Получи документы

Познавательно-исследовательский проект «Ткани и ткачество»

Екатерина Анжеурова
Познавательно-исследовательский проект «Ткани и ткачество»

"Ремесло не коромысло - плеч не тянет,

а само прокормит"

Введение

Когда же появилась первая материя? История возникновения ткани прослеживается с самого начала развития человечества. По мнению учёных, ещё в каменном веке первобытные люди, спасаясь от холода и мороза, мастерили себе одежду из шкуры убитого животного. Первобытные люди также, сплетая волокна конопли, осоки, крапивы, льна, начали создавать тканое полотно (ткань). Да, такая ткань, конечно же, спасала древних людей от холодов, хотя была очень грубой и неудобной.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Ткани и ткачество“» размещена в разделах

Но со временем мастера по производству ткани совершенствовались, применяли различные методики, пробовали новые технологии. По мере развития цивилизации развивается и производство ткани. Повышается её качество, появляются новые виды ткани. Более качественные и сложные типы ткани ткачи изготавливали уже на первых ткацких станках, которые изначально появились в азиатских странах. Около V в. до н. э. появляется первое ткацкое устройство, которое состояло из большой деревянной рамы, на ней закрепляли нити и плели ткани. В закреплённые на раме нити ткач при помощи челнока вплетал поперечные нитки. Работа по созданию тканого полотна была очень трудоёмкой и занимала большое количество времени, но полотно получалось довольно плотным и толстым. Такая ткань среди людей пользовалась большим спросом. Со временем ткацкие станки стали появляться практически в каждом доме. На них изготавливали постельное бельё, полотенца и одежду. Благодаря этому впоследствии развилась целая индустрия производства тканей различного целевого назначения, состава и технологий.

Потребность человека одеться самому вскоре превращается в потребность преобразовать и украсить своё жильё, а именно – сделать его более комфортным и красивым при помощи ткани. Так стали появляться шторы, обивка мебели, скатерти и т. д.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - на формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях, о русских ремеслах.

Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия ткачество на Руси, предметом деятельности является процесс создания тканей с помощью различных техник.

Актуальность проекта

Дети входят в этот мир, думая, что всё, окружающее их, было всегда. И мало задаются вопросом: «Откуда это взялось? Для чего это нужно? Какими качествами обладает предмет? И т. д.». И как же сделать так, чтобы у детей проснулся интерес к тому, с чем они соприкасаются каждый день?

Думаю, что создание такого проекта даст детям не только возможность понять как и из чего сделаны ткани, какими свойствами они обладают, но и воспитает бережное отношение к предметам одежды, игрушкам, труду взрослых. Именно «проживание», создание проблемных ситуаций позволяет ребенку полностью изучить, обследовать материал и понять его важность в жизни каждого человека.

Вид проекта : познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Дата проведения: январь-февраль 2020г.

Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели.

Цель проекта : способствовать развитию у детей познавательно-творческой активности, наблюдательности, стремления к самостоятельному творчеству.

Задачи :

• расширять представления детей об окружающем мире;

• формировать у детей представление о различных видах ткачества на Руси;

• обобщить знания детей о натуральных и искусственных видах ткани, их значении и применении;

познакомить детей с профессиями ткача, швеи, скорняка, модельера, дизайнера;

• развивать и активизировать речь детей;

• развитие творческого воображения у детей;

• воспитывать бережное отношение к вещам, как к результату труда людей;

• с помощью опытов узнать свойства различных тканей;

• знакомить детей с техникой безопасности при работе с ножницами, иголкой, вырабатывать первые навыки грамотного и безопасного отношения в быту.

Выбор темы проекта был не случаен. На НОД по ознакомлению с окружающим миром «Наряд для куклы Тани» дети познакомились с видами современной одежды, и из чего она сшита, оказалось, что многие из детей не знают, что такое ткань и как она производится.

Так возникла идея проекта и огромное желание передать каждому ребёнку не только знания о ткани, но и попробовать самим создать ткань.

В основу данного проекта положены следующие принципы:

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности.

Итоги освоения темы:

1. Знают несколько видов ткани, их свойства.

2. Умеют взаимодействовать, экспериментировать с тканью, создают несложные композиции из ткани.

3. Обладают начальными знаниями о видах ткацких станков

4. Имеют представление о том как ткать на ткацкой рамке, на пяльцах, дощечках.

5. Развивается мелкая моторика рук, умение взаимодействовать с ножницами, тканью.

6. Происходит обогащение словаря, активизация речи.

7. Способны договариваться, взаимодействовать в игре.

8. Развиваются творческие способности, любознательность, фантазия, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

9. У детей развивается крупная и мелкая моторика рук.

10. Развивается воображение, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.

Этапы реализации проекта.

№ п/п Этапы Цель Сроки

1. Подготовительно-проектировочный этап

формирование проблемы, цели, содержание проекта, определение продукта проекта, прогнозирование результата;

• изучение понятий, касающихся темы проекта;

• разработка перспективного плана;

• подбор материала для данного проекта, планирования, привлечения родителей для реализации данного проекта;

• подобрать методическую и художественную литературу, материалы по данной теме;

• подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности;

• подобрать материал для продуктивной деятельности.

9.01.20-17.01.20

2. Практический этап

проведение цикла занятий; ткачество с помощью различных техник. 20.01.20-14.02.20

3. Обобщающе - результативный этап

проведение интегрированного занятия;

оценка результата.

17.02.20-21.02.20

4. Презентация проекта

Обобщение проделанной работы

План мероприятий

№ п/п Направление Тема мероприятия Форма проведения

1. «Физическое развитие» Интегрированное занятие по аппликации «Наряд для куклы Тани»

Физкультминутка «Ох, и пачкалась одежда»

Пальчиковая гимнастика «Одежда», «Мы одежду изучаем»

2. «Социально-коммуникативное развитие» Дидактические игры

Сюжетно-ролевые игры

Загадки по тематике Дидактические игры: «Мой, моя, мое, мои…», «Кому что нужно».

Сюжетно - ролевая игра: «Ателье, «Магазин одежды».

3. «Познавательное развитие» «Как создается одежда?» (профессии).

«Какие бывают ткани».

«Ткани всякие нужны».

Ткачество на Руси

Познавательная беседа.

».

НОД

НОД

4. «Речевое развитие» «Золотое веретено».

К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» Чтение художественной литературы: русская народная сказка

Пальчиковая гимнастика: «Рукавицы»

Чтение пословиц и поговорок о труде и рукоделии

5. «Художественно-эстетическое развитие» Интегрированное занятие по аппликации «Наряд для куклы Тани»

Рисование узоров из ткани «Салфетка для мамы»

Ткачество на ткацкой рамке, пяльцах, дощечках

НОД

НОД

НОД

6 Работа с родителями «Как одевать ребенка на прогулку?».

«Алгоритм одевания зимней одежды»

Альбом ткани

Памятка для родителей

Совместно с родителями изготовление альбома «Ткани»

Результат проекта :

по завершению проекта у детей расширились знания по теме ткани и ткачество. Благодаря разнообразным видам деятельности были решены задачи по обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи. У детей повысился интерес к образовательному процессу. В ходе проведения опытно-экспериментальной деятельности дети приобрели навык рассуждать, видеть закономерность, формировать выводы, делать новые открытия для себя, совместно обсуждать, задавать вопросы друг другу. Активизировалась творческая инициатива родителей и детей, укрепились детско-родительские отношения в процессе творческой деятельности.

В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только к активному изучению своей культуры, но и даст толчок для развития новых направлений деятельности.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Луковая семейка»Познавательно-исследовательский проект «Луковая семейка» .

Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?»Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?» . 1. Информационная характеристика образовательного проекта Полное наименование проекта: " Микробы. Какие они?" Автор: Бушуева Л. А., воспитатель.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно-исследовательский проект «Огород круглый год»Познавательно-исследовательский проект «Огород круглый год» (Для детей младшей группы общеразвивающей направленности) Вид проекта: познавательно-исследовательский. По количеству участников – групповой.

Познавательно-исследовательский проект «Веселые овощи»Познавательно-исследовательский проект «Веселые овощи» Актуальность проекта: Маленькие дети – это исследователи, в раннем возрасте им все интересно, они все хотят знать и впитывают знания,.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Познавательно-исследовательский проект «Во саду ли, в огороде» «Во саду ли, в огороде» Проблема: Какую модель познавательно – исследовательской деятельности можно использовать для ознакомления малышей.

Творческий, познавательно — исследовательский проект «Ландыш».Творческий, познавательно — исследовательский проект «Ландыш». Проект "Ландыш" Фото отчёт. Вид проекта: творческий, познавательно -исследовательский. Продолжительность : краткосрочный. Участники:.

Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас»Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас» Экологический познавательно - исследовательски проект: «Мир вокруг нас» Разделы проекта: «Я и природа» «Огород на подоконнике» «Наши.

Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Ткани и ткачество»
Опубликовано: 28 ноября 2021 в 19:58
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД