Седова Оксана Геннадьевна
Познавательно-исследовательский проект для старшей группы «Взросляндия. У меня растут года»
▼ Скачать + Заказать документы
Длительность проекта : краткосрочный (1 сентября – 30 ноября)
Участники: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Актуальность:
Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям.
Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, с тех, кто ближе детям.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект для старшей группы „Взросляндия, У меня растут года“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2023
Проблема: дети старшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о профессиях, они знают название профессии, но не в достаточной степени имеют информацию о том, чем занимается человек этой профессии и какие предметы – помощники нужны для каждой профессии. У детей недостаточно сформировано уважение к труду взрослых.
Цель: развитие познавательной активности детей посредством проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
1. Расширять представления о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о предметах, необходимых для работы;
2. Способствовать развитию познавательных способностей детей, расширению кругозора, развитию активного словаря детей.
Развивающие:
3. Развивать у детей любознательность и интерес к различным профессиям, особенно уделить внимание профессиям родителей.
Воспитывающие:
4. Воспитывать уважение к людям различных профессий.
5. Побуждать родителей активно участвовать в совместной деятельности с детьми.
Формы реализации:
Занятия по познавательной деятельности.
Беседы с детьми и родителями.
Игровая деятельность.
Выполнение работ по изобразительной деятельности и ручному труду.
Выставка детского творчества.
Основные средства:
Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
Вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Подготовка оборудования, материалов и инструментов.
Обогащение предметно - развивающей среды.
Включение детских работ в эстетически развивающую среду, окружающую детей.
Проведение выставок детского творчества.
Методы и приё мы:
Практические: подвижные и дидактические игры, сюжетно - ролевые игры.
Наглядные: демонстрация иллюстраций по теме «Профессии», просмотр презентации «Все профессии нужны, все профессии важны», просмотр мультфильма «Уроки Тетушки Совы» (Профессии)
Словесные: ситуативные разговоры, прослушивание сказок, беседы, загадки, пословицы.
Предполагаемый результат:
Дети знают и активно употребляют в речи слова, связанные с профессиями;
Имеют представление:
- о разных профессиях;
- трудовых действиях, совершаемых взрослыми;
- о материалах, необходимых для работы;
Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную деятельность.
Этапы реализации проекта.
I этап. Организационный.
• Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного
плана работы;
• Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
• Создание банка идей и предложений;
• Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса.
II этап. Планирование реализации проекта.
• Определение задач воспитательно-образовательной работы;
• Планирование деятельности педагогов;
• Разделение на творческие группы для реализации задуманного;
• Объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла.
III этап. Реализация проекта (см. таблицу)
ОД Игровая
деятельность Речь и речевое
общение Художественно-продуктивная
деятельность Досуг,
развлечения (взаимодействие
с другими
педагогами) Работа с
родителями
Занятие по развитию речи «Профессии».
«Путешествие в страну профессий»
Презентация «Люди спортивных профессий»
Дидактические игры:
«Подскажи словечко»,
«Угадай кто это»,
«Магазин игрушек»,
«Кто больше расскажет о профессии»,
«Я начну, а ты продолжи»,
«Что сначала, что потом»,
«Где можно это купить»,
«Кому что нужно?»,
«Актеры»,
«Путешествие в страну художников».
Сюжетно-ролевые игры:
«Парикмахерская»
«Больница»
«Машинист»
«Мы пожарные»
Подвижные игры:
«Пожарные»,
«Мы играла, мы играли»,
«Самовар»,
«Поезд»,
«Пловцы»,
«Жонглеры»,
«Клоун»,
«Найди свой цветок».
Настольно-печатные игры:
Пазлы.
лото «Все работы хороши»,
«Профессии»,
«Мы играем в магазин»,
«Кем быть?»,
«Дорожные знаки»
Беседы:
По картинам «Продавец»,
«Парикмахер»,
«Машинист»,
«Строитель»,
«Доктор»
Беседы «Люди отважных профессий»
Составление рассказов о профессиях родителей.
Пословицы.
Загадки.
Чтение худ. лит-ры:С. Михалков «Моя улица»,
С. Маршак «Почта», «Мы с Тамарой»
Е. Пермяк «Пропавшие нитки». Кем быть?»
В. Маяковский «Строители», «Шофер», «Портниха», «Кем быть?»
Б. Заходер «Дядя Стёпа - милиционер»
С. Михалков «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла»
Д. Родари «Доктор Айболит»
К. Чуковский «Почта», «Кошкин дом», «Пожар», «Мы военные»,
Б. Житков «Железная дорога» «Знакомые профессии»
Рисование:
Раскраски по теме профессии
Конструирование:
Из конструктора:
«Мы строители»
«Рисование ткани для юбки» -
«Рисование кастрюли»
Квест- игра «Путешествие в мастер град»
Памятка для родителей «Знакомство детей с профессиями».
Консультация для родителей «Расскажите детям о профессии»
IVэтап. Заключительный.
• Анализ проделанной работы.
• Разработка циклов, игр, занятий на основе приобретенного
опыта.
Достигнутые результаты:
В ходе проекта «Взросляндия. У меня растут года»» дети группы закрепили знания о том, что такое профессия, для чего человеку необходимо трудиться, работать. Расширились представления о роли труда в жизни людей, о многообразии орудиях труда, трудовых действиях
Почти все дети стали логично, последовательно и чётко рассказывать как об известных им уже профессиях, так и других малознакомых профессиях, правильно говорить названия этих профессий. Научились организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.
Теперь дети более ответственно относятся к выполнению поручений, дежурствам, хозяйственно-бытовому труду. Стараются оказать помощь окружающим, поддерживать порядок в группе.
Дети стали бережнее относиться к одежде, игрушкам, окружающим предметам, мебели, так как у многих сформировалось ценностное отношение к собственному труду и труду взрослых. Хочется отметить участие родителей в реализации данного проекта. С помощью родителей мы изготовили альбом «Профессия моих родителей».
Вывод: проект способствует более глубокому усвоению детьми представления о профессиях.