Приложение МААМ

Половое воспитание дошкольников. Консультация для родителей

Наталья Вахмянина
Половое воспитание дошкольников. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для родителей

В число природных особенностей человека, обусловленных социальными факторами, входят те, что определяются полом.

Половая принадлежность (осознание себя мальчиком или девочкой) - это первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя.

Публикация «Половое воспитание дошкольников, Консультация для родителей» размещена в разделах

В реальной жизни ребенок развивается как представитель определенного пола. Поэтому задача полового воспитания в семье - помочь половой идентификации ребенка.

Главнейшая же цель полового воспитания - формирование у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношений полов во всех сферах деятельности.

В раннем возрасте начинает осуществляться половая идентификация, т. е. осознание ребенком своей принадлежности к тому или иному полу и овладение одной из двух моделей полового поведения, принятых в том социальном окружении, где ребенок растет. Уже в 3 года дети начинают понимать, что пол человека определяется анатомическими особенностями строения тела. Родителям следует знать, что ребенку необходима правдивая информация о строении тела мальчика и девочки, о сходствах и различиях между ними, о неизменности пола в процессе роста и взросления человека. Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют его на половую роль, учат мальчика быть мальчиком, а девочку девочкой, тем самым содействуя гармоническому развитию личности. Это выражается в одежде, в подборе игрушек, в играх, которые «внедряются» взрослыми. Очень рано ребенок начинает подражать родителю своего пола, который становится для малыша своего рода образцом, эталоном. В 3 года ребенок поглощен лишь внешними различиями между полами, теми, что «лежат» на поверхности: это разница в одежде мужчин и женщин, в манере их поведения. Поэтому так необходимо, чтобы перед глазами ребенка были обе модели поведения: женская (в лице мамы, бабушки) и мужская (в лице папы, дедушки). В возрасте 4-5 лет у детей усиливается интерес к гениталиям. Они рассматривают свои половые органы, трогают их, играют с ними. Некоторые родители квалифицируют такое поведение как детскую мастурбацию и впадают в панику. Естественно, что о мастурбации говорить еще рано, время ее появления относится к периоду полового созревания у подростков. А в дошкольном возрасте дети играют всем, что попадает в поле их зрения: руками, ногами, ну и половым органом. Иногда от игры с гениталиями ребенок получает особое (сексуальное) удовольствие. Как вести себя родителям? Главное, не показывать досаду, гнев, тем более - отвращение. Но необходимо проверять нижнее белье ребенка, следить за состоянием его половых органов. А затем переключить малыша на что-то интересное. Сексуальное любопытство детей проявляется в играх с раздеванием, с осмотром половых органов друг друга : «врач» ведет прием «больных» и предлагает показать интимные места. Подобные игры и занятия - результат естественного любопытства, любознательности, насытив которые дети не возвращаются к ним. Но интерес к ним можно «подогреть» неправильной реакцией родителей : наказанием, запрещением детям играть вместе, демонстрацией отвращения. Не подходят в таких ситуациях и запугивания. В дошкольном возрасте можно говорить только о прелюдии к половому воспитанию. Если не заложить у ребенка правильного отношения к проявлениям человеческой природы, к его физиологии, то спустя годы будет трудно найти нужную ноту в разговорах с подростком о целомудрии, о безопасном сексе, об ответственности сексуальных партнеров и многих других современных проблемах воспитания. С 5-6 лет процесс полоролевого развития усложняется, поскольку в качестве образов для подражания дети выбирают книжных, кино- и видеогероев. Серьезную ошибку допускают родители, когда воспитывают мальчика, как девочку, а девочку, как мальчика. Негативно скажется на развитии ребенка бесполое воспитание в семье, когда родители не предпринимают усилий для формирования его полноценной половой идентичности, ошибочно считая, что это придет само собой.

Одним из важнейших вопросов остается вопрос о том, как рассказать ребенку о сексе.

Информировать ребенка в вопросах секса и полового размножения сегодня просто необходимо. Родитель должен информировать ребенка корректно и по возможности полно (с помощью тех же книг, схем, учебных фильмов, подбирать нужные слова и отсеивать избыточную информацию.

Какой бы трудный или шокирующий вопрос ни задал ребенок, никогда нельзя сердиться! Дети больше всего боятся гнева родителей.

Самый простой способ избежать при этом смущения и в то же время постепенно донести до ребенка все необходимые сведения – выдавать ему информацию маленькими порциями, выражаясь простыми честными словами, не углубляясь в дебри и не пускаясь в рассуждения.

Не следует мяться и краснеть, словно ребенок своим вопросом застал самих родителей за чем-то неприличным. Интерес ребенка - естественный, он воспринимает эту часть жизни безоценочно, а реакция взрослого окрашивает его в те или иные эмоциональные тона. Если малыш встретит негативную реакцию взрослых, то в дальнейшем будет относиться к проявлениям своей сексуальности так же - как к чему-то стыдному, плохому и грязному.

Замалчивать же эту тему, отговариваясь избитыми фразами типа: «Это тебе еще рано», нельзя ни в коем случае. Потому что ребенок просто пойдет удовлетворять свое любопытство в другом месте и из других источников.

В 2-4 года ребенок обычно задает вопрос: «откуда я взялся?». На это можно спокойно ответить: "Из маминого животика. Малышам там безопасно и тепло, и они вырастают у мамы под сердцем". Кроме того, ребенка стоит познакомить с конкретными названиями половых органов. На этом этапе малышу еще не нужно говорить, что у половых органов есть своя особая миссия – надо просто указать на различие полов и дать гениталиям названия.

В возрасте 4-6 лет ребенка очень интересуют физиологические различия между полами. Именно в этом возрасте дети чаще всего задают вопросы о сексе. Но вопросы эти еще размыты, неконкретны. Например, малыш может увидеть в фильме любовную сцену и спросить: «Что они делают?» - на такой вопрос достаточно ответить: «Они любят друг друга». Вероятнее всего, немного погодя возникнет тема «дети появляются, оттого что взрослые вот так вот любят друг друга». На такие вопросы стоит ответить просто, не вдаваясь в подробности, что от этого занятия у них появляются детки. У животных это занятие называется спаривание, у людей – любовь или секс. На этом этапе ребенок просто связывает такое вот совместное копошение с появлением потомства, ему еще неинтересно и неважно, как это происходит технически.

Важную роль в половом воспитании играет семья- отец и мать. Психологический климат в семье должен быть таким, чтобы уже с самого раннего возраста ребенок чувствовал, что хорошая семья - это основа жизненного благополучия для человека, та основа, где тебя правильнее поймут, а в случае необходимости - помогут.

Самый нужный и самый главный воспитатель - личный пример нравственности родителей.

Взаимоотношения родителей, которые каждый день видит ребенок, формируют у него представление о понятии женственности и мужественности.

Ни в коем случае нельзя забывать, что половое воспитание детей в семье является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Оно должно помочь развивающейся личности освоить роли мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем - роли не только мужчины и женщины, но и мужа или жены, отца или матери в соответствии с общественно-моральными принципами.

Дошкольный возраст - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности. Развитие ребенка с первых дней жизни - это развитие конкретного мальчика или девочки. Половое воспитание надо начинать c раннего возраста, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тогда понимание половых отношений останется у него на всю жизнь. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, трудовым, физическим, эстетическим воспитанием. Именно они дают растущему человеку представление о долге, красоте, развивают волю, способность управлять стремлениями и желаниями, в том числе и сексуальными, подчиняя их сознанию, нравственным принципам, нормам общественной морали. В самом половом воспитании важны такие факторы, как построение семейных взаимоотношений. Лишь здоровая эмоциональная семейная обстановка формирует у малыша нормальное отношение к вопросам пола и секса. Половое воспитание, это, прежде всего, формирование у ребенка правильного отношения к вопросам взаимоотношений полов. Конкретные же знания в этом вопросе дети будут приобретать по мере взросления.

Публикации по теме:

Преобразование предметно-пространственной среды на основе гендерного принципа Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного.

Выявление гендерной идентичности у детей среднего дошкольного возраста Работа по формированию у детей гендерной идентичности должна начинаться с изучения особенностей развития каждого ребенка. Для реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Половое воспитание дошкольников. Консультация для родителей
Опубликовано: 12 января 2015 в 14:26
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Половое воспитание дошкольников. Консультация для родителей» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Вахмянина (УИ 103025) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД