Папки-передвижки

Повышение педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Авдеенко Оксана Александровна
Повышение педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
▼ Скачать + Заказать документы

Повышение педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Согласно статистическим данным, за последнее десятилетие значительно увеличилось количество детей с нарушениями в развитии, в том числе с нарушениями опорно — двигательного аппарата. К сожалению, далеко не многие дошкольные образовательные учреждения могут предложить образовательно — воспитательную помощь для таких детей, оказать им и их родителям поддержку в решении вопросов коррекции имеющихся у ребенка дефектов речевого, психического, поведенческого спектра.

Публикация «Повышение педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии» размещена в разделах

На базе нашего ДОУ уже несколько лет успешно функционирует группа для детей с нарушениями опорно —двигательного аппарата, которую посещают дети с различными видами двигательных и психических расстройств. В данной группе, которую посещают девять воспитанников (восемь из них имеют диагноз Детский церебральный паралич) особое внимание специалистов, работающих с детьми, уделяется сотрудничеству с семьей, так как ДЦП характеризуется сочетанием целого ряда расстройств: двигательных, психических и речевых, с возможными сопутствующими нарушениями зрения, слуха и сенсомоторной чувствительности. В связи с тем, что и родитель и ребенок страдают от нарушения коммуникативных отношений при дизартрических расстройствах, особенно при анартрии, а так же для максимально успешного решения задач коррекционно-развивающей программы, необходимо тесное взаимодействие логопеда с родителями дошкольника, которому оказывается логопедическая помощь в ДОУ. Наши длительные исследования доказали необходимость включения родителей в процесс коррекционной помощи ребенку в рамках ДОУ с целью формирования у них адекватных способов общения со своим ребенком.

Подобное взаимодействие является важным составляющим процесса преодоления речевых патологий. Особенно важен данный аспект в коррекционном логопедическом процессе, участником которого является ребенок, имеющий отклонения в развитии.

Опыт работы с детьми инвалидами показывает, что речевой дефект ребенка, наряду с двигательными расстройствами, сопровождающийся нарушением речи и модуляции голоса, постоянной саливацией, гримасами, сильно травмирует родительскую психику, зачастую приводя к отрицательным изменениям внутрисемейных отношений. Беседа с родителями детей, посещающих специальную группу, показала, что нарушения речи, психики и двигательной функции детей зачастую являются причиной не только семейных споров и конфликтов, но и причиной развода родителей, так как осознание того, что ребенок родился с физическими и психическими нарушениями зачастую не просто пугает, но и психологически угнетает родителей и близких ребенка. В спецгруппе нашего ДОУ 23% семей, воспитывающих ребенка с нарушениями в развитии – это неполные семьи.

В процессе общения с логопедом 88% родителей признались, что ограниченность и искаженность речи зачастую отталкивают от детей с ограниченными возможностями нормально развивающихся сверстников (а иной раз и взрослых, что приводит к острому дефициту общения. 67% родителей переживают эмоциональные и психические стрессы из-за того, что внешние признаки неполноценного развития ребенка, его достаточно часто неадекватное поведение, привлекают внимание окружающих. Все 100% опрошенных нами родителей глубоко обеспокоены речевыми нарушениями детей и готовы к тесному и добросовестному сотрудничеству с логопедом. Основной целью сотрудничества родителей со всеми специалистами, работающими с ребенком, мы считаем проявление интереса у близких малыша к овладению педагогическими методами и приемами для последующего использования их в повседневной жизни. Для достижения поставленной цели педагог в ходе своей работы должен решить следующие задачи:

- выявить положительные качества родителей, необходимые им для успешного сотрудничества со своим малышом,

- создать условия для активного участия родителей в процессе воспитания и обучения ребенка,

- оказать квалифицированную педагогическую поддержку и помощь родственникам.

С целью оптимизации коррекционного процесса, педагогическая поддержка родителей проводится в форме консультирования семьи, бесед, лекций, практических занятий, что позволяет максимально привлечь родителей к участию в процессе коррекции речевых расстройств, сформировать адекватное представление о проблемах ребенка, связанных с наличием речевой патологии.

Основной целью беседы логопеда с родителями ребенка, имеющего отклонения в развитии, является практическая передача знаний об особенностях речевого дефекта у ребенка и путях его преодоления родителями в процессе воспитания, развития и обучения ребенка в семье. В ходе первичной беседы, логопед определяет, насколько адекватно оценивают родители сложность речевого нарушения ребенка, какова их воспитательная позиция, готовы ли родители и близкие ребенка организовать работу по преодолению речевых нарушений в домашних условиях и т. д.

Важную роль в процессе сотрудничества логопеда с родителями мы отводим открытым занятиям, на которых родитель и педагог являются равноправными партнерами, осуществляющими совместную деятельность и преследующими общую цель. Постепенно родители, которые в течение первых совместных занятий занимали больше пассивную позицию, носящую скорее наблюдательский характер, переходят на позицию активного помощника, партнера по оказанию коррекционно — педагогической поддержки ребенку. На наш взгляд, подобная форма работы позволяет не только расширить знания родителя о речевом нарушении ребенка, но и предоставляет возможность понять, какие сложности испытывает ребенок на занятии, что ему удается, какие результаты достигнуты, в какой форме логопед проводит занятие, как общается с ребенком. Перенося данный опыт и знания, полученные на занятии, родитель старается строить занятия в домашних условиях, опираясь на увиденную модель, что позволит достичь высоких результатов в работе по исправлению речевых патологий ребенка. Привлекая родителей к совместным занятиям, мы даем им возможность испытать радость за успехи дошкольника, а так же повысить воспитательный потенциал семьи.

Особое место в работе логопеда с родителями, воспитывающими ребенка с отклонениями в развитии, мы отводим консультативной деятельности. В целом, эта форма работы направлена на оптимизацию внутрисемейных отношений, формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, укрепление веры родителей в возможности и перспективы роста и развития ребенка. В течении учебного года тематика консультаций определяется с учетом возникающих потребностей детей и родителей и могут быть как заранее предусмотренные логопедом, так и проводимые по инициативе родителей (на наш взгляд именно последние наиболее ценны и значимы для успешного сотрудничества). В начале учебного года логопед проводит консультацию для родителей, в процессе которой рассказывает:

- об общих правилах организации речевого режима в домашних условиях,

- об особенностях произносительной стороны речи (темп должен быть достаточно медленный, речь взрослого- максимально внятной и доступной для понимания ребенка).

Логопед нацеливает родителей на то, как должны строиться домашние занятия с ребенком, на что необходимо обратить особое внимание:

- особое внимание уделять обогащению словарного запаса ребенка, развитию связной речи.

-важно спокойное отношение членов семьи к ребенку и его речевому дефекту, недопустимо ругать, наказывать, передразнивать ребенка, высмеивать его речевые недостатки.

-относиться к ребенку следует уважительно.

- обстановка во время занятия в домашних условиях должна быть комфортной и доброжелательной

- предлагаемые задания должны быть доступны для ребенка.

- даже простейшие задания могут вызвать у ребенка затруднения, необходимо реагировать на это спокойно, ни в коем случае не показывая ребенку своего раздражения от его неправильных ответов или высказываний.

- родители могут строить домашние занятия с ребенком в игровой форме, повышая тем самым интерес к процессу развития речевых функций.

- обязательно должен подводиться итог занятия, работа ребенка непременно должна оцениваться положительно.

- важно, чтобы занятия ребенка в семье были систематическими, проводились примерно в одно и то же время.

Опираясь на советы логопеда, приведенные выше, процесс работы родителей по устранению речевых недостатков стал плодотворным и результативным, а также положительным с эмоциональной точки зрения. Опыт взаимодействия с родителями детей, посещающих специальную группу и имеющих отклонения в развитии, показывает, что одним из важнейших параметров в процессе консультативной деятельности является установление контакта на уровне так называемой обратной связи. Так как, на наш взгляд, очень важно, чтобы не только логопед проявлял инициативу, привлекая и приобщая родителей к совместному процессу коррекции речевых нарушений ребенка, но и сами родители и другие члены семьи малыша, понимая, что им сочувствуют, искренне пытаются помочь, оказывая профессиональную поддержку, стремились контактировать со специалистами, занимающимися воспитанием, обучением и развитием ребенка с нарушениями опорно -двигательного аппарата, имеющим психические и речевые расстройства.

Консультирование родителей, особенно в сложных случаях, может перейти в стадию логопедического сопровождения. Такая форма работы с родителями подразумевает посещение логопедом семьи ребенка, помощь в проведении домашних коррекционных занятий. На базе нашего ДОУ подобный опыт имеет место и, надо отметить, приносит хорошие результаты в следствие того, что логопед может наблюдать за динамикой развития ребенка не только в группе детского сада, но и в совершенно другой среде- в семейной, домашней обстановке, и с учетом этого строить коррекционно-развивающую работу.

Мы уверены, что работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, должна строиться в тесном сотрудничестве с семьей. Именно в этом случае, как показывает наш опыт работы, коррекционный процесс будет успешным, а родители смогут повысить свой педагогический опыт и стать полноправными, компетентными участниками воспитательно - образовательного процесса, что будет способствовать активизации коррекции и улучшению взаимоотношений с ребенком.

Публикации по теме:

Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечениеИспользование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную.

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Консультация для родителей детей 3–4 лет «Сказки К. Чуковского «Айболит», «Федорино горе» — помощники в развитии детей Корней Чуковский-один из любимых авторов малышей. Они любят слушать «Федорино горе», «Айболит», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Телефон» и.

Консультация для родителей «Раскраски — помощники в развитии детей»Консультация для родителей «Раскраски — помощники в развитии детей» Не секрет, что развивать мышление, умственные способности детей дошкольного возраста без карандашей и красок, пожалуй, не возможно. Родители.

Консультация для родителей: «Значение фольклора в музыкальном развитии детей» Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов.

Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей»Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей» Вчера 19 мая мы в нашей группе провели необычное собрание- мастер-класс по нетрадиционным приемам в рисовании. Не обошлось и без вашей помощи,.

Памятка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ «Понимаю» и «Принимаю» Семья, в которой растет и развивается ребенок, является первичным институтом социализации, обладающим необычайно широким спектром воздействия.

Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» Содержание выступления будет интересно педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов по обмену.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
Опубликовано: 15 февраля 2024 в 08:20
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Повышение педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии» (включая файлы) размещена пользователем Авдеенко Оксана Александровна (УИ 2446984) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД