Ольга Тихомолова
Помощники в моей работе. Программа мозжечковой стимуляции по методике Бильгоу
▼ Скачать + Заказать документы
Программа мозжечковой стимуляции — это оригинальная по своей продуманности и системности программа, состоящая из серии коррекционно-развивающих и организующих упражнений, направленных на стимуляцию и нормализацию работы мозжечка. Комплекс упражнений основан на обеспечении мозга базисными навыками, которые помогают в усвоении любой информации.
Публикация «Помощники в моей работе, Программа мозжечковой стимуляции по методике Бильгоу» размещена в разделах
В основу программы легли многолетние исследования доктора педагогических наук Френка Бильгоу. Будучи преподавателем в классах, где училось много детей с различными академическими трудностями (в частности — с проблемами в чтении, он обратил внимание, что дети, играющие на переменках с балансом и координацией — более успешны в учебе. Этот простой факт стал ключевым моментом в разработке его системы развития мозжечка как средства повышения успеваемости детей в школе.
Работа мозга
Мозжечок имеет большое значение в интегративной работе мозга, что обеспечивает скорость обучения и формирования новых, более эффективных нейронных сетей. Поэтому для реализации высших психических функций и нормативного психофизического развития человека необходимо адекватное функционирование так называемого «быстродействующего мозга» - мозжечка и моста - мозолистого тела с тремя парами ножек, обеспечивающими межполушарное взаимодействие мозжечка с передними, средними и задними отделами мозга.
Патологии работы мозжечковой системы
Нарушения мозжечковой системы в онтогенезе человека ведут к серьезным патологиям детского развития. При повреждениях или функциональной недостаточности мозжечка возникают двигательные нарушения в актах, требующих сложных взаимодействий различных сенсорных систем и определенной последовательности активации групп мышц отдельных областей тела. Кроме того, возможны расстройства речи и фиксации взора. Поражение, прежде всего, червя мозжечка, ведет к нарушениям статики - возможности поддержания стабильного положения центра тяжести тела человека, равновесия, устойчивости.
Сенсорная интеграция
В программе мозжечковой стимуляции используется системный подход к коррекции нарушений: с одной стороны, стимуляция мозжечка, с другой — сенсорная интеграция с учетом основных принципов детской нейропсихологии. Считается, что именно вестибулярные системы головного мозга играют решающую роль в любой деятельности: они помогают координировать не только крупную, но и мелкую моторику, налаживают связи между всеми основными органами и частями головного мозга, которые участвуют в письме, чтении, счете. Вестибулярный аппарат — главное связующее звено головного мозга.
Сенсорная интеграция:
• Является бессознательным процессом происходящим в головном мозге;
• Организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);
• Наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать педагога и не обращать внимания на уличный шум);
• Позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся. Формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.
Доказано, что мозжечковая стимуляция повышает эффективность других коррекционных занятий. По словам самого Бильгоу, всего после 15 минут занятий, вы сможете наблюдать более грамотное и четкое письмо, большую собранность, улучшение памяти и счета.
Когда и кому полезна программа мозжечковой стимуляции?
Для детей у которых есть трудности с письмом, проблемы с осанкой и сколиозы, страхи, фобии, проблемы с речью и любым видом моторики, координации движений. Показаниями к терапии являются также гиперактивность, нарушения речевого, психического развития.
Если Вы замечаете у ребенка следующие особенности:
• поздно начал ходить или говорить, пропустил в развитии стадию ползания;
• быстро возбуждается и утомляется, присутствуют трудности самоконтроля;
• часто отвлекается на посторонние раздражители, ему сложно концентрироваться;
• у него плохая память и трудности внимания;
• поведенческие нарушения, частые перепады настроения, импульсивность;
• сниженная успеваемость, трудности в усвоении образовательной программы;
• отставание в развитии моторики, моторная неловкость;
• нарушение координации (неуклюжесть, раскоординированность).
Программа мозжечковой стимуляции эффективна при следующих диагнозах:
• синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
• минимальная мозговая дисфункция (ММД);
• задержка речевого развития (ЗРР) разной степени тяжести;
• задержка психического развития (ЗПР) и задержка психо-речевого развития (ЗПРР);
• дислексия и дизграфия;
• аутизм и расстройства аутистического спектра;
• синдром Аспергера;
• логоневроз (заикание).
Какие результаты можно получить, занимаясь по программе Ф. Бильгоу?
• улучшение концентрации и внимания;
• повышение выносливости, работоспособности на занятиях;
• улучшение зрительно-моторной координации;
• развитие пространственного восприятия и воображения;
• развитие двигательных способностей: скорости реакции, ловкости;
• развитие всех видов памяти: зрительной, зрительно-пространственной, звуковой, образной, а особенно двигательной и других;
• развитие восприятия устной и письменной речи, их автоматизации, что в свою очередь является основой для формирования и развития собственной речи и навыков письма;
• оптимизация навыков механического чтения;
• развитие интеллектуальных способностей;
• развитие математических и логических способностей;
• развитие способностей к планированию и контролю своей деятельности;
• гармонизация эмоционально-волевой сферы;
• нормализации поведения;
• личностные изменения.
Какие когнитивные функции улучшает программа мозжечковой стимуляции?
Пространственное воображение
Пространственное осознание требует, чтобы у нас была модель трехмерного пространства вокруг нас, и оно требует, чтобы мы могли интегрировать информацию от всех наших чувств.
Интеграция между двумя полушариями мозга
Человеческий мозг состоит из двух полушарий, левого и правого, которые функционируют как два сетевых компьютера. Левое полушарие получает двигательную и сенсорную информацию с правой стороны тела, а правое полушарие – с левой стороны тела. Когда мы объединяем две системы и начинаем решать задачу развития гармонии и синхронности, первым шагом является достижение эффективного баланса между операциями, происходящими на двух сторонах мозга.
Скорость работы мозга и время реакции
Внимание
Бинокулярное зрение – это способность обеих глаз работать вместе, чтобы предоставлять точную информацию мозгу.
Проприоцепция – осознание движения и положения тела.
Нейропластичность – задействование нейронных связей и их рост, увеличивает уровень организации и эффективности работы мозга.
Какие же результаты мы получаем от занятий по сенсорной интеграции?
В ходе занятий повышается пластичность мозга, появляется возможность заполнить пробелы и восполнить недостатки функциональности базовых структур головного мозга.
Улучшается успеваемость, навыки социальной адаптации, взаимоотношения в семье, стабилизируется психоэмоциональное состояние, ребенок обретает хорошую физическую форму, исправляется его осанка, заметно улучшается координация движений.
Мозжечковая стимуляция также значительно улучшает эффективность любых занятий.
Как можно использовать в детском саду работу по сенсорной интеграции?
В своей работе в долгосрочных и краткосрочных проектах я часто пользуюсь методикой Бильгоу на балансировочной доске.
Чаще работа на балансире проходит в форме своеобразных физкультурных упражнений. Но, на балансире можно и фантазировать, а также включать упражнения на нем в различные занятия.
1. Индивидуальная коррекционная работа.
Сначала ребенок осваивает балансир: встает на него (с помощью и без помощи, пытается удерживать равновесие, раскачивается на нем. Возможен вариант, когда ребенок сидит на балансире и раскачивает себя сам.
По мере освоения балансира движения и задания усложняются.
2. В работе с группой детей
Хотя и выполняется упражнение по одному, но дети, которые стоят рядом и ждут, тоже вовлечены в работу.
С детьми 5-6 лет во время раскачивания на балансире, можно фантазировать. (С закрытыми и открытыми глазами)
- Представь, что ты плывешь по морю на корабле.
(Летний вариант)
- В лицо дует теплый морской ветерок. Ты стоишь на палубе, твой корабль раскачивают волны. Посмотри, что ты видишь вокруг?
(Киты, стайки дельфинов, пальмы, остров сокровищ, морские звезды, кораллы, пиратский корабль и т. п. Важно корректировать перечисления детей, превращая в историю, сказку, с началом, серединой и завершением)
(Зимний вариант)
- В лицо тебе дует резкий северный ветер, но мороз не страшен, т. к. готовясь к путешествию на северный полюс, оделись мы соответствующе, тепло. Мимо проплывает морж, а вон на острове тюлени.
- А, вон смотри, белый медведь на льдине.
- А, какое красивое северное сияние! И т. п.