Лучший педагог года

Повышение экологической грамотности воспитанников старшего дошкольного возраста

Пауткина Марина
Повышение экологической грамотности воспитанников старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках внедрения проекта «Витаминные грядки» в педагогическую деятельность муниципального образовательного дошкольного учреждения.

Ключевые слова: экологическое воспитание, огород на подоконнике в детском саду, интеллект - карта, этапы работы.

Публикация «Повышение экологической грамотности воспитанников старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В современном обществе понятие «экология» прочно вошло в нашу жизнь. К сожалению, нам всем известны печальные последствия развития промышленности и экономики. Желание человека упростить свою жизнь слишком часто упирается в законы природы, и о последствиях человечество начало задумываться буквально последние 15-20 лет. Естественно, что многие последствия уже стали необратимыми.

В педагогике экология и экологическое воспитание детей - важная составляющая часть воспитательного процесса. Она включает в себя воспитание доброты, ответственного отношения к природе, к людям, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Ведь деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей, ведь именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе начинается с осмысления её ценности. Поэтому, прежде всего, важно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Исходя из этого со временем у него разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде. Важно не просто учить беречь природу и восхищаться её красотой, необходимо сформировать у ребёнка желание и интерес ухаживать за растениями уже на этом этапе своей жизни.

А заинтересовать ребёнка можно самыми разнообразными способами. Одним из эффективных способов является выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов - это развивает в детях чувство ответственности. Ответственность - очень важное человеческое качество, ведь на домашнем огороде выращиваются живые растения, которым для поддержания жизни и нормального развития необходимы солнечный свет, вода, удобрения. И именно ответственность мы будем развивать в ребёнке, доверяя ему жизнь зелёных питомцев. Разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее растение и полакомиться его плодами?

Огород на подоконнике в детском саду - это сложное познавательное занятие, так как требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Этот вид деятельности способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

В рамках экологического воспитания воспитанников нашей группы было организованно небольшое фермерское хозяйство «Витаминные грядки». Перед этим провели большую работу – это и тематические беседы, на которых закрепляли представление детей о необходимых условиях для благополучного роста растений (тепло, свет, влага, почва); понимание, для чего нужно выращивать овощи, называли их полезные свойства. И чтение художественной литературы, которое воздействует на чувства детей, развивает воображение, обогащает речь ребёнка. В дидактических играх дети расширяют представления о растениях, учат применять имеющиеся знания в новых условиях. Полученные нами знаний мы закрепили на занятиях по продуктивным видам деятельности.

Работа по созданию огорода на подоконнике проходит в несколько этапов.

Первый – подготовка почвы для посадки, посадка растений, изготовление табличек с названиями растений. Для этого нам понадобилась помощь родителей. Мы провели беседу с родителями, рассказали о нашем проекте, его значимости для районов Крайнего Севера. Идея очень заинтересовала родителей - они принимали очень активное участие в подготовке огорода на подоконнике: принесли контейнеры для посадки, землю, семена, пульверизатор, лейку. Выбирали семена ранних сортов редиса, помидоров, картофеля, приносили удобрения. с овощными культурами, которые мы будем садить в огороде, рассмотреть их семена, и что нужно для трудовой деятельности в природе: земля, контейнеры для посадки, пульверизатор, лейка. Огород на подоконнике ярко творчески оформленный уголок, притягивающий внимание детей. Дети зажгись идеей и решили рассказать родителям о нашем проекте и привлечь их на помощь. Для творческого оформления огорода родители вместе с детьми искали в интернете наглядные материалы (иллюстрации, плакаты, фотографии) для оформления огорода на подоконнике, самостоятельно его изготавливали.

На втором этапе нашей работы мы поставили перед детьми проблемную ситуацию: где можно взять семена, чтобы посадить овощи, и как эти семена попали в магазин. Рассмотрели с детьми семена картофеля, редиса, укропа, сделали вывод, что семена разные: есть крупные и мелкие, круглые и продолговатые. При осмотре картофеля увидели, что на нём растут глазки, которые дают росточки, при осмотре плодов томата дети увидели, что семена находятся внутри плода. При осмотре свёклы и моркови внутри семян мы не обнаружили, поэтому выдвинули гипотезу, что возможно свёкла и морковь, размножаются, как картофель. На этом этапе мы столкнулись с понятием «многолетние растения» - это растения которые дают плоды в первый год жизни, а на второй – семена. Поэтому мы решили посадили морковь и свёклу для того, чтобы попробовать вырастить из них семена.

Перед посадкой растений мы обсудили и разработали с детьми алгоритм посадки семян. Затем обсудили технику высадки семян в почву: для крупных семян делаем лунки из подручных материалов (палочкой, карандашом или пальцем, а для картофеля делаем лунку побольше. Сделали вывод, что в лунку лучше сажать одно крупное семя, потому что двум будет тесно расти. Для средних семян делаем неглубокую бороздку, семена разложим по одному цепочкой, а совсем мелкие семена посеем в бороздку щепоткой. Завели дневник длительных наблюдений, в котором зарисовываем изменения, которые происходят с растением, изготовили таблички-указатели с названиями растений. Дети делали лунки и бороздки, высаживали семена, присыпали землёй, поливали почву, накрывали полиэтиленовой плёнкой, чтобы почва не пересыхала, и семена дали дружные всходы.

Работу с детьми по наблюдению и уходу за нашим огородом мы ведём в малых группах. Для этого мы составили график дежурства, в котором объединили в группы по 3 – 4 человека. В группы дети объединялись либо по желанию, либо по какому-нибудь признаку, например, вытягивая жетончики определённого цвета. В таких группах дети чувствуют себя естественно, свободно, потому что имеют возможность выбирать себе компанию, напарника, могут быть интересными для компании, высказывать своё мнение и выслушивать других.

Перед началом работы в нашем «фермерском хозяйстве» мы определяем фронт работ каждого ребё нка в микрогруппе: кто-то пропалывает сорняки, кто-то рыхлит почву, кто-то поливает. Все результаты фиксируем в паспорте роста растений.

Для наиболее успешной работы по проекту используем в своей работе технологию интеллект-карт - это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются творческие и речевые способности детей, активизируется мышление. Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность. Интеллект-карта – это лист бумаги формата А3. Работа идёт от большого к малому. В центре карты мы помещаем картинку с обобщающим понятием «овощи», далее используя стрелочки – указатели мы конкретизируем, какие овощи мы берё м для своего проекта: укроп, картофель, морковь, свёкла, редис и томаты, и вклеиваем их изображения в интеллект – карту. В течение работы над проектом наша интеллект-карта пополняется новыми материалами: какие витамины, содержатся в овощах, как употреблять данные овощи в пищу, а также что интересного можно рассказать о наших растениях. Например, из тыквы и апельсина можно сварить апельсиновый джем. Каждый ребёнок получил задание, найти что-нибудь интересное и необычное о растениях, которые растут в нашем фермерском хозяйстве. По желанию дети могут также совместно с родителями посадить дома растение и презентовать свой опыт.

А третий этап - это анализ и обобщение полученных результатов в процессе работы над проектом. Осуществляя работу над проектом, дети сделали вывод, что вырастить на подоконнике свои собственные растения довольно легко, за растениями необходимо постоянно следить, рыхлить, вовремя их поливать и обеспечивать достаточным количеством света. У детей был сформирован интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Мы выявили полезные свойства овощей для организма человека, узнали, что можно защититься от многих болезней, если регулярно употреблять в пищу свежие овощи. Мы выяснили, что разные растения всходят с разной скоростью. С помощью исследовательской работы мы выявили многообразие (семена, плоды, корнеплоды) и разнообразие (укропа, томатов, салата, редиса, картофеля) посевного материал, познакомились с культурными однолетними и многолетними растениями, провели эксперимент по получению семян свёклы и моркови; закрепили работу с алгоритмами, научились создавать интеллект-карты.

Продукт нашего проекта - брошюра «От семени к ростку» (пособие для начинающих). Благодаря образовательному проекту у воспитанников сформировались основы экологической культуры. Было заложено бережное отношение к природе, которое необходимо в наше время для сохранения ранимой природы.

Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач работы.

Фотоотчёт об участии в межрегиональной викторине «В мире финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возрастаФотоотчёт об участии в межрегиональной викторине «В мире финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста Фотоотчёт об участии в межрегиональной викторине «В мире финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста. Видео-визитка:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение экологической грамотности воспитанников старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 апреля 2024 в 14:34
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД