Яна Артымук
Подходы к сохранению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в рамках ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования) одна из главных задач звучит так: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [18]. Из формулировки данной задачи можно сделать вывод, что эмоциональное благополучие является одной из главных составляющих здоровья ребенка. Подходы к сохранению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в рамках ФГОС дошкольного образования требуют актуализировать представления о здоровье дошкольников, ведении здорового образа жизни и педагогике здоровья [2]. Сохранение эмоционального благополучия дошкольников опирается на методологические подходы к реализации педагогики здоровья в контексте действующих ФГОС [8]. Системный подход к освоению ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях непрерывного образования позволяет обеспечить целостность образовательного взаимодействия [1].
Публикация «Подходы к сохранению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в рамках ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть это суждение, подробнее рассмотрим понятие «эмоциональное благополучие». Анализируя отечественных, зарубежных психологов и педагогов, под эмоциональным благополучием понимается «устойчиво-положительное, комфортно-эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой его отношения к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками» [10].
По мнению Г. Г. Филипповой, эмоциональное благополучие ребенка – это «показатель оптимальности его развития и психического здоровья. Он состоит из эмоции удовольствия-неудовольствия как содержания преимущественного фона настроения; переживания комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта; переживания успеха-неуспеха в достижении целей; переживания комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними; переживания оценки другими результатов активности ребенка» [19].
Следовательно, работа педагогов дошкольных образовательных организаций, взаимодействие с семьями воспитанников должны составлять в совокупности одно направление – поддержание показателя эмоционального благополучия на высоком уровне, не травмируя ребенка, не нанося вред его гармоничному развитию и психическому здоровью как части целостного здоровья личности. Чтобы обеспечить процесс сохранению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования необходимо использовать здоровьеориентированный проект как структурную единицу недельного планирования. Организационно-педагогические условия реализации здоровьеориентированных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации предполагают реализацию проектов комплексно и интегрировано [7]. Моделирование образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС объединяет разные виды деятельности воспитателя как свободное конструирование при реализации выбранной образовательной программы дошкольного образования [6]. Подходы к сохранению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста подразумевают отдельное направление по конструированию здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственная среды в дошкольной образовательной организации в контексте реформирования системы дошкольного образования [4].
Нами используется метод проектов как способ работы над темой самообразования воспитателя по применению здоровьеориентированных технологий в условиях реализации ФГОС [3]. Начальный этап – профессиональная подготовка бакалавров в области здоровьесбережения с использованием метода проектов [5]. Разработка здоровьеориентированного проекта как условие становления культуры самовыражения актуальна для каждого воспитателя [9]. Культура самовыражения во взаимосвязи своих
компонентов позволяет оптимизировать индивидуальную траекторию развития дошкольников, организуемую воспитателем [12]. Обеспечение эмоционального благополучия детей требует проявления различных характеристик культуры самовыражения будущих педагогов в ходе подготовки к реализации здоровьеориентированного образования [13; 14; 15].
Исходя из данных, приведенных выше, определим некоторые подходы к сохранению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. Одним из первых можно выделить режим дня. Для того чтобы у детей было хорошее самочувствие, эмоциональное благополучие, по верному пути шло социальное, психологическое и физическое развитие, в ДОО и семье должны создаваться условия для воспитания у ребенка веры в себя и свои силы, возможности; для его творческой деятельности, соблюдения режима дня, правильного питания и жизнедеятельности. Огромное значение режиму дня придавал выдающийся ученый, педагог А. С. Макаренко. По его мнению, режим – это средство воспитания. Правильный режим сочетает в себе такие качества, как определенность, точность и действенность. Автор считает, что укреплению здоровья и оказания положительного влияния на эмоциональную сферу ребенка способствует рациональный режим [11].
Второй подход заключается в обеспечении эмоционального благополучия дошкольников через создание образовательной среды как одного из требований ФГОС дошкольного образования. Именно она гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей в образовательной деятельности детского сада [19].
Третьим подходом можно обозначить педагогические условия игры, т. к. игра – это ведущая деятельность дошкольников. Она «пропитана» многообразными эмоциями : радостью, удивлением, восторгом, волнением и т. д. Именно это дает возможность применять игровую деятельность для обогащения эмоционального опыта ребенка-дошкольника. Основной смысл игры состоит в проявлении разнообразных эмоций, важных для ребенка, потому что во время игры совершаются сложные преобразования исходных аффективных направлений и установок, сформировавшиеся в его реалистическом исследовании. В этом проявляется культура самовыражения детей [16; 17].
Связь между игрой и эмоциональным состоянием дошкольников зависит от двух направлений: развитие и модернизация игровой деятельности воздействует на становление и совершенствование эмоций; сложившиеся эмоции влияют на образование игр конкретного содержания.
Следующий подход, который направлен на сохранение эмоционального благополучия – создание благоприятной атмосферы в семье и наличие положительных эмоций на протяжении всего развития ребенка. Успешное развитие дошкольника немыслимо, если у него не создано жизнерадостное настроение. Источниками, питающими детскую радость, являются внимание и ласка. Безусловно, в жизни ребенка должны быть и радость, и огорчения. Однако, в целом, ребенка должны окружать любовь, забота, добро. Таким образом, эмоциональное благополучие – один из главных показателей адекватности развития ребенка дошкольного возраста. Оно свидетельствует о том, что все потребности дошкольника удовлетворяются, он убежден в том, что находится в безопасности и в безопасности окружающего его мира. Ребенок ощущает себя счастливым, незаменимым, важным, значимым.
Список литературы
1. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Системный подход к освоению ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях непрерывного образования // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 5. – С. 182-187.
2. Абаскалова Н. П., Зверкова, А. Ю. Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере метода проектов) : монография по проблеме сохранения здоровья. – Новосибирск: OOO агентство «Сибпринт», 2013. – 160 с.
3. Артымук Я. А., Зверкова А. Ю. Метод проектов как способ работы над темой самообразования воспитателя по применению здоровьеориентированных технологий в условиях реализации ФГОС ДО // Современные научные исследования: методология, теория, практика: материалы III Международной научно-практической конференции
(Красноярск, 19 августа 2014 г.). – Красноярск: ИЦ «Инспаер», 2014. – С. 11-20.
4. Зверкова А. Ю. Здоровьеориентированная развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации в контексте реформирования системы дошкольного образования // Современные проблемы науки и образования, 2015. – № 4; URL : www.science-education.ru/127-21226 (дата обращения : 12.08.2015).
5. Зверкова А. Ю. Профессиональная подготовка бакалавров в области здоровьесбережения с использованием метода проектов // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2015. – № 2 (18). – С. 103-108.
6. Зверкова А. Ю. Ключникова Н. И., Татаурова М. Н. Моделирование образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС : монография // Под науч. ред. А. Ю. Зверковой. – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. – 320 с.
7. Зверкова А. Ю. Организационно-педагогические условия реализации здоровьеориентированных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации // Наука 2013: итоги, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 25 января 2014). – М. : Грифон, 2014. – С. 18-27.
8. Зверкова А. Ю., Абаскалова Н. П., Казин Э. М. Методологические подходы к реализации педагогики здоровья в контексте действующих федеральных государственных образовательных стандартов // Валеология. – 2015. – № 2. – С. 34-42.
9. Зверкова А. Ю., Омельченко Е. А. Разработка здоровьеориентированного проекта как условие становления культуры самовыражения студентов педагогического вуза Современные проблемы науки и образования, 2015. – № 4 // URL : www.science education.ru/127-20822 (дата обращения : 26.07.2015).
10. Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников : учеб. пособие. – М. : Академия, 2003. – 168 с.
11. Макаренко А. С. О воспитании. – М. : Изд-во Политической литературы, 1990. – 416 с.
12. Омельченко Е. А. Культура самовыражения: понятие и взаимосвязь компонентов // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы IX Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 5 октября 2013 г). – Новосибирск: ООО агентство «Сибпринт», 2013. – С. 48-55.
13. Омельченко Е. А., Зверкова А. Ю. Характеристики культуры самовыражения будущих педагогов в ходе подготовки к реализации здоровьеориентированного образования // Современные проблемы науки и образования, 2015. – № 4 // URL : www.science-education.ru/127-21104 (дата обращения : 05.08.2015).
14. Омельченко Е. А. Культура самовыражения ребенка в контексте стандартизации дошкольного и начального общего образования // Социальное, культурное, экономическое и образовательное пространство России XXI века: материалы II Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 14 августа 2014 г.). – СПб. : Астерион, 2014. – С. 50-57.
15. Омельченко Е. А. Творческое самовыражение и культура самовыражения субъектов педагогического процесса: монография // Е. А. Омельченко, Э. П. Дадаева, С. А. Прохорова. – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2015. – 172 с.
16. Омельченко Е. А. Проявление культуры самовыражения учащихся в процессе самореализации во внеурочной деятельности // Социальное, культурное, экономическое и образовательное пространство России XXI века: материалы II Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 14 августа 2014 г.). – СПб. : Астерион,
2014. – С. 57-66.
17. Омельченко Е. А. Становление культуры самовыражения подростков в условиях индивидуализации обучения: автореф. дисс… канд. пед. наук. – Иркутск, 2004. – 19 с.
18. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1115 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российское образование. Федеральный образовательный портал : нормативные документы // https://www.edu.ru/db/mo/Data/d_13/m1115.html.
19. Филиппова Г. Г. Психология материнства: учебное пособие. – М. : Изд-во Института психотерапии, 2002. – 240 с.