МААМ-картинки

Потешка и духовно-нравственное воспитание ребенка

Татьяна Клепикова
Потешка и духовно-нравственное воспитание ребенка

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение.

Духовность – это феномен, отличающий человеческую жизнь от природного существования, привносит в нее социальный характер. Сегодня духовность помогает человеку познавать себя, свой смысл жизни и предназначение в ней.

Публикация «Потешка и духовно-нравственное воспитание ребенка» размещена в разделах

Она отыгрывает важнейшую роль в процессе формирования социального общества. Способность человека отличать враждебное и чуждое в его существовании, позволяет защитить среду его обитания, его самого от ошибочных поступков и действий, которые имеют разрушающие последствия. Текущий этап жизни общества переживает кризис духовности.

По ФГОС, основными задачами воспитания у детей дошкольного возраста высокой духовности и нравственности называются:

• формирование доброго отношения к людям и природе;

• пробуждение чувства сопричастности к народному наследию;

• осознание своих национальных особенностей, внушение чувства уважения к своей нации, представителям других народностей;

• формирование доброжелательных коллективных связей, сочувствия, дружелюбия, сопереживания к товарищам;

• внушение уважения к труду;

• создание основ патриотизма, гражданственности.

Духовное и нравственное возрождение невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности, к устному.

Дошкольный возраст – тот важный период, когда ребенок познает мир общественных ценностей. В это время закладываются основы нравственных установок, которые в дальнейшем определяют отношение взрослого к миру и его проявлениям. У маленького человека складывается представление о себе, о близком и более широком окружении. Самое время знакомить малыша с нравственными нормами посредством разнообразной и интересной деятельности.

И здесь к нам на помощь приходит потешка.

В этих малых фольклорных формах заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи.

Исследования психологов показали, что потешки оказывают на ребенка раннего возраста активизирующее воздействие, являются средством социализации, то есть с помощью этих жанров происходит усвоение, присвоение жизненного опыта многих поколений. Потешки учат ребенка ненавязчиво, без грубого дидактизма.

Образы этих фольклорных произведений взяты из жизни, конкретны,

содержательны и поэтому могут служить могучим средством

социализации.

Диапазон использования потешек крайне широк. Они таят в себе неисчерпаемые обучающие возможности, накопленные народом, прекрасный речевой материал, их можно использовать во всех видах деятельности.

Дети моей группы особенные. У детей с НОДА не только замедляется, но и патологически искажается процесс формирования речи. Нарушения эмоционально-волевой сферы проявляются в том, что у одних детей отмечаются повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других – заторможенность, застенчивость, робость. Снижено внимание и низкая работоспособность.

Учитывая все вышесказанное, мы посчитали необходимым обогатить среду в нашей группе музеем потешки, который назвали «Тары-бары-растабары». Его мы создавали совместно с родителями, которые помогли нам собрать библиотеку и экспонаты музея.

Как же использовать потешки?

Во-первых мы их используем во время адаптации детей к детскому саду. Это делает приспособление к новым условиям более безболезненным. Они создают успокаивающие, отвлекающие и забавляющие ситуации, которые положительно влияют на детей.

Потешки помогают наладить эмоциональный контакт. Находясь в группе целый день, дети устают, ссорятся, у них может быть плохое настроение. А кто-то шалит и никак не может успокоиться. В этих случаях нам помогает потешка. Она отвлекает ребенка, переключает его внимание. Имена в них с легкостью заменяются на имя ребенка, к которому в данный момент обращаешься.

Потешки просты, кратки, что помогает их быстро запомнить.

С их помощью решаются практически все задачи методики развития речи. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию связной речи. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению.

Особенно важно для наших детей то, что в потешках слово можно соединить с действием ребенка. Даже одно из определений говорит именно об этом: «Потешки – это песенки или короткие стишки, которые сопутствуют игре с ребенком при помощи его пальчиков и ножек, головы и ручек». Их содержание богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием. Происходит стимуляция двигательного развития.

Одна из задач нашей работы - эмоциональное благополучие детей, развитие их эмоционального мира. Эти маленькие стишки могут вызвать бурю самых разнообразных эмоций. Театры самый доступный вариант, потому что потешку очень просто обыграть, показать. У нас разнообразные виды театров, наборы игрушек. В ходе работы происходит активизация эмоционального мира ребенка.

С помощью потешек мы изучаем с детьми окружающий мир и его явления, изучаем части тела.

Многие из изучаемых потешек мы используем и в ходе игр с детьми с различными предметами, игрушками, запоминая их содержание и последовательность действий, например, укладывая куклу. Во время игр дети вспоминают и проговаривают слова потешек.

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, просыпаются, обедают, одеваются, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность.

Мы активно сотрудничаем с детской библиотекой. Сотрудники библиотеки приходят к нам несколько раз в год, темы их в основном связаны с устным народным творчеством. Эти встречи проходят очень плодотворно и продуктивно.

Каждый год мы с детьми и родителями посещаем «Детский музей на купеческой», где дети знакомятся с народной игрушкой, с русским бытом.

Наш музей потешки, помогает нам в повседневной работе, он пополняется новыми экспонатами. Потешка - участница проектов, которые проводились в группе. («Мы грустим и радуемся»)

Влияние устного народного творчества на развитие личности ребенка неоспоримо. Поэтому не только воспитателям, но и родителям необходимо использовать потешки в повседневной жизни. Для родителей были проведены консультации на темы: «Использование потешки в режимных моментах», «Использование фольклора в нравственном воспитании детей».

Нельзя не согласиться с В. А. Сухомлинским, когда он говорил: “От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Прикреплённые файлы:

t-a-klepikova_kl595.pptx | 6560,16 Кб
 
Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа) Творческая работа воспитателя, детей и родителей. Одной из форм работы с семьей является выпуск стенгазет. Информация, содержащая в газете,.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Потешка и духовно-нравственное воспитание ребенка
Опубликовано: 12 декабря 2020 в 13:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД