Лариса Матвеева
Познавательно-исследовательский проект «В гостях у симфонического оркестра» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект
«В гостях у симфонического оркестра» для детей старшего дошкольного возраста
Область интеграции: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.
Тип проекта : продуктивный, групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь - январь) .
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „В гостях у симфонического оркестра“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Оркестр для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Ресурсы проекта : музыкальный центр, ноутбук, проектор, принтер, диски с записью инструментов симфонического оркестра, фотографии и иллюстрации с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, карточки с изображением музыкальных инструментов для викторины, видеофильмы с записью игры на инструментах, музыкальные инструменты (ксилофон, треугольник, металлофон, флейта, бубен, скрипка, маракас)
Актуальность проекта : Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Поэтому педагогу необходимо искать новые пути приобщения дошкольников к произведениям мировой музыкальной классики, выбирать более эффективные средства музыкального воспитания на основе современных методов и новых технологий. Важно использовать те возможности, которые доступны: просмотр телепередач и фрагментов концертов симфонической музыки в записи, слушание классической музыки в исполнении разных инструментов в свободное время, рассматривание иллюстраций с изображением музыкальных инструментов, игра на музыкальных инструментах и т. д. Каждый музыкальный инструмент отличается не только своим внешним видом, но и классификацией, тембром, способом звукоизвлечения, источником звукообразования и т. д. Разобраться в большом их разнообразии ребёнку-дошкольнику очень сложно, и успеха достичь можно только в результате совместной работы педагогов и родителей. Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, возникла идея данного проекта, который позволит ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов симфонического оркестра!
Цель: Расширение и углубление знаний детей старшего дошкольного возраста о музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра.
Задачи:
Активизировать интерес детей к классической музыке и к музыкальной культуре.
Воспитывать в ребенке слушателя и настоящего ценителя классической музыки.
Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
Систематизировать и закрепить знания детей о музыкальных инструментах разных групп (духовые, струнные, ударные, об истории происхождения музыкальных инструментов;
Развивать умение слышать и узнавать тембр инструмента, его характерные особенности.
Повышать интерес детей к музыкальной деятельности через организацию поисковой деятельности;
Раскрывать творческий потенциал детей, содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников;
Способствовать совместной работе воспитателей с детьми и их родителями.
Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта.
Формы реализации проекта :
интегрированные занятия с использованием всех видов музыкальной деятельности,
слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»,
работа с познавательной литературой,
поисковая деятельность, совместно с родителями,
продуктивная деятельность (изодеятельность,
музыкальные викторины,
просмотр видеофильмов и презентаций,
посещение музыкального театра с экскурсией в оркестровую яму,
выполнение творческих заданий по симфонической сказке «Петя и волк»,
самостоятельноемузицирование детей в группе,
прослушивание на занятии живого звучания скрипки,
угадывание кроссворда и викторины в интернете совместно с родителями,
родительское собрание.
Продукты деятельности: знания и умения детей в области игры на музыкальных инструментах, в области звукоизвлечения и строения музыкальных инструментов, в области звучания и характерных особенностей музыкальных инструментов и т. д. Творческое портфолио с иллюстрациями музыкальных инструментов, с историей возникновения инструментов, с загадками и стихами о музыкальных инструментах. Творческие работы детей с изображением музыкальных инструментов. C/D диски с записями симфонического оркестра и с записями отдельных музыкальных инструментов. Видеотека с записями игры на музыкальных инструментах.
Ожидаемые результаты проекта :
Дети:
дети проявляют интерес к прослушиванию классической музыки и к музыкальной культуре;
знают историю происхождения музыкальных инструментов, знают к какой группе инструментов относится тот или иной инструмент, знают способы извлечения звука;
различают на слух и дают название музыкальных инструментов, самостоятельно классифицируют их.
различают и называют музыкальные инструменты по иллюстрациям, по загадкам, умеют о них рассказать;
могут самостоятельно сделать оркестровку с помощью детских музыкальных инструментов;
получает удовольствие от совместной деятельности с взрослым, стремится к такой деятельности;
Родители:
активные и заинтересованные участники педагогического процесса;
повышение общей и музыкальной культуры;
проявляют интерес к поиску аудиозаписей и видеозаписей со звучанием музыкальных инструментов симфонического оркестра;
слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию детей;
посещают музыкальный театр, отчётные концерты музыкальной школы и гимназии искусств;
Педагоги:
Оснащение музыкального уголка (накопительные папки с иллюстрациями музыкальных инструментов, с историей возникновения инструментов; загадки и стихи о музыкальных инструментах; C/D диски с записями симфонического оркестра и с записями отдельных музыкальных инструментов; видеотека с записями игры на музыкальных инструментах).
Оснащение музыкального уголка детскими музыкальными инструментами;
Этапы реализации проекта
1 этап – формирующий, подготовительный этап реализации проекта (сентябрь)
2 этап – технологический, основной этап реализации проекта (сентябрь – декабрь)
3 этап – итоговый этап реализации проекта (январь)
4 этап – презентационный этап реализации проекта.
Методы и приёмы.
Наглядный метод: показ иллюстраций с изображением инструментов и всего симфонического оркестра, показ презентаций, показ видеофильмов со звучанием инструментов и с игрой на музыкальных инструментах, показ мультфильма «Петя и волк», показ портретов композиторов, просмотр настоящих музыкальных инструментов.
Словесный метод: беседа о инструментах, рассказ о происхождении муз. инструментов и о их характерных особенностях, рассказ о симфоническом оркестре, полилог, диалог.
Игровой метод: музыкально-дидактические игры, творческие игры, музыкальные игры, сюжетно-ролевые игры, имитационные игры, подвижные игры,
Практический метод: эксперимент, наблюдение, исследование, решение проблемных ситуаций.
Список используемой литературы.
1) Костина, Э. П. Учебно-методическое пособие к программе «Камертон». Часть 2. Дошкольный возраст. Выпуск 2. Игра на детских музыкальных инструментах. – Н. Новгород: Талам, 2005. – 66с.
2) Петрова И. А. Музыкальные игры для дошкольников. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 104с.
3) Радынова О. П. Музыкальные инструменты и игрушки [звукозапись] : конспекты занятий и развлечений по 6-й теме программы «Музыкальные шедевры» с детьми 6-7 лет / О. П. Радынова. – М. : ГНОМ и Д, 2000
4) Щербакова Н. А Сборник музыкальных игр для дошкольников «Музыкальный сундучок» / М. : Обруч, 2012. - 80 с.
5) https://p-i-f.livejournal.com/4215201.html
6) https://festival.1september.ru/articles/311885/
7) https://skazka-buzuluk.ucoz.ru/load/oformlenie_shablony_didakticheskij_material/
muzykalnyj_zal/proekt_quot_volshebnyj_mir_muzykalnykh_instrumentov_quot/22-1-0-112
8) https://mg44.det.caduk.ru/p21aa1.html
9) Краткий обзор инструментов симфонического оркестра
10) https://nsportal.ru/detskii-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/
proekt-instrumenty-simfonicheskogo-orkestra
11) https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/
pedagogicheskiy-proekt-v-strane-muzykalnyh-instrumentov
12) https://learningapps.org/display? v=pi494aeuj01 – кроссворд на тему «Духовые музыкальные инструменты», созданный Вологдиной Э. А.
13) https://learningapps.org/display? v=ppapcc0qt01 – викторина на тему «Ударные инструменты», созданный Вологдиной Э. А.