Папки-передвижки

Понятие об интонационной стороне речи в психолого-педагогических исследованиях

Татьяна Гунина
Понятие об интонационной стороне речи в психолого-педагогических исследованиях

И. Г. Торсуев[61] определяет интонацию (Большой энциклопедический словарь) как «единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения». Интонация – это одно из важнейших выразительных средств речи. Многие исследователи отмечали о важности интонационной стороны речи. Л. А. Зайцева отмечала, что влияние интонационных упражнений большое на общий речевой тонус, на моторику, настроение, что способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга. [46]

Публикация «Понятие об интонационной стороне речи в психолого-педагогических исследованиях» размещена в разделах

Термин «интонация» происходит от латинского «intonatio» (это слово образовано от глагола «intono», «intonare» - «громко произносить)». Интонация представляет собой комплекс взаимосвязанных ритмико-мелодических компонентов, включающих: мелодику, темп, ритм, ударение, паузы, тембр произнесения. (Большой энциклопедический словарь)[61]

В пособиях М. А. Поваляевой[43] интонация рассматривается как сложный комплекс просодических компонентов: мелодику, ритм, темп, тембр и логическое ударение и служит на уровне предложения для выражения синтаксических значений и грамматических категорий, а также экспрессий и эмоций.

Л. З. Андронова [46] указывает на то, что интонация является звуковой формой высказывания, системой изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пауз и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также содержание речи и обстановке, в которй она произносится.

Л. А. Колпачевская[46] подчеркивает, что под интонацией в лингвистике понимают систему фонетических средств, служащих для оформления целостности высказываний и выявления их смысла.

Я. Н. Скрипник., Т. М. Смоленская [48] рассматривают интонацию как ритмико-мелодическую сторону речи, которая служит в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Термин «интонация» рассматривается в двух смыслах: узком и широком. В узком смысле слова как «движение голосового тона», интонация совпадает с понятием мелодики речи. В широком смысле обозначает сложное явление, представляющее собой совокупность мелодики речи (повышение или понижение основного тона в пределах высказывания, интенсивности, темпа речи и пауз. В качестве дополнительных составляющих интонации выступают тембр речи (при выражении иронии, сомнения, воодушевления и так далее) и ритм.

Основа в интонации – это мелодика, а основными интонационными средствами выступают тональные средства.

Также в статье раскрываются типы интонации, из которых выделяются интонации повествования, вопроса и восклицания.

Следовательно, бывают предложения с разной интонацией, где происходит отражение нейтрального и субъективного отношения к содержанию высказывания, что помогает передать разнообразные оттенки эмоций. Тембровые средства интонации – это разные качества голоса, определяемые состоянием голосовых связок: нейтральный голос, придыхательный, хриплый, напряженный, скрипучий расслабленный и другое. К количественно-динамическим средствам относятся: увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения отдельных речевых тактов.

Интенсивность проявляется в силе голоса, которой можно выразить эмоциональное состояние говорящего: удивление, гнев, испуг, радость, горе и так далее. Сильным голосом можно выразить чувство испуга, радости, а слабым – горесть. Скорость выражается в темпе речи. Когда человек взволнован у него быстрый темп речи и, наоборот, когда торжественно говорит, используется медленный темп речи. Кроме этого, когда мы хотим в разговоре показать важность текста или выразить свои эмоции, используем паузы, то есть перерывы в речи. Они бывают разными по длительности. Интонация помогает объединить фонетические слова в речевые акты. Паузы, сочетающиеся с движениями голосового тона, могут служить, чтобы различать смысл высказываний.

Л. В. Бондаренко, Л. Р. Зиндер[46] в своих исследованиях интонационную сторону речи рассматривают как главное фонетическое средство оформления речевого высказывания, совокупность просодических компонентов (мелодика, интенсивность, темп, ритм, логическое ударение, паузирование и тембр, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения, об эмоциональном состоянии говорящего.

Роль интонационной стороны речи огромна : помогает оформить фразу и передать информацию о коммуникативном типе высказывания. Большое внимание интонации придавал К. С. Станиславский. В книге «Работа актера над собой в творческом процессе воплощения» (1938) выделяет компоненты интонации, также разъясняет их важность в устной речи, все это описывает в примерах. К. С. Станиславский раскрывает определения многих современных лингвистический понятий, которые связанны с интонацией, а его терминология немного отличается от современной.

В лингвистике интонацию понимают как систему фонетических средств, которые служат для оформления фонетической целостности высказывания и выявления его смысла. (Л. В. Бондарко, 1977; И. Г. Торсуева, 1990).

Можно отметить, что интонация - это комплекс взаимосвязанных ритмико-мелодических компонентов речи : мелодика, темп, ритм, ударение, паузы, тембр произнесения, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Рассмотрим эти компоненты интонации подробнее. Мелодика речи— основной компонент интонации, то есть «изменение частоты основного тона, развертывающееся во времени» (Торсуева, 1990).

Публикации по теме:

Сообщение на педагогическом совете «Понятие об опасностях и опыте безопасного поведения» Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление.

Картотека развития интонационной выразительности. Упражнять в произношении фраз: тихо, громко, быстро, медленно, выразительно (с разной интонацией). Ч И С Т О Г О В О Р К И, С К О Р О Г.

Конспект урока математики во 2 классе «Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки таких треугольников» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Класс: 2 Г Тема. Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая»Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

Стихотворения — разъяснялки для детей 4–7 лет, поясняющие им понятие народное единство Уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов, дети должны познавать мир, как материальный и психологический, так и политический. Как.

Эффективность педагогических воздействий Динамика показателей освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторинга Разновозрастная группа 2016-2017г МОУ СОШ №2.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Понятие об интонационной стороне речи в психолого-педагогических исследованиях
Опубликовано: 11 января 2021 в 22:53
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД