Папки-передвижки

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг нас»

Мария Белякова
Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг нас»

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская народная мудрость.)

Краткая аннотация

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста „Мир вокруг нас“» размещена в разделах

В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.

Актуальность

Главная особенность современного мира – его высокая динамичность. Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребенка - проявления поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение.

В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью нашей работы является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения.

Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. В дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Проект позволит :

Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе.

Участники проекта :

Дети, воспитатели, родители старшей группы.

Цель проекта :

Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи проекта :

- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

- Развивать представления детей о некоторых факторах среды;

- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

- Развивать интеллектуальные эмоции детей : создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.

- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;

- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

- Воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.

Предполагаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

Рост уровня любознательности, наблюдательности.

Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями.

Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Сроки реализации:

с сентября по май

Материалы и оборудование:

Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей, оборудование для занятий.

Картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.

Этапы реализации проекта

Подбор методической литературы, интернет- ресурсов.

Разработка перспективного плана работы с детьми.

Разработка конспектов занятий с детьми по опытно - экспериментальной деятельности.

Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.

Оформление консультативного материала для родителей.

Краткая аннотация:

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:

специально-организованное обучение в форме занятий;

совместная деятельность взрослого с детьми;

свободная самостоятельная деятельность детей

Формы работы:

Занятия;

Эксперименты;

Беседы;

Наблюдение и труд;

Работа в лаборатории.

Форма организации детей : индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой).

Перспективный план реализации проекта

Сентябрь – октябрь

«Экспериментирование с песком и глиной»

Цель: Познакомить детей со свойствами камней, песка и глины, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Тема Вид деятельности Выводы

Октябрь Сентябрь

I.«Наша Земля», «Глобус»

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе.

Углублённо знакомить с водой, водными резервуарами (океаны, реки, моря, озёра)

Опыт: «Песок, глина – наши помощники. Песочные часы».

Цель: уточнить представления о свойствах песка и глины познакомить с песочными часами.

Организованная образовательная деятельность.

Показ презентации о явлениях природы, морях и океанах.

Беседы о живой и неживой природе.

Прогулки-экскурсии в лес, к водоемам.

Экспериментирование с песком и глиной в лаборатории маленьких исследователей.

Образовательная ситуация.

Экспериментирование на прогулке

Земля круглая.

На земле много морей, рек, океанов.

На Земле есть леса, пустыни, горы.

Дети уточняют сходства и различия между песком и глиной.

Песок сыпется, а глина нет.

Песок легко пропускает воду, а глина нет.

Песок может двигаться

Октябрь

«Удивительные камни»

Цель: Закреплять знания о свойствах камней (холодные, тяжёлые). Расширять знания детей о свойствах камней.

«Вулканы»

Цель: Познакомить с явлением природы – вулкан. На примере макета вулкана показать механизм его действия.

Познакомить с профессиями вулканолога, метеоролога, геолога.

Закреплять знания безопасности при проведении опытов

Образовательная ситуация.

Экспериментирование на прогулке

Показать виды камней (галька, булыжник, гранит).

Коллекционирование камней.

Беседа с показом видеофильма.

Изготовление макета вулкана.

ООД.

Камни очень твердые.

Камни тяжелые – они тонут в воде.

Камни разнообразны.

Выставка камней.

Знакомство со строением вулкана.

Ноябрь – январь

«Экспериментирование с водой»

Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоемов.

Развивать навыки проведения опытов.

Закреплять умение работать со стеклянной посудой.

Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Тема

Вид деятельности

Выводы

Декабрь - январь Исследовательская деятельность:

1. «Соленая и сладкая вода»

Цель: познакомить детей со свойствами воды.

2. «Снег и лед»

Цель: дать детям понятие, что снег и лед – это замерзшая вода.

3. «С водой и без воды»

Цель: Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

4. «Вода не имеет формы»

Цель: Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.

Экспериментирование с водой в лаборатории маленьких исследователей.

Попробовать воду в 2-х стаканах, затем растворить в них соль и сахар.

Опыты с водой на улице и в помещении:

«Снег или лед, что быстрее растает?»

«Лепиться или нет»,

«Цветные бусы для Снеговика»,

«Почему нельзя есть снег?»

Сравнение растений с разными условиями для развития.

Экспериментирование с водой в лаборатории маленьких исследователей.

Вода не имеет вкуса,

вода растворитель.

Снег тает быстрее, чем лед.

Снег и лед – замерзшая вода.

Мокрый, подтаявший снег лепится легче.

В формочках цветная вода замерзла и превратилась в цветные льдинки.

Талая вода в городе мутная, грязная, содержит частички песка и пыли.

Без воды растение произрастать не может.

Вода принимает форму сосуда.

Февраль

«Экспериментирование с деревом»

Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов.

Тема

Вид деятельности

Выводы

февраль Исследовательская деятельность:

1. «Тонет - не тонет»

Цель: Знакомство со свойствами коры дерева

2. «Посадим деревце»

Цель: Познакомить детей с произрастанием дерева из семени.

3. «Есть ли у растения органы дыхания?»

Экспериментирование в лаборатории маленьких исследователей.

Образовательная ситуация

Посадка семени клена.

Наблюдение.

Ухаживание за растением

и наблюдение за ростом саженца.

Дерево не тонет в воде.

Дерево можно вырастить из семени.

Растение добывает воду через корневую систему.

Все части растения участвуют в дыхании.

Март-май

Наш огород.

Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. Учить наблюдать за ростом растений в различных условиях (свет, тень, полив и его отсутствие) и заносить наблюдения в журнал.

Воспитывать любовь к природе и желание охранять и ухаживать за ней. Закреплять способы ухода за комнатными растениями. Учить соблюдать безопасность.

Тема

Вид деятельности

Выводы

Март- май Исследовательская деятельность:

1. Опыт - «Почва»

Цель: уточнить состав и значение почвы.

2. «Домашняя засуха»

Цель: Дать представление о том, что в земле есть вода.

3. «Посадка рассады»

Цель: Учить сажать семена овощей.

Экспериментирование в лаборатории маленьких исследователей. Рассматривание под лупой разных слоев почвы.

Беседы.

ООД

Подготовка почвы для мини-огорода.

Труд в уголке природы.

Полив и рыхление почвы разными способами.

Беседы с детьми о растениях, уходе за ними. Что необходимо для их роста.

ООД.

Закрепление знаний о классификации растений (трава, кусты, деревья, цветы).

Образовательная ситуация.

Наблюдение. Плодородный слой почвы состоит из крошечных кусочков разрушенных или стершихся камней, перемешанных с остатками умерших растений.

Почва дает питательные вещества растениям.

Если не поливать и не рыхлить почву – она станет безжизненной

Наблюдение за всходами.

Март - май

4. «Как влияют вода и воздух на развитие растений?»

Цель: Учить наблюдать за ростом растений в различных условиях

5. «Как влияет солнце на растения. Есть ли в солнце витамины?»

Цель:Учить детей наблюдать за солнцем, выделять его свойства (тёплое, светлое).

6. Посадка рассады на огороде.

Цель: Продолжать расширять экологические знания детей.

Образовательная ситуация.

Экспериментирование в лаборатории маленьких исследователей (Может ли растение выжить без воды и воздуха.

Наблюдение.

Наблюдение за луком в тени и на солнце

Показ презентации о солнечной системе.

Беседа: «О пользе и вреде солнечных лучей»

«Что такое загар?»

Образовательная ситуация.

Наблюдение. .

Без воды и воздуха растение может погибнуть.

В тени всходы бледные и слабые.

Чтобы растения росли и плодоносили, за ними нужно постоянно ухаживать.

Список литературы:

1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.

2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.

3. Поддьяков А. И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.

4. Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.

5. Прохорова Л. Н., БалакшинаТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

6. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода»Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997.

7. РыжоваН. А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.

8. Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.

9. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

10. Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.

11. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Творческо-исследовательский проект по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Береги свою планету» Творческо-исследовательский проект «Береги свою планету» Разработала и реализовала: воспитатель первой квалификационной категории Серго.

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Краткосрочный познавательно-патриотический проект «Подвиг твой не забыт, солдат» для детей старшего дошкольного возрастаКраткосрочный познавательно-патриотический проект «Подвиг твой не забыт, солдат» для детей старшего дошкольного возраста Подготовила воспитатель: воспитатель 1 категории Тарасенко МБДОУ №6 «Улыбка» Г. Пролетарск, Ростовской области Проблема: С каждым годом.

Познавательно-исследовательский проект для детей 4–5 лет «Знакомьтесь: динозавры»Познавательно-исследовательский проект для детей 4–5 лет «Знакомьтесь: динозавры» Цель проекта: ознакомление детей с древними обитателями Земли — динозаврами. Задачи: 1. Познакомить с разнообразием видов динозавров и.

Познавательно-исследовательский проект для старшего дошкольного возраста «Что за чудо — Молоко!» Задачи для ребенка: 1. Развивать умение делать выводы и умозаключения согласно возрасту; 2. Воспитывать самостоятельность и инициативу в.

Познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста Матрица проекта. 1. Название проекта:«Хлеб- всему голова». 2. Тематическое поле: познание, нравственность. 3. Проблема: Низкий уровень знаний.

Познавательно-исследовательский (творческий) проект «Встречаем Пасху» для детей 4–5 летПознавательно-исследовательский (творческий) проект «Встречаем Пасху» для детей 4–5 лет Актуальность: Пасха – самый почитаемый праздник в православном мире. Празднование Пасхи - многовековая традиция, мы не должны об этом забывать.

Социально-исследовательский проект «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»Социально-исследовательский проект «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста» Социально-исследовательский проект "Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста". Актуальность проекта. Проблема национального.

Танцевальная композиция «Танец вокруг ёлки» для детей среднего и старшего дошкольного возрастаТанцевальная композиция «Танец вокруг ёлки» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Задорный, игривый, легкий, новогодний танец – игра, в котором дети могут проявлять свои артистизм. Эту композицию можно использовать, как.

Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас»Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас» Экологический познавательно - исследовательски проект: «Мир вокруг нас» Разделы проекта: «Я и природа» «Огород на подоконнике» «Наши.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг нас»
Опубликовано: 9 февраля 2022 в 13:55
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД