Татьяна Соловьева
Познавательно-игровой проект «Играя, познаем мир»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №19»
Паспорт проектной работы
Название проекта Познавательно – игровой проект «Играя, познаем мир»
Автор проекта Соловьева Татьяна Леонидовна
Актуальность проекта
Публикация «Познавательно-игровой проект „Играя, познаем мир“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: - является основой для интеллектуального развития; - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; - развивает наблюдательность; - готовит к реальной жизни; - позитивно влияет на эстетическое чувство; - является основой для развития воображения; - развивает внимание; - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; - влияет на расширение словарного запаса ребенка; - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Проблема Одним из приоритетных направлений дошкольного возраста является воспитание сенсорной культуры детей. Без обогащения сенсорного опыта, без сформированности системы сенсорно – перцептивных действий и системы сенсорных эталонов у детей, не может происходить полноценное восприятие окружающего мира, которое необходимо для умственного развития. Поэтому возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.
Цель проекта Формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.
Задачи проекта :
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
-Формировать сенсорные представления детей 2 – 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
-Развивать мелкую моторику рук, концентрации внимания, усидчивости, обследовательских умений и навыков;
-Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность.
Участники проекта (возраст детей). Дети младшей группы (2-3 года, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, родители.
Сроки реализации проекта Краткосрочный (1 неделя)
Тип проекта Познавательно - игровой
Материально-техническое оснащение Проектор, электронные презентации, наборы для художественной деятельности, наборы для творчества, подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, выставки рисунков.
Продукт проектной деятельности Игра - развлечение по математике с элементами рисования «Путешествие на ферму»,
Лэпбук «Я познаю мир сенсорики».
Формы реализации проекта - Непосредственно – образовательная деятельность
- Беседы с детьми
- Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий
- Использование мультимедийных презентаций.
- Дидактические, подвижные, игры с правилами, сюжетно-ролевые игры.
Методы проекта Игровой (дидактические игры, соответствующим игровым оборудованием)
Наглядный (наблюдение, демонстрация наглядных пособий)
Словесный (беседа, рассказ педагога)
Практический (упражнения, создание продукта)
Поэтапная деятельность по разработке и осуществлению проекта через интеграцию различных видов деятельности Приложение № 1
Перспективный план Приложение № 2
Календарный план Приложение № 3
Предполагаемые образовательные результаты проекта На уровне детей :
1. Развитие сенсорной культуры способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов.
2. Изготовление дидактических игр и игрушек, изготовление пособий из бросового материала родителями и воспитателями способствует обогащению предметно – развивающей среды.
3. Развивающие пособия дают возможность в условиях пребывания детей в детском саду самостоятельно и с творческим подходом воспитателя реализовывать задачи сенсорного развития.
На уровне педагога:
1. Повысится качество методического сопровождения образовательного процесса, предусматривающего интеграцию различных видов детской деятельности.
2. Повысится уровень профессионального мастерства педагога, включённого в новую деятельность.
3. Повысится уровень сформированности таких умений, как: анализировать, обобщать, систематизировать, обосновывать и презентовать накопленный опыт по реализации детско – взрослых мини – проектов.
На уровне родителей воспитанников:
1. Повысится заинтересованность родителей в успехах своего ребёнка по сенсорному развитию.
Перспектива проекта (Возможный выход проекта на новый уровень, его дальнейшее развитие). Реализация макета данного проекта в рамках других тем.
Список литературы 1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. «Детство. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования». – СПб. : «Детство – Пресс», 2011.
2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М. : Айриспресс, 2008.
3. Давыдова А. М. «Музыкальное воспитание в детском саду». - М. : ВАКО, 2006.
4. Давыдова М. А. «Спортивные мероприятия для дошкольников» - М. : ВАКО, 2007.
5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
6. Зенина Т. Н. «Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ». – М. : ООО «Центр педагогического образования», 2008.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного общего образования. – М. : УЦ Перспектива, 2014
8. Е. В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»
Приложение 1
Этапы деятельности по разработке и осуществлению проекта через интеграцию различных видов деятельности
Этапы Содержание деятельности
педагога Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями Взаимодействие
со специалистами Сроки Продукт проектной деятельности
1. Организационный Погружение в проект Знакомит с темой проекта, продумывание вариантов оказания помощи.
Консультации для родителей:
«Значение сенсорного воспитания»,
«Развитие чувства цвета у детей раннего дошкольного возраста» Знакомит с темой проекта, предлагает возможные варианты оказания помощи
1 неделя проекта Дети заинтересованы.
Родители и специалисты ознакомлены с темой проекта.
Воспитатель вводит детей в тему недели.
Вживаются в игровую ситуацию.
2. Планирование деятельности Организация деятельности - Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр и пособий по развитию речи
Учитель-логопед подбирает речевой материал по теме
Музыкальный руководитель
Подбирает музыкальные произведения для прослушивания и разучивания с детьми
Инструктор по физической культуре подбирает подвижные игры и упражнения 1 неделя проекта Разработаны перспективный и календарный планы
Разрабатывает перспективный и календарный планы.
3. Реализация проекта
Осуществления деятельности Участвуют в мероприятиях по плану. Изготавливают игры на интересующую тему.
Проводят мероприятия по плану
1 неделя проекта Продукты совместной деятельности:
Аппликация «Нарядное платье для куклы Кати»
Рисование «Чудесный дом для геометрических фигур»
Организует мероприятия по плану.
Поддерживает и помогает воплотить в жизнь новые идеи детей и родителей.
Участвуют в мероприятиях по плану воспитателя.
4. Завершение проекта
Презентация
Представление проекта на педагогическом совете ДОО
Перспективный план Приложение №3
1. Познавательно-исследовательская деятельность
(Ознакомление с окружающей действительностью)
Тема: «Гости»
Цель: формировать умение детей различать основные цвета и называть их; развивать умение соотносить предметы по цвету; воспитывать доброжелательные отношения.
(Конспект)
2. Математика
Тема: «Разноцветные шарики»
Цель: учить детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент; продолжать учить различать один и много предметов; формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина; упражнять в группировке предметов по цвету.
(Конспект)
1. Коммуникативная деятельность (развитие речи)
Интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений и развитию речи в первой младшей группе
Тема: «В гости к лесным жителям»
Цель: учить детей различать основные цвета; формировать представления о величине: большой, маленький; различать количество предметов:(один, - много); способствовать развитию речи.
1. Изобразительная деятельность (аппликация)
Тема: «Нарядное платье для куклы платья»
Цель: закреплять умение называть основные цвета и форму; развивать мелкую моторику рук.
(Приложение №2)
2. Изобразительная деятельность (рисование)
Тема: «Чудесный дом для геометрических фигур»
Цель: продолжать учить детей рисовать в технике отпечатывания форм на бумаге, продолжать знакомство с геометрическими фигурами (квадрат, круг, треугольник).
(Конспект)
3. Чтение художественной литературы и фольклора
Тема: «Волк и семеро козлят»
Цель: воспитывать желание слушать сказку; формировать умение отвечать на вопросы.
(Конспект) Оформление Лэпбука «Я познаю мир сенсорики»
Консультации для родителей:
«Значение сенсорного воспитания»,
«Развитие чувства цвета у детей раннего дошкольного возраста»
Календарный план Приложение №4
Понедельник
Совместная деятельность
Тема: «Разноцветная одежда»
Цель: формировать умение выделять и называть цвет предмета; обогащать чувственный опыт в играх с дидактическим материалом
(Литвинова О. Э. «Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста» стр. 134)
- Трудовая деятельность: Вымытые игрушки расставить по местам.
Цель: Приучать детей беречь игрушки, объяснить, что каждая игрушка должна лежать на своём месте.
Самостоятельная деятельность
Игры по интересам в развивающих центрах
Карточка №1
Совместная деятельность:
- Минутка безопасности. Беседа «На помощь светофору».
Цель: закрепление элементарных математических знаний; дать представление детям для чего нужен светофор.
(Конспект)
- С/р/и «Кукла Катя выбирает новую кофточку»
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона по цветам, учить правильно называть элементы одежды, учить обыгрывать роли продавца и покупателя.
(Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности с. 27)
Индивидуальная работа:
рисование / конструирование
Самостоятельная деятельность строительные игры
Вторник
Совместная деятельность
- Чтение и заучивание стихотворения
Три медведя утром сами
Собирались за грибами.
Первый – мишка косолапый,
Он глава семьи, он папа.
Мама рядышком идёт,
От него не отстаёт.
А за ними – их сынишка,
Торопясь, бежит вприпрыжку.
Цель: развивать память.
- П/и с речевым сопровождением малой подвижности «Птички на веточке»
Цель: упражнять в беге, развивать внимание, формировать навыки количественного и арифметического счета, с учетом гендерных особенностей.
Оборудование: гимнастические палки, либо косички по количеству детей.
Описание: Пока звучит музыка, дети бегают по кругу, перепрыгивая через палочки, имитируя полет птиц. Музыка останавливается, дети встают на палочку, как скажет педагог, либо покажет карточку с цифрой:
по одному на палочку,
по двое (мальчик девочка, мальчик - мальчик, девочка – девочка,
по трое (трое мальчиков, трое девочек, мальчик – девочка – мальчик и т. д.)
Цель: быть внимательным, быстро ориентироваться – вставать по сигналу на палочку, кто неправильно встал, не нашел себе место - тот проиграл.
-КГН «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»
(Приложение №5)
Самостоятельная деятельность:
Изобразительная деятельность
Карточка № 2 Совместная деятельность:
- Экспериментирование «Песок. Свойства песка»
Цель: познакомить детей со свойством песка. Дать представление о свойствах в зависимости от его температуры и влажности.
(Конспект)
- Чтение стихотворения С. Михалкова «Котята»
Цель: воспитывать желание слушать авторские произведения, сопровождать чтение показом игрового действия.
(Конспект)
Индивидуальная работа:
Формирование целостной картины мира
Самостоятельная деятельность детей:
Сюжетно-ролевые игры
Среда
Совместная деятельность:
- Коммуникативная игра «Раздувайся, пузырь»
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Ход игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
- Речевые / словесные игры по рекомендации учителя-логопеда
Самостоятельная деятельность:
в книжном уголке
Карточка № 3 Совместная деятельность:
- Д/и «Стирка»
Цель: закреплять с малышами основные цвета, развивать мелкую моторику рук (сенсорный уголок).
- Чтение сказки «Колобок»
Цель: Воспитывать желание слушать сказку.
Индивидуальная работа:
Речевое развитие
Самостоятельная деятельность:
Игры в физкультурном уголке
Четверг
Совместная деятельность:
- Рассматривание развивающих альбомов «Величина», «Такие разные цвета»
Цель: учить детей внимательно рассматривать картинки отвечать на вопросы по содержанию.
- Песенка-игра «математический счет»
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – В ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре - руки шире
Пять – руками помахать,
пять руками помахать
ну и дальше продолжать!
Шесть – пониже нам присесть,
Семь – плечами потрясти,
Ну, а 8 потянись,
скажем 9 - покружись.
Скажем 9 - покружись,
ну а 10 поклонись!
Дети исполняют песню и выполняют движения по тексту.
Цель: формировать умения выполнять движения под речевое сопровождение, развивать чувство ритма, закрепить название одежды (музыкальная фонотека).
Индивидуальная работа
Музыка
Самостоятельная деятельность:
Игры в театральном уголке Карточка № 4 Совместная деятельность:
- Обыгрывание сказки «Три медведя»
Цель: учить передавать действия персонажей, их характер, эмоции, воспитывать интерес к театрализованным играм.
(Конспект)
- С/р и. «День рождения»
Цель: Учить классифицировать предметы по цвету, форме.
(Конспект)
Индивидуальная работа:
Лепка/аппликация
Самостоятельная деятельность:
Игры в речевом уголке
Пятница
Совместная деятельность:
- Этюд «Собираемся на прогулку»
Цель: продолжать учить детей последовательно надевать одежду, действовать согласно тексту
(«Рабочая программа воспитателя» стр. 29)
- Д/и куб «Веселая математика»
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление цвета, формы.
(Центр сенсорики)
-КГН Игровая ситуация «Научим Куклу Катю раздеваться после прогулки»
Цель: продолжать учить выполнять в игре два-три последовательных действия
(Приложение №5)
Индивидуальная работа:
повторение стихов
Самостоятельная деятельность:
Настольно-печатные игры
Карточка № 5 Совместная деятельность:
- Игра - развлечение по математике с элементами рисования «Путешествие на ферму»
Цели: закрепить понятия количества: один – много;
размера: большой – маленький;
длины: широкий – узкий;
геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
счёт до трёх.
(Конспект)
- Бытовой труд «Сложи одежду»
Цель: учить детей складывать одежду по полочкам; учить аккуратности, самостоятельности.
Индивидуальная работа:
сенсорное воспитание
Самостоятельная деятельность: сюжетно-ролевые игры
]