Оксана Нефедова
«Становление эстетического отношения к фольклору у детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной и др.).
Публикация «„Становление эстетического отношения к фольклору у детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС“» размещена в разделах
Одной из важнейших задачах, стоящих перед нашим обществом и государством в условиях реализации ФГОС и требований концепции духовно-нравственного развития гражданина России, это повышение уровня музыкальной культуры, его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый многими поколениями.
Наиболее доступным и по восприятию, и по исполнению, имеющим огромные развивающие возможности музыкальным материалом является фольклор. Фольклор – (от анг. folk-народ, lore-музыка) устное народное творчество. Фольклор источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через лучшие образцы народной песни. Народные песни, игры, попевки включены в разные программы ДОУ.
Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу музыкального обучения детей положительно отражается на детях – они узнают новое о русском народном искусстве, музыке, песнях, танцах. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
3. Современный подход.
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Работа музыкального руководителя требует применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов,современных технологий.
Познакомившись с современными технологиями различных авторов, посетив курсы повышения квалификации на тему «Интегрированный подход в музыкальном воспитании дошкольников», мне хочется познакомить вас с одной из технологий Александра Гогоберидзе: «Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста».
Цель. Развитие певческих умений детей старшего дошкольного возраста.
Пение-одно из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря слову песня доступнее детям по содержанию, чем любой музыкальный жанр. Особенности певческой деятельности детей определяются в первую очередь спецификой развития детского певческого голоса. Легкое, выразительное пение у ребенка дошкольного возраста обеспечивается развитием специальных певческих умений (певческая дикция, дыхание, звукообразование, чистота интонирования)
Важнейшими условиями развития специальных певческих умений являются:
_ Наличие у ребенка музыкальных способностей и педагогическая помощь в их развитии
_ Целенаправленная работа музыкального руководителя, владеющими специальными технологиями обучения детей пению.
Условия реализации технологии :
1. Педагогическая технология реализуется : музыкальным руководителем в сотрудничестве с педагогом.
2. Место и время реализации технологии : музыкальные занятия, музыкальные дидактические игры в свободное время.
Этапы педагогической технологии:
1. Играем в музыкально - дидактические игры, обогащая музыкально – слуховые представления детей.
2. Развиваем певческие умения детей в процессе игровых упражнений
3. Активизируем проявление певческих умений детей на музыкальных занятиях
1 этап.
Игра в музыкально дидактические игры на этом этапе обогащает музыкально – слуховые представления детей, развивает их музыкальный слух. Играть с детьми может как музыкальный руководитель, так и воспитатель.
Игры для развития чувства ритма: «Веселые матрешки», «Определим по ритму», «Прогулка».
Игры для развития звуковысотного слуха : «Три поросенка», «Ступеньки».
Игры для развития тембрового слуха: «Догадайся кто поет», «Слушаем внимательно»
2 этап
Развиваем певческие умения детей в процессе игровых упражнений. Эту работу проводит музыкальный руководитель во время основной части музыкального занятия.
Игровые певческие упражнения для развития чистоты управления: «Пение про себя», «Песенки упражнения», «Телеграмма».
Игровые упражнения для развития певческого дыхания: «По нюхаем по дуем», «Пение по музыкальным фразам»
Работая над дикцией можно использовать прием коллективного произнесения текста шепотом, на высоком звучании в ритме песни.
3 этап
Активизируем проявления певческих умений детей на музыкальных занятиях. Разучивание песни и совершенствование певческих умений процесс достаточно трудоемкий, необходимо заинтересовать детей пением при помощи игровых приемов, сюрпризных моментов. Например игровой прием музыкальное приветствие.
Ожидаемый результаты педагогической технологии
Дети:
Положительная динамика в развитии певческих умений. Развитие музыкального слуха. Развитие самостоятельной музыкальной – игровой деятельности. Желание петь.
Родители:
Повышение интереса к музыкальной деятельности детей. Радость за певческое достижение детей во время утренников.
Педагоги:
Включение музыкально – дидактических игр в развивающую среду группы. Участие в музыкально – дидактических играх.
Музыкальный руководитель:
Освоение технологии развитие певческих умений дошкольников. Развитие профессионально – педагогического творчества: изобретение новых приемов и способом развития певческих умений детей. Помощь педагогу в разработке музыкально – дидактических игр.
2. Применение на практике.
Работу по приобщению к истокам народной культуры мы начинаем с детьми младшего возраста. Основными видами деятельности детей в младшем дошкольном возрасте на занятиях, с использованием фольклора, является слушание. На занятиях используются колыбельные песни для слушания: «Баю, баюшки,баю», несложный песенный материал: «Петя -Петушок» и т. д. по мелодическому и ритмическому строю легко усваиваются детьми.
Азы музыкально-ритмических движений закладываются при пении прибауток, где ритмические приговорки сопровождаются движениями ребёнка. Подбирается такой репертуар, где есть гармоническое соединение движений и речи. Всё это сочетается в умении правильно говорить, точно воспроизводить движения танца или хоровода: «Ладушки» хлопать в ладоши, «Чок-чок»притопывать каблучком и т. п. Сначала разучиваем приседания с детьми, подпрыгивание под песенки = потешки «», затем обучаем элементам пляски: притопы, хлопки, вращение кистями.
С целью развития чувства ритма используем игру на муз. инструментах: погремушке, ложках,бубнах. Эти инструменты
У детей этого возраста есть интерес к музыке, слушать её, эмоционально откликаться на неё.
Дети среднего возраста.
Они отличаются большей самостоятельностью. В лёгкой доступной форме мы начинаем знакомство с народным календарём. : подбираем материал: песни, игры-хороводы, отражающие времена года. Например, осенью, когда дети на познавательных занятиях знакомятся с явлениями природы, с трудом взрослых, мы используем песни, хороводы: «Капустка», «Осень, осень». Продолжаем знакомить с колыбельными песнями, даём сведения о колыбели, рассказываю о добре материнских рук, через это показываем выразительные средства колыбельной песни. Обращаем внимание детей и на различные виды фольклорных песен : лирические, плясовые, шуточные, игровые. Используем эти виды песен как на занятиях, так и на праздниках: «Капустка» - на осенних утренниках, «Весняночка», «Солнышко» - на весенних гуляньях. Особенно детям нравится хоровод «Земляничка - ягодка».Хороводы всегда украшают праздники.
В старшем дошкольном возрасте мы расширяем музыкальный материал, направленный на освоение русских традиций. Продолжаем развивать интонационную выразительность, акцентируем на умении слышать себя и своего соседа, на ритмичность движений в играх, плясках, хороводах.
Так в работе с детьми младшего дошкольного возраста используем следующие жанры фольклора : пестушки (песенки сопровождающие уход за ребёнком, потешки, заклички, приговорки (обращение к насекомым, птицам, прибаутки, загадки, докучные сказки.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста те же, что и и в младшем и ёщё : игровые песни, пляски, хороводы, фольклорные праздники.
Так при постановке сказки «Теремок» позволить маленьким исполнителям проявить врождённые естественные актёрские способности, изображая того или иного животного с использованием характерных для него песен.
«Весна-Красна» - совместное приготовление декораций (коса, топор, венки и т. п., используются загадки, игры хороводы.
«Весёлая Ярмарка» состоит из мотивов, связанных с обычаями и обрядами, относящихся к крестьянскому и ремесленному труду (работа в поле жнецов и косарей, сбор урожая и т. д., участие персонажей: Петрушек, скоморохов,кукольников и т. д.