Елена Вялова
Популярная логопедия: специальные образовательные условия развития, воспитания и обучения детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Большинство детей с нарушениями речи для получения полноценного образования не могут обойтись без своевременной логопедической помощи. Многие из них нуждаются также в медико-психолого-педагогическом сопровождении. Задачи выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей решает учитель-логопед. Целью его деятельности является создание условий, способствующих диагностике и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему совершенствованию устной и письменной речи детей для успешного усвоения ими дошкольной, а затем и школьной образовательных программ.
Публикация «Популярная логопедия: специальные образовательные условия развития, воспитания и обучения детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В содержание профессиональной деятельности учителя-логопеда входит диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно-методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа.
В структуру муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Изумрудный город» входят группа компенсирующей направленности для детей от 3 до 7 лет с расстройствами аутистического спектра, 2 группы комбинированной направленности (для детей 5-6 лет с нарушениями речи) и группы общеразвивающей направленности (для детей 6-7 лет, в которых дети с различными речевыми нарушениями интегрированы в среду сверстников, не имеющих ограниченных возможностей здоровья. Задача социализации и интеграции детей с нарушениями речи выполнима при условии учета их образовательных потребностей.
К особым образовательным потребностям детей с выраженными (тяжелыми) нарушениями речи относят :
- необходимость совпадения начала коррекционно-развивающего обучения с моментом выявления и определения нарушения в развитии речи ребенка;
- организацию эффективной здоровьесберегающей среды для сохранения здоровья и компенсации индивидуальных недостатков развития ребенка;
- учет этнокультурной ситуации развития детей;
- совершенствование развития взаимосвязанных с речью сенсорных, моторных и высших психических функций;
- устранение неврологических и психопатологических нарушений, часто сопровождающих нарушения речи центрального органического генеза;
- воспитание правильного отношения к речевым и другим возможностям ребенка со стороны родственников, социального окружения;
- формирование индивидуальной языковой системы ребенка;
- развитие всех форм речи и всех видов речевой деятельности;
- постоянное стимулирование речевой и познавательной активности ребенка, побуждении интереса к себе, окружающим предметам и социальному миру;
- обучение различным формам коммуникации (вербальным и невербальным);
- профилактику нарушений формирования письменной речи и подготовку к овладению навыками чтения, письма, счета;
- включение родителей в процесс коррекционно-развивающего обучения.
Актуальность выявления и осознания педагогами особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи во многом связана с тем, что контингент детей в последнее время меняется, как по состоянию речевого развития, так и по уровню подготовленности к обучению. Прослеживаются две основные тенденции в изменении контингента детей с нарушениями речи. Одна тенденция заключается в увеличении количества детей с минимальными проявлениями речевых нарушений к школьному возрасту, что связано со своевременным оказанием логопедической помощи и применением современных педагогических технологий. Другая – свидетельствует о том, что возросло и количество детей со сложной структурой речевого нарушения, с тяжелыми нарушениями речи органического характера, сочетающимися с расстройствами психофизического развития.
Особый статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья подчеркивается всеми существующими нормативными правовыми документами, регламентирующими специфику содержания и организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях.
Согласно Порядку организации и осуществлению образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014). содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (п. 16).
Таким образом, исходя из нормативных требований, любая образовательная организация, в том числе дошкольная, в которой обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ, обязана самостоятельно разрабатывать и реализовывать адаптированные образовательные программы (далее АОП). При проектировании такой программы для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья важно понимать, что такие программы, с одной стороны, должны в полной мере соответствовать установленным законодательством требованиям к структуре и содержательному наполнению разделов, а с другой, отражать специфику ее реализации для детей дошкольного возраста с конкретными видами ограничений по здоровью, учитывать психофизические особенности, возможности и потребности ребенка.
Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования являются : проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации и индивидуальных образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) воспитанников с особыми образовательными потребностями.
Для детей с ОВЗ рабочей группой специалистов ДОУ разработаны адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития, общим недоразвитием речи, со сложной структурой дефекта, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи) с учетом рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, по созданию специальных условий для получения образования. Грамотно разработанная программа является неотъемлемой частью обеспечения результативного сопровождения детей с ОВЗ всеми специалистами ДОУ.
На основе образовательной программы разработана рабочая программа по реализации образовательной области «Речевое развитие» с осуществлением коррекции речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, целью которой является оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста в их стремлении преодолеть возрастные и патологические речевые недостатки на уровне устной формы речи, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.
Дети с речевой патологией имеют различные стартовые возможности, вариативность недоразвития основных компонентов речевой системы. Динамика развития ребенка детерминирована большим количеством факторов, среди которых, в первую очередь, необходимо отметить уровень развития и возможность реализации компенсаторных возможностей. Важно иметь представления о различном реабилитационном потенциале детей, включающем когнитивный, мотивационный, коммуникативный компоненты.
В целях обеспечения эффективной работы с детьми с нарушениями в развитии, трудностями в обучении и воспитании, в соответствии с концепцией коррекционно-развивающего обучения в нашем ДОУ регулярно проводятся заседания психолого- педагогического консилиума. Проведение плановых диагностический обследований в рамках деятельности консилиума позволяет обеспечить своевременное выявление детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи, разработать рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей, оказать необходимую психолого-педагогическую помощь.
В начале учебного года на основании заключений территориальной психолого-медико-педагогической комиссии совместно со специалистами и воспитателями групп составляются индивидуальные образовательные маршруты, которые являются ориентиром в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и позволяют определить перспективу деятельности с дошкольниками. Благодаря разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов и программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитанникам обеспечены равные стартовые возможности при поступлении в школу. Благодаря разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов и программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитанникам обеспечены равные стартовые возможности при поступлении в школу.
"Правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности" (Н. В. Нищева).
Эффективность коррекционно-образовательной работы во многом зависит от организации предметно-развивающей среды, как части целостной формы педагогической деятельности. Предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивать их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта создание развивающей предметно-пространственной среды преследует цель развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для реализации данной цели развивающая предметно-пространственная среда должна отличаться насыщенным содержанием, быть гибкой (трансформируемой, многофункциональной, соответствующей индивидуальным особенностям, возрасту и гендерным особенностям детей. Кроме того, обязательным условием эффективности развивающей предметно-пространственной среды является ее доступность и безопасность.
Речевая развивающая среда в группе подчинена закону детства: «Учимся играя!» и представляет собой систему дидактических игр, игрушек, книг, предметов, обучающих зон, способствующих обогащению, закреплению и становлению речи. Образовательное пространство разделено на комбинацию информационно–коммуникационных, креативных и релаксационных зон, в которых, играя, ребенок знакомиться с правильным произношением звуков, осваивает нормы родной речи.
При создании развивающей речевой среды учитываются возрастные особенности развития психических функций и возможности развития всех сторон речи детей, подбирается материал в соответствии с лексической темой, который регулярно обновляется по мере изучения каждой новой темы, игры и пособия систематически меняются в течение года. Постоянное обновление оснащения делает коррекционную логопедическую деятельность интересной, комфортной, эмоционально обогащенной и, конечно, развивающей для детей ОВЗ.
Играть всегда интереснее, чем просто повторять упражнения. Игра позволяет естественно, тонко и ненавязчиво устранять речевые недостатки, дает возможность многократно повторять с детьми логопедические упражнения. Это ставит перед нами задачу поиска эффективных методов профилактики и коррекции развития детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения.