светлана козлова
Познавательно-исследовательский проект «Чудо–огород» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №7 комбинированного вида г. Котово» Котовского муниципального района Волгоградской области.
Познавательный проект
по экологическому воспитанию
на тему «Чудо-огород»
в первой младшей группе
Козлова Светлана Леонидовна,
воспитатель
г. Котово, 2016 г.
Оглавление
I. Введение___ стр. 3
II. Основное содержание___ стр. 4
III. Заключение___ стр. 6
IV. Список литературы___ стр. 7
I. Введение
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Чудо–огород“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Тема: «Чудо-огород». Участники: дети первой младшей группы (2-3 года, воспитатель группы, родители. Продолжительность: долгосрочный февраль-апрель 2016г.
1. Актуальность проекта : Уровень знаний детей о природе поверхностный, отношения к ее объектам бессистемны, что мешает познать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться ей. Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо. Только познавая природу и ее законы, ребенок начинает сознательное и бережное отношение к ней. Проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Настоящий интерес к познанию природы у детей появляется лишь в процессе ежедневного общения с природой. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, я решила создать условия для исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне, который является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени.
2. Цель проекта : формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности. Вовлечь малышей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
3. Задачи проекта :
– формировать у детей знания о росте и потребности растений;
– формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
– формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями;
– развивать любознательность, наблюдательность, интерес к исследовательской деятельности;
– воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
II. Проект реализуется в три этапа: подготовительный, продуктивный (исследовательский, заключительный.
Подготовительный этап (февраль)
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом (определение цели и задач проекта, анализ имеющихся условий в группе).
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
• Создание условий для организации работы в «огороде на окне»
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Взаимодействие с семьей:
• Сбор необходимого материала для создания огорода.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Продуктивный (исследовательский) этап (март, апрель)
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно-развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
• Уход и наблюдение за растениями.
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Лепка овощей из пластилина.
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассматривание и посадка семян и лука.
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной лит-ры.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Рассматривание картинок, иллюстраций об овощах.
• Оформление огорода на окне.
Заключительный этап (апрель)
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ полученных результатов).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
• Участие в презентации проекта «Чудо-огород»
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Сбор урожая.
Распространение опыта:
• Ознакомление педагогов МБ ДОО с удачно выполненной работой.
• Оформление фотоальбома «Наш зеленый чудо-огород!», создание мини-энциклопедии «Лук от семи недуг».
Мероприятия по реализации проекта
а) Беседы: «Что такое огород и что на нём растёт»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике» (рассматривание иллюстраций с изображением овощей); «Семена» (рассматривание различных семян).
б) Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Рост и развитие растений», «Вода и росток», «Солнце и росток».
в) Практическая деятельность: отбор и посев семян; полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
г) Экологические занятия по темам: «Мир овощей», «В саду ли, в городе».
д) Игровая деятельность: дидактические игры «Прищепки», «Отгадай по вкусу», «В борщ или в компот», «Соберем урожай», «Овощ или фрукт».
е) Художественно-творческая деятельность детей: раскрашивание картинок, рисование и лепка «Расти, расти лучок».
ж) Речевое развитие: чтение художественной литературы «Репка», «Вершки и корешки», «Пых» (украинская сказка, Я. Тайц «Послушный дождик», Ю. Тувим «Овощи», В. Сутеев «Яблоко»; инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»; рассказ детей по теме разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
з) Консультация для родителей «Огород для детей – развлекаемся и учимся».
и) Создание мини-энциклопедии «Лук от семи недуг».
III. Заключение
Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение и радость. Кругозор детей расширился. Родители стали непосредственными участниками проекта. Дети приобрели новые навыки, знания и представления о том, как создать грядку на подоконнике, что из семечки, луковицы можно вырастить растение и какие условия необходимы для их роста. Они научились выполнять индивидуальные и коллективные поручения, вести наблюдения и делать первые выводы. Создав огород на окне, мы вырастили лук, фасоль, салат и другие овощные культуры. У детей сформировались знания об их росте в комнатных условиях. Они могут различать некоторые виды растений. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки.
Делаем выводы: Мой проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности.
Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
IV. Библиографический список:
1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. : 2005.
2. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. : 2006.
3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
4. Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.