Получи документы

Познавательно-исследовательская деятельность «Вулканы» (старший возраст)

Дарья Галкина
Познавательно-исследовательская деятельность «Вулканы» (старший возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

Тема непосредственно образовательной деятельности «Вулканы».

Тип занятия: познавательно-исследовательская деятельность.

Возрастная группа - дети подготовительной группы 6-7лет. Длительность НОД соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 30 мин.

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность „Вулканы“ (старший возраст)» размещена в разделах

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии, развить интерес к камням, сенсорные ощущения, формировать интерес к исследовательской деятельности.

Образовательная область приоритет: познавательно-исследовательское на-правление.

Образовательные области интеграция: социально-коммуникативная, рече-вая, художественно-эстетическая, физическое здоровье.

Предварительная работа: просмотр фильма о вулканах. Чтение детской энциклопедии "Все обо всем". Большая энциклопедия "Почемучек", рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Беседы о вулканах с фактами. Изготовление макета вулкана.

Виды деятельности :

Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Образовательные области:

физическое развитие, личностно-социальное, познавательное, речевое развитие.

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация, безопасность, здоровье, музыка, художественная литература, социализация, труд.

Образовательные задачи:

- дать детям представление о таком явлении природы как вулкан, познакомить с профессией ученого-вулканолога;

- развивать интерес к камням, сенсорные ощущения, называть свойства и осо-бенности (крепкий, твердый, гладкий, тяжелый, красивый и др.);

- закрепить знания детей об объектах неживой природы;

-способствовать развитию связной речи;

- закрепить правила безопасного поведения при проведении опыта.

Развивающие задачи:

-развивать логическое мышление, умение рассуждать, доказывать, делать вы-воды;

- развивать у детей познавательный интерес к деятельности;

-способствовать развитию творческого воображения;

-развивать у детей потребность заботиться о своем здоровье.

Воспитательные задачи:

-воспитывать интерес к исследовательской деятельности;

-готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при вы-полнении заданий;

-умение работать в команде.

Конспект составлен в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы «Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №107»

Предпосылки УУД:

коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности;

познавательные – умение ориентироваться по условным обозначениям;

регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному пра-вилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Я считаю, что мне удалось добиться поставленной цели. Образовательная деятельность получилась насыщенной, интересной. НОД строила как увлека-тельную проблемно-игровую деятельность. Такая деятельность создала поло-жительный, эмоциональный фон процесса познания, повысила речевую актив-ность детей и сохраняла интерес на протяжении всей НОД. В ходе НОД ис-пользовала, наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование. На протяжении всей НОД дети были добро-желательны, отзывчивы, помогали друг другу. По рефлексии было выявлено, что НОД детям понравилась, и они хотели бы иметь продолжение. Логичность построения различных видов деятельности, позволило провести ее не выходя за рамки времени – 30 минут.

Используемое оборудование:

Проектор, ноутбук, набор камней, сосуды с водой, чайные ложки, поднос, лу-пы, пемза, макет вулкана, сода, моющая жидкость (любая, красная краска, ли-монная кислота, вода и салфетки.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организационный этап - 2 мин.

Цель этапа: создать приятную атмо-сферу и настроить детей на занятие.

Цель этапа: создают хорошее на-строение и настраиваются на заня-тие.

Дети с воспитателем входят в зал под музыку и становятся в круг.

(Слайд 1)

– Давайте возьмемся за руки и переда-дим друг другу свое хорошее настрое-ние.

- Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Берутся за руки и улыбаются

– Ребята, какое у вас сегодня настрое-ние? Ответы детей

(Хорошее, радостное, веселое)

Основной этап - 25мин

Цель этапа: Развивать познаватель-ную активность детей в процессе са-мостоятельного выполнения опытов по схеме. Цель этапа: Дети закрепляют по-нятие вулкан, виды вулканов, про-водя (по схеме) опыт по изверже-нию вулкана на макете

(Слайд 2)

- Посмотрите ребята, у нас здесь сюр-приз - вот этот мешочек. Вам интерес-но, что в нём? Ответы детей (Да.)

Для того чтобы узнать что в мешочке вы должны отгадать загадку:

- Его в горах полным - полно, он часто падает на дно ущелья со скалы крутой. Он твёрдый, маленький, большой. По форме разным он бывает. Его с дороги убирают. Что это? Ответы детей (Камни.)

- Правильно – это камни. А вы хотите узнать, что такое камень? (Слайд 3) Ответы детей (Да.)

- Камень — это прочная, твёрдая горная порода, залегающая сплошным массивом или отдельными глыбами. (Слайд 4)

- А теперь давайте отправимся в «мас-терскую» и исследуем наши камни. Идут по узкой тропинке (из физ-культурных блоков, подходят к столам для исследования камней.

- Ребята, вот мешочек ощущений. В нём много разных предметов, но вам нужно будет достать только камни. Достают из мешочка камни.

- Как ты узнал, что в руках у тебя ка-мень? Ответы детей.

- Какой он на ощупь?

Ответы детей (гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, крепкий и др.)

- Возьмите в одну руку камень, а в другую - пластилин. Сожмите обе ла-дони.

- Что произошло с пластилином?

- Почему?

- Что произошло с камнем?

- Почему? Ответы детей (Пластилин изменил форму, а камень остался таким же по форме)

- Подвиньте миски с водой. Дети проходят к следующему сто-лу, где стоят миски с водой.

- Что будет, если мы опустим камень в воду? Ответы детей

- Давайте это проверим. Опускают камни в воду. Ответы де-тей (камень утонул, потому что тя-желый.)

- Ребята, у нас в мастерской есть еще молоток, гвозди, деревянный брусок. Проходят к следующему столу.

- Сейчас попробуем вбить гвоздь в камень.

- Как вы думаете, что произойдёт? Ответы детей.

- Почему не получается забить гвоздь в камень? Ответы детей. (Потому что камень прочный, твёрдый)

- А теперь попробуем забить гвоздь в брусок.

Берут молоток и забивают гвоздь в брусок (с помощью воспитателя)

Почему забили гвоздь? Ответы детей (потому что брусок непрочный, мягкий.)

- Ребята, у меня еще есть очень не-обычный камень. Возьмите лупы и рассмотрите его внимательно. Дети берут лупы со столов и рас-сматривают через них камень (пем-зу).

- Что вы видите?

Ответы детей (дырки.)

- А как вы думаете эти дырочки пус-тые? Ответы детей.

- Давайте опустим этот камень в воду. Отпускают камень (пемзу) в воду.

- Что произошло? Ответы детей (этот камень не уто-нул)

- Он не утонул, как другие камни, по-тому что в дырочках спрятался воздух, благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким. Этот камень называется пемза. И мы с вами скоро узнаем, как появляется пемза.

(Слайд 5) Физкультминутка.

А теперь мы с вами маленько разо-мнё мся:

Быстро встаньте, улыбнитесь.

Выше, выше, потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите

Поднимите, опустите,

Мы походим на носках,

А потом на пятках,

Влево, вправо, повернулись,

Рук коленями коснулись,

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали. Дети выполняют движения.

- А теперь я вам расскажу, что же та-кое пемза. (Слайд 6)

- Пемза – это застывшая лава, которая образуется при извержении вулкана.

- В нашей мастерской есть кинозал, давайте пройдём туда и посмотрим, что же такое вулкан, и каково его строение внутри.

(Слайд 7) Дети смотрят видеоролик о вулка-не.

- Ребята, скажите, на что похож вул-кан? Какой он формы? (Слайд 8) Ответы детей (он похож на конус.)

- Почему эти горы назвали вулкан? Вспомните, что гласит легенда? (Слайд 9) Ответы детей (по легенде в высо-кой горе жил и работал бог по имени Вулкан)

Давайте повторим, что же такое вул-кан.

Вулкан - гора конической формы с кратером на вершине, через который из недр земли происходит извержение огня, расплавленной лавы, раскален-ного пепла и камней одновременно с землетрясением.

Дети повторяют.

Вулкан - гора конической формы с кратером на вершине, через кото-рый из недр земли происходит из-вержение расплавленной лавы.

- А изучают и следят за жизнью вулканов учёные. Этих учёных называют вулканологами. (Слайд 10) Смотрят на экран и запоминают, как выглядят учёные.

А вы хотите стать вулканологами? Ответы детей. (Да, хотим стать вулканологами.)

- Тогда мы отправимся в лабораторию, но лаборатория находиться высоко в горах и на нашем пути много препятствий, вы готовы их преодолеть? Ответы детей. (Да.)

- Тогда отправляемся в путь! Дети преодолевают преграды:

- Идём по узкой тропинке. идут по тропинке (ребристая до-рожка)

- Далее перед нами болото, нам нужно перепрыгивать по кочкам. прыгают по кочкам (кочки разной величины)

- А вот здесь нужно быть очень осто-рожными, впереди расщелина, через нее мы перелезем по мосту. перелезают по мосту (лестница-дуга (балансир)

- Ребята, посмотрите, какая узкая пе-щера, через нее мы сможем только проползти. проползают в туннеле (гибкий тун-нель).

- Вот мы и подошли к нашей лабора-тории. Дети надевают фартуки.

- Ребята, давайте попробуем оживить наш вулкан и понаблюдаем за извер-жением лавы?

- Прежде, чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными и осторожными.

- Давайте вспомним правила работы в лаборатории. (Слайд 11) -Надо работать аккуратно

Показываю картинки-подсказки - Ничего не брать в рот

(см. Приложение 1, рис. 1)

Показываю картинки-подсказки - Не нюхать (см. Приложение 1, рис. 2)

Показываю картинки-подсказки - Быть внимательными

(см. Приложение 1, рис. 3)

Показываю картинки-подсказки - Быть осторожными

(см. Приложение 1, рис. 4)

- А теперь нам нужно узнать, какие нам нужны ингредиенты. Дети смотрят на экран и прогова-ривают все ингредиенты.

- Чтобы не навредить себе и окру-жающим, будем работать по схеме. (Слайд 12) Дети берут карточки, где изобра-жены ингредиенты (сода, лимонная кислота, жидкое мыло, красная краска, вода)

(см. Приложение 2.)

- У кого какая карточка досталась, тот и должен положить ингредиент в ма-кет, следуя подсказкам на схеме. При-ступаем. Дети смотрят на экран и, соблюдая последовательность на схеме, по очереди всыпают ингредиенты в макет вулкана.

(Слайд 13) Дети наблюдают извержение вул-кана. (звучат звуки извержения вулкана)

Вулканы начали "вулканить" -

Из жерла лаву извергать.

По склонам лава потекла

И землю сильно обожгла.

Спустя века закашлял злой

Вулкан и пеплом и золой.

Вулкан гремит, вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать -

Огонь в нем начал угасать.

Последний раз огнем дыхнул

И на десятки лет уснул. (Читает ре-бёнок наизусть)

Давайте ещё раз вспомним, какие вул-каны бывают. Смотрят на экран и говорят, какой это вулкан изображён.

(Слайд 14) Ответы детей. (Действующий вул-кан)

(Слайд 15) Ответы детей. (Спящий вулкан)

(Слайд 16) Ответы детей. (Потухший вулкан)

Заключительный (рефлексивный) этап – 3мин.

Цель этапа: Выявить настроение и эмоциональное состояние. Цель этапа: выразить своё эмоциональное состояние путём выбора картинки.

(Слайд №17) Вот мы с вами и побывали вулканологами, вам понравилось?

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Ответы детей.

Дети возвращаются в детский сад по той же дороге, что и шли в лабораторию.

Ребята, что вам запомнилось больше всего из нашего путешествия? Ответы детей.

А перед уходом я попрошу вас вы-брать и взять по одной картинке с изображением вулкана, который вам нравиться. Дети выбирают по картинке с изо-бражением вулкана (2вида карти-нок).

(Слайд №18)

Используемые ресурсы.

1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2012/04/24/kartoteka-rezhimnykh-momentov

2. https://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/709-detyam-zagadki-o-prirode-kamen.html

3. Толковый словарь Ожегова.

4. Азбука физкультминуток для дошкольников. В. И. Коваленко.

5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические реко-мендации/Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2008.

6. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошколь-ный возраст. – М. : Педагогическое общество России, 2003.

7. https://biofile.ru/geo/920.html

8. https://www.youtube.com/watch?v=mjODN0CMkY4

9.

Публикации по теме:

Совместная познавательно-исследовательская деятельность «Электричество и электроприборы» Совместная познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе «Электричество и электроприборы» Цель: познакомить.

Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки»Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки» Я работаю с детьми старшей группы компенсирующей направленности. Провожу много увлекательных и интересных видов деятельности. Вот и в этот.

Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий —.

Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ» Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

План саморазвития «Познавательно-исследовательская деятельность» Карташова Е. В Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира — открывают все новые и новые объекты, явления.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников Стремительное развитие коммуникационных технологий приведет к тому, что человечество разучится писать, как говорится от руки, ведь куда.

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную.

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Воздух» Вид деятельности: познавательно-исследовательская Тема: Воздух Цель: создание социальной ситуации развития воспитанников в процессе формирования.

Познавательно-исследовательская деятельность «Вкусные опасности»Познавательно-исследовательская деятельность «Вкусные опасности» 1 слайд Здравствуйте. Меня зовут Гайворонский Руслан. Я хочу вам рассказать о своем исследовании «Вкусные опасности». 2 слайд У нас в.

Самообразование «Познавательно-исследовательская деятельность. Опыты и эксперименты»Самообразование «Познавательно-исследовательская деятельность. Опыты и эксперименты» h3]Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность «Вулканы» (старший возраст)
Опубликовано: 28 февраля 2019 в 23:00
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательская деятельность «Вулканы» (старший возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Галкина (УИ 444656) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД