Ирина
Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» гласит китайская народная мудрость. И она очень точно характеризует ребёнка –дошкольника, являющегося по своей природе маленьким исследователем.
Мир маленького ребёнка представляет собой красочную, но чрезвычайно сложную для составления мозаику из тысячи различных беспорядочных частей. Выбирая одну за другой, он собирает из них сначала какие-то предметы, затем соединяет их в группы, пока, наконец, не создаст взаимосвязанную картину маленького и понятного ему мира.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Как же выстраивается эта картина? Очень просто - благодаря наделённым нами органам чувств. Именно они позволяют ребёнку ощупывать, разглядывать, нюхать, слушать и пробовать на вкус. Так, знакомя малышей с фруктами и овощами, мы предлагаем им обследовать их, используя все анализаторы. Послушать небольшой рассказ от лица героя (например, маленького, кислого лимона с наклеенными на него глазами) и внимательно рассмотреть его. После чего обязательно выясним, почему у него такой бодрый, весёлый голосок? И почему ему не нужны ножки? Лимон оттого такой весёлый, что он жёлтый и похож на солнышко (подсказывает детям зрительный анализатор, а ещё он никогда не болеет, ведь в нём много витаминов. И ножки ему совершенно не нужны, потому, как он круглый и катается как колобок (выясняют дети с помощью тактильного анализатора). А что говорят вам ваши глазки? Пальчики? Носик? Язычок? Как же найти расстроенной маме своего сына-шалунишку среди остальных фруктов? Конечно, по запаху и по вкусу (включаются обонятельный и вкусовой анализаторы). Так, использование всех анализаторов позволяет детям составить наиболее полную картину о том или ином предмете.
Сами посудите, практически невозможно объяснить словами трёхлетнему ребёнку, почему, например, вода, помещённая в сосуд, при наклоне этого сосуда выливается из него. Как и почему это происходит ребёнок выяснит сам в процессе игры и манипулирования предметами.
А уж организовать проведение того или иного опыта можно и в ходе непосредственной образовательной деятельности, и в ходе режимных моментов. Конечно, наибольший простор для активной познавательно-исследовательской деятельности представляется в летний период времени. Сколько всего увлекательного и неизведанного предстаёт перед малышом! «Почему нагрелась лавочка?», «Чьи это следы на земле?» и «Куда исчезла вода на песке?».
Удовлетворяя и поощряя детскую любознательность маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность в правильное русло был разработан проект познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста в летний период времени. В планировании и подробном описании отражены все образовательные области, через которые тонкой нитью пронизана тематика того или иного эксперимента. Например, знакомясь с ветерком, дети слушают аудиозаписи ветра, поют песенки, потешки, рисуют облака, играют в подвижные игры, и, конечно, наблюдают и экспериментируют, определяя с помощью лент и султанчиков куда дует ветерок.
И чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, а соответственно - быстрее и полноценнее развиваются все его психические процессы: мышление, внимание, память, речь.
Задача взрослого лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой деятельности. Ведь больший интерес, радость и восторг дети испытывают от своих собственных «открытий», когда они сами могут обнаружить новые свойства того или иного предмета. А это значит, что опыт, полученный самостоятельно, всегда является более осознанным и более прочным.
Поэтому в нашей группе созданы все условия для познавательно-исследовательской деятельности детей. Функционирует зона игр с песком и водой, коллекция Дядюшки Зная постоянно пополняется тонущими и плавающими предметами, атрибутами для экспериментов, фотографиями наших «открытий».
Мы проводим опыты с объектами живой и неживой природы (с водой, песком, глиной, воздухом, деревом, бумагой). Знакомимся с различными свойствами материалов (твёрдость, мягкость, прочность, сыпучесть, плавучесть, растворимость). Формируем представление о природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, дождь). Узнаём о мире растений (способах выращивания из семян, луковицы) и условиях их роста (свет, тепло, вода).
Как правило, проводим опыты двух видов: демонстрационные (где педагог сам демонстрирует опыт; а дети следят за его ходом и результатами) и практические (когда объекты эксперимента находятся в руках у детей). Важно, что в процессе и одного и другого экспериментирования (самостоятельного или под руководством взрослого) дети получают возможность утолить жажду познаний (почему? зачем? как, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем.
Задачи познавательно- исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте – это :
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (где ведущая роль отводится педагогу);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (совместно с педагогом);
• привлечение детей к прогнозированию результатов опыта («А что будет, если…»);
• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты);
• подведение к умозаключению, сопоставление фактов с прогнозируемым результатом («Почему это случилось?»)
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию родителям просто необходимо находить время для совместной исследовательской деятельности с детьми в домашних условиях. Детям важно, чтобы взрослые время от времени играли вместе с ними. У ребёнка подчас не хватает фантазии, чтобы придумать новые игровые действия с игрушками, и он начинает скучать. Вот тут-то и должна вмешаться мама.
Например, предложив в ванной комнате вместе поиграть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в неё набрать воды? Если прижмёшь, а потом отпустишь, что будет? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой) Это поможет ребёнку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность. Или вместе полить цветы (Если цветы не поливать, то что будет? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой) Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
Важно донести до родителей необходимость поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, беседовать с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспрашивать о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
И главное, нельзя отказываться от совместных действий с ребёнком, игр, чтения книг и т. д. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Помните: «Принципиальное и очевидное различие между исследованием ребёнка и учё ного заключается в общем итоге: учёный открывает новое знание для всего человечества, а то новое, что открывают дети, – это субъективная новизна, лишь для них самих». Давайте не будем лишать наших маленьких детей их «больших» открытий.