому проблема полоролевой социализации дошкольников (детей 6-7 лет, является, бесспорно актуальной и интересной темой для исследования.

Цель: исследование полоролевой социализации детей дошкольников 6-7 лет.

Объект исследования: полоролевая социализация детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: гендерные представления о себе и сверсниках своего и противоположного пола у детей дошкольного возраста.

Гипотеза: у девочек представление о себе развито лучше, чем у мальчиков.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования :

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме полоролевой социализации, определить и выделить основные и концептуальные положения понятий «полоролевая социализация», «гендер», «гендерные представления»)

2. На основе анализа литературы выявить гендерные особенности детей дошкольного возраста.

3. Провести эмпирическое исследование гендерных представлений мальчиков и девочек.

4. Провести анализ процесса полоролевой социализации у мальчиков и девочек.

Теоретическая значение и новизна данного исследования обусловлено тем, что в современной литературе есть исследования по изучению полоролевой социализации детей школьного возраста. Но недостаточно исследована в отношении детей дошкольного возраста, а ведь именно в этом возрасте происходит зарождение не только способа реагирования на окружающую действительность, но и происходит становление всей личности в целом.

Методика исследования.

С целью изучения гендерных особенностей полоролевой социализации детей дошкольного возраста, мною было проведено исследование 32 детей в д. с. ЮАО г. Москвы (6-7 лет). Методика исследования включает:

1. Методика «Рисунок Мальчика, девочки и себя» Араканцевой Т. А.

2. Методика самооценки и оценки сверсников по фемининным, маскулинным и нейтральным качествам (модификация Барабановой В. В.)

3. Методика присвоения героям качеств личности (модификация Барабановой В. В.)

Практической значимостью работы являлось выдача рекомендаций педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения по работе с детьми. Рекомендации были сформулированы по результатам проведенного исследования с детьми. Кроме того данная работа может помочь при построении учебно-воспитательного процесса педагогам и родителям, учитывая индивидуальные особенности и особенности полоролевой социализации детей дошкольного возраста.

Заключение:

Несмотря на существенную психологическую аргументацию положения о необходимости целенаправленной работы по полоролевой социализации ребенка дошкольного возраста, в педагогике традиционно эти проблемы поднимаются и решаются крайне редко. Социальные процессы,происходящие в современном обществе, требуют продолжения исследований по изучению позитивного и негативного влияния социума на становление индивидуальности мальчика (девочки, способов формирования культуры взаимоотношения полов, упорядочения процесса полоролевой социализации дошкольников. С психологической точки зрения необходимо отметить, что полоролевая социализация это неотъемливая часть общего процесса социализации, которая включает в себя три компонента: развитие представлений о себе, как о представителе определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций,а также форм поведения, соответствующего полу. Ведущими механизмами полоролевой социализации можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию. Рассмотрев основные понятия проявления совокупности признаков полов, могу отметить, что фемининность и маскулинность не просто независимые, а взаимодополняющие переменные, так что каждый индивид характеризуется тем или иным их сочетанием. Но очевидно то, у мужчин и женщин при наличии такой совокупности,преобладают лишь какие то определенные признаки. Мужчина характеризуется агрессивностью, независимостью, силой, активностью, решительностью, ориентировкой на индивидуальные достижения. Женщина же характеризуется как слабая, мягкая, зависимая, пассивная, эмоциональная, экспрессивная, ориентирована на других. Психологический пол, или гендер содержит когнитивные (гендерное самосознание, эмоциональные (гендерная идентичность) и поведенческие (гендерные роли и особенности поведения) компоненты. Маскулинность и фемининность противопоставлялись и понимались дихотомически: либо одно, либо другое. И эти качества рассматриваются как полюса одного континуума. То, что отдаляется от мужественности, автоматически приближается к женственности. Они могут также рассматриваться как независимые автономные измерения, и каждый человек может содержать в себе определенные маскулинные и определенные фемининные признаки. Поэтому психологических вариантов полов отмечается не два, а намного больше.

Результатом моей работы является вывод о лучшей сформированности у девочек представлений о поле.

Таким образом открываются перспективы продолжения данного исследования:

- изучение полоролевой социализации дошкольников на большей выборке;

- изучение личностных особенностей, влияющих на полоролевую социализацию детей дошкольного возраста;

- изучение факторов, влияющих на формирование гендерных представлений детей разных возрастных групп;

- анализ и разработка практических методов, для изучения полоролевой социализации и гендерных представлений.

Выводы:

1. Высказанная мною гипотеза о лучшей сформированности у девочек представлений о поле, получила подтверждение в результате исследования по методикам Араканцевой Т. А. «Рисунок Мальчика, девочки и себя», методика присвоения героям качеств личности (модификация Барабановой В. В.)

2. По методике самооценки и оценки сверсников по фемининным, маскулинным и нейтральным качествам (модификация Барабановой В. В., самооценка испытуемых вполне адекватна для их возраста, а вот оценка сверстников противоположного пола завышена. Также можно сделать вывод о том, что мальчики неадекватно завышают свою оценку по маскулинным качествам, а девочки ее неадекватно занижают по этим качествам для сверстниц.

Таким образом, в ходе исследований экспериментальная гипотеза подтвердилась, и это открывает дальнейшие перспективы в изучении проблемы полоролевой социализации.

Публикации по теме:

Социализация детей младшего дошкольного возраста в условиях ДС Социализация человека- явление сложное, а полноценное социально- нравственное развитие происходит под влиянием разных факторов: наследственности,.

Доклад к конференции «Педагогическое сообщество-2016» «Гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста» Гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада. выполнила воспитатель МДОУ №14 комбинированного вида.

Педсовет «Социализация детей дошкольников посредством развивающих игр» (итоги смотр-конкурса) Положение о смотре – конкурсе: «Развивающие игры по социальному развитию». 1. Основные положения. 1.1. Настоящее положение разработано в.

Подходы к сохранению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в рамках ФГОС дошкольного образования В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования) одна.

Родительское собрание «Адаптация и социализация детей дошкольного возраста» Социализация детей - специфический социальный процесс. Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности,.

Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний,.

Социализация детей дошкольного возраста средствами трудовой деятельности Актуальность Проблема трудового воспитания дошкольников – одна из важнейших задач педагогики. Она имеет не только педагогическое, но и.

Творческая социализация детей дошкольного возраста в процессе изобразительного творчества В настоящее время современное общество испытывает потребность в самостоятельных, творческих и активных личностях с ярко выраженными индивидуальными.

«Путешествие в прошлое». Дидактический материал к занятию по ОО «Социализация» для детей 5–6 лет Образовательная область «Социализация» Презентация «Челябинск. Путешествие в прошлое». Задачи. Познакомить детей с историей города Челябинска.

«Совершаем добрые поступки». Занятие по разделу «Социализация» для детей средней группы Цель: -закреплять понятия «доброта», «добрый». -развивать умение понимать внутренний мир человека, чуткость, отзывчивость, внимание. -формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Полоролевая социализация детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 5 сентября 2016 в 17:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД