Получи документы

Экологический исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Живые семена»

Ирина Николаевна Матвеева
Экологический исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Живые семена»

По доминирующей деятельности: исследовательский, практико-ориентированный.

По количеству участников: групповой, среди детей одной возрастной группы.

По продолжительности: долгосрочный, (I этап: март – октябрь 2013 «Овощные культуры и злаковые», II этап: ноябрь2013 – февраль2014 «Деревья и кустарники», III.этап: март-май 2016 «Цветы»).

Заявитель: дети дошкольной группы МБОУ СОШ №1 г. Кедрового Томской области.

Автор проекта: воспитатель дошкольной группы Матвеева Ирина Николаевна

2016 год

Информация об организации (учреждении)

Публикация «Экологический исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста „Живые семена“» размещена в разделах

Экологический исследовательский проект «Живые семена».

Организация – исполнитель: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ №1 г. Кедрового.

Описание проекта:

В рамках проекта дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно–следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т. д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.

Адрес: Томская область, г. Кедровый, СОШ №1. I мкр. д 61

ФИО руководителя проекта: Матвеева И. Н.

Должность: воспитатель подготовительной к школе группы.

ФИО руководителя МБОУ СОШ №1 г. Кедрового: Чернова О. Н.

Продолжительность проекта: 3 месяца.

Дата начала реализации проекта: Март 2016 г.

Дата окончания проекта: Май 2016 г.

Пояснительная записка

Одной из приоритетных задач отечественной образовательной политики является экологическое образование детей и молодежи. Молодое поколение должно понимать, что сохраняя природное многообразие, они сохраняют будущее для себя.

Дошкольник в совместной деятельности с педагогами и родителями готов воспринимать экологические задачи, а с помощью проектной деятельности мы можем научить его искать пути решения (реализации) этих задач.

Проблема, на решение которой направлен проект:

Дети имеют частичные или не имеют представлений вовсе о последовательности роста растений плодовых культур (о стадиях роста, о правилах ухода за рассадой). Рисунки на тему «Витамины выросли на грядках» наглядно показали слабое представление многих детей о росте, развитии и плодоношении овощных культур.

Актуальность проекта:

В рамках проекта дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно–следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т. д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.

Методика модели «трех вопросов».

1. Что мы знаем? Что растения образуются из семян, что в плодах содержатся семена (диагностика знаний детей на начало проекта).

2. Что мы хотим узнать? Почему из одних семян получаются овощи, а из других – например, злаки, пшеница. Почему одни растения можно вырастить на грядке под открытым небом, а другие только в теплице или дома?

3. Как нам найти ответы на вопросы? Этапы работы над проектом:

Организационный этап: сбор информации, подбор наглядного и практического материала.

Плановый этап: планирование практической и теоретической деятельности.

Практический этап: реализация плана.

Заключительный (итоговый) этап: итоговое занятие, продукты проекта – гербарии.

4. Что мы узнали? Диагностика знаний детей на конец проекта (лист-опросник, индивидуальная контрольная карта достижений воспитанника, система оценки результатов).

Цель: Побуждать дошкольников исследовать процесс выращивания растений от семя до плодов. Через наблюдение, эксперимент, анализ, подготовку сообщений об одной из овощных культур.

Задачи

Образовательная. Знакомить детей с особенностями культивирования разных растительных культур

Ожидаемые результаты

Дети способны рассказывать о ходе проекта и особенностях выращивания разных овощных культур

Задачи

Развивающая. Способствовать развитию понимания причинно-следственных связей, возникающих при уходе за растениями

Ожидаемые результаты

Дети рассуждают, отвечая на вопрос «Что сначала, что потом?»

Задачи

Воспитательная. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться результата своего труда

Ожидаемые результаты

Дети проявляют настойчивость в достижении своей цели

Результат

Продукт

1. Дети, опираясь на заметки в своем дневнике, могут рассказать о ходе проекта.

2. Дети познакомились с полным курсом выращивания цветов от семечки до бутона.

3. Весь ход проекта от планирования до результата, прописан в методических разработках и рекомендациях для передачи опыта.

4. Дети оставляют память о себе и своей группе в виде гербария.

5. Выставка творческих работ детей и родителей.

-Дневник наблюдения

-Оформление клумбы цветов

-Методические разработки

-Портфолио проекта (фотоматериалы, творческие работы)

-Методические рекомендации для педагогов и родителей

-Создание гербария как учебного материала на занятиях и вне занятий.

Условия реализации.

Экологический исследовательский проект "Живые семена" задуман в качестве дополнительной меры экологического образования детей старшего дошкольного возраста.

Реализация проекта планируется в период март - май 2016 г.

В рамках данного проекта предусмотрены следующие мероприятия:

- консультация для родителей в виде письменного обращения, где родители получают инструкцию по подготовке презентации мини-исследования о выбранном растении.

- пространство группы, на время проекта, пополняется такими зонами, как мини-музей, опытно-экспериментальная зона, подборкой литературы о растениях.

- за время проекта собирается тематическая папка (папка-гербарий, состоящая из страниц, которые готовили дети вместе с родителями. Таким образом, собранная коллекция папок используется в дальнейшем как учебный материал.

- на итоговом занятии подводим итоги по проекту и дети представляют перед всей группой свои мини-проекты об одном из растений.

Этапы работы над проектом

Содержание

I.Подготовительный

1. Сбор и систематизация информации по теме.

2. Разработка обоснования проекта.

Дата

Март I – II неделя

Необходимое

Методическая литература, разработки по валеологии.

Цель

Оценить и систематизировать объем информации для дошкольников. Обозначить проблему, на решение которой направлен проект.

Содержание

I. Плановый

1. Постановка цели и задач для решения обозначенной проблемы.

2. Разработка цикла игровых занятий и мероприятий.

Дата

Март III – IV неделя

Цель

Обозначить объем предстоящей работы по проекту.

Содержание

II.Организационный

1. Проведение консультаций для родителей.

2. Подбор игрового, информационного, наглядного, опытного материалов.

Дата

Апрель II – III неделя

Необходимое

разработка консультации «Живые семена. Цветы»

Цель

Обеспечить реализацию проекта.

Содержание

II. Рабочий

1. Проведение занятий и мероприятий по плану

Дата

Апрель-Май

Необходимое

Фотоаппарат или видеокамера.

Цель

Осуществление плана проекта.

Содержание

III. Завершающий

1. Самооценка качества проведенных занятий и мероприятий.

Дата

Май

Необходимое

-фото и видео материалы.

-отзывы родителей.

Цель

Составление полного анализа реализации проекта.

Ресурсы и источники

Категория ресурса

Человеческие:

Воспитанники подготовительной к школе группы и их родители. Воспитатель группы.

Материальные:

Игрушка- Чипполино, мультфильм о приключениях Чиполино, книга, фотоматериалы (фотоаппарат, картинки предметные, сюжетные.

Инструменты для ухода за растениями, мелкие игрушки для оформления опытно-экспериментальной зоны «Огород» и мини-музея, луппы, карточки с поверхностью резной фактуры, продукты (натуральные и ненатуральные);

Карточки с изображением мимики человека, предметы личной гигиены.

Информационные:

Специальная литература, художественная литература, Интернет. Детская энциклопедия о растительном мире, журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», КРАСНАЯ КНИГА.

Источники получения:

Собственные ресурсы

Система оценки результатов

Критерий №1

- даёт простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, трава, цветы, ягоды, овощи, фрукты и т. д). Обосновывает свой ответ.

Показатели в баллах:

2

Критерий №2

- знает и применяет на практике правила посадки и ухода за растениями

- правила знает частично и отчасти применяет их на практике

- правила не знает и не применяет

Показатели в баллах:

2

1

0

Критерий №3

- называет растительную культуру и находит их семена

- называет, но не всегда определяет их семена

- не называет и не определяет семена

Показатели в баллах:

2

1

0

Критерий №4

- может объяснить полезное значение растительной культуры для организма.

- не может объяснить важность употребления той или иной растительной культуры, но с удовольствием употребляет ее в пищу

- не проявляет интереса к растительному миру

Показатели в баллах:

2

1

0

Критерий №5

- имеет представление о способах сохранения урожая (консервация, сушка, заморозка и т. д.)

- Не имеет представления о способах сожранения урожая, но с удовольствием употребляет в пищу

- Не проявляет интереса к прцессу получения и сохранения урожая.

Показатели в баллах:

2

1

0

Критерий №6

- проявляет бережливое отношение к предметам живой и неживой природы.

- проявляет бережливое отношение только к личным вещам

- не проявляет бережливости ни к чему, что бы его ни окружало

Показатели в баллах:

2

1

0

Критерий №7

- знает правила общения с животным миром

- не задумывается о правилах

Показатели в баллах:

2

0

Критерий №8

- знает о полезных свойствах солнца, свежего воздуха и чистой воды

- не задумывается об их полезных свойствах

Показатели в баллах:

2

0

Критерий №9

- способен отделять полезные продукты от вредных

- не способен

Показатели в баллах:

2

0

План – график реализации проекта

Дата проведения и место в режимных моментах

12.02.2013

II п/д

Практическая работа

Совместная работа педагога с детьми

Посадка зелени и лука-репки

Свободная творческая деятельность

Полив рассады

Цель и предполагаемый результат

Создать экспериментально-исследовательскую зону «Огород»

Дата проведения и место в режимных моментах

14.02.2013

I п/д

НОД по ознакомлению с окружающим «Живые семена»

Совместная работа педагога с детьми

Игра, театрализация, слайдовая презентация, ситуативная беседа, лепка

Свободная творческая деятельность

Наблюдение за ростом растений в «Огороде»

Цель и предполагаемый результат

Введение детей в тему «Живые семена»

Дата проведения и место в режимных моментах

II п/д

Беседа «Корнеплоды и плоды»

Совместная работа педагога с детьми

Рассказ воспитателя, слайдовая презентация, игра-театрализация

Свободная творческая деятельность

Рассматривание книг о растительном мире

Цель и предполагаемый результат

Расширение кругозора детей в понимании причинно-следственных связей в природе

Дата проведения и место в режимных моментах

II п/д

Введение «Дневника наблюдений»

Совместная работа педагога с детьми

Заполнение страницы №1 дневника: наблюдение за ростом лука

Совместная работа родителей с детьми

Подготовка к выставке «От семян до плодов» (изготовление гербария)

Свободная творческая деятельность

Д/игра «Что сначала, что потом?»

Цель и предполагаемый результат

Учить фиксировать результаты наблюдений

Дата проведения и место в режимных моментах

II п/д

Беседа «От семян до плодов»

Совместная работа педагога с детьми

Работа в Дневнике. Зарисовки на стр. 2

Свободная творческая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»

Цель и предполагаемый результат

Закреплять знания об овощах

Дата проведения и место в режимных моментах

15.03.2013

II п/д

«Семена цветов»

Совместная работа педагога с детьми

Посадка семян цветов на рассаду

Свободная творческая деятельность

Полив рассады

Цель и предполагаемый результат

Сравнить семена овощей и цветов. Ответить на вопрос «Можно ли определить по внешнему виду, что из них вырастет?»

Дата проведения и место в режимных моментах

18.03.2013

I п/д

НОД окружающий мир

Совместная работа педагога с детьми

«Растения – легкие земли» (слайдовая презентация)

Цель и предполагаемый результат

Воспитывать экологическое сознание дошкольников

Дата проведения и место в режимных моментах

II п/д

Работа в мини-музее

Совместная работа педагога с детьми

Работа в дневниках наблюдений, стр №1

Свободная творческая деятельность

Рассматривание экспонатов мини-музея, изменений в зоне «Огород»

Цель и предполагаемый результат

Фиксация результатов наблюдения

Дата проведения и место в режимных моментах

19.03.2013

НОД (развитие речи)

Совместная работа педагога с детьми

«Плоды и семена» Викторина

Совместная работа родителей с детьми

Подготовка к выставке: изготовление гербария овощных культур

Свободная творческая деятельность

С/р игра «Продуктовый магазин»

Цель и предполагаемый результат

Закрепление полученных знаний

Дата проведения и место в режимных моментах

Работа в зоне «Огород»

Совместная работа педагога с детьми

Наблюдение за ростом и развитием цветов и зелени

Свободная творческая деятельность

Полив рассады, прополка, рыхление

Цель и предполагаемый результат

Воспитывать желание проявлять заботу к живой природе

Дата проведения и место в режимных моментах

Игровая деятельность

Свободная творческая деятельность

Игра-драматизация по сказке Дж. Радари «Приключения Чиполино»

Цель и предполагаемый результат

Развивать артистизм, коммуникативные способности

Дата проведения и место в режимных моментах

Работа в дневниках наблюдений

Совместная работа педагога с детьми

Заполнение страниц дневника

Цель и предполагаемый результат

Фиксация результатов наблюдения

Дата проведения и место в режимных моментах

19.04.2013

НОД приуроченное ко всемирному дню Земли

Совместная работа педагога с детьми

«Земля – наш общий дом»

Совместная работа родителей с детьми

Подготовка детей (заучивание стихов о Земле, природе и человеке)

Свободная творческая деятельность

Изготовление атрибутов и реквизита к занятию

Цель и предполагаемый результат

Обобщить знания детей экологического характера. Воспитывать бережное отношение к природе

Дата проведения и место в режимных моментах

Май

Совместная работа педагога с детьми

Наблюдения в природе за изменениями климатических условий для высадки цветов в клумбы

Свободная творческая деятельность

Высадка рассады цветов в клумбы

Цель и предполагаемый результат

Отметить погодные явления и определить возможность высадки рассады в клумбу

Дата проведения и место в режимных моментах

Работа в дневниках наблюдений

Совместная работа родителей с детьми

Задание на время летних каникул: сделать по несколько фотографий о том, как дети помогают на огороде сажать, ухаживать и собирать урожай

Дата проведения и место в режимных моментах

Сентябрь

Беседа

Совместная работа педагога с детьми

Повторение темы «Живые семена»

Цель и предполагаемый результат

Закрепление знаний и проверка знаний, умений и навыков

Совместная работа педагога с детьми

Организация выставки «Веселый урожай»

Совместная работа родителей с детьми

Подготовка к выставке (оформление плодов овощных культур, выращенных на собственной грядке)

Свободная творческая деятельность

Оформление выставки совместно педагогом и детьми

Цель и предполагаемый результат

Демонстрация результатов работы

Дата проведения и место в режимных моментах

Октябрь

«Чудеса осени»

Совместная работа педагога с детьми

Осенний праздник

Дата проведения и место в режимных моментах

25.01.2013

«Веселый урожай»

Совместная работа педагога с детьми

Итоговое занятие по проекту

Цель и предполагаемый результат

Подвести итог знаниям, полученным детьми в процессе реализации экологического исследовательского проекта «Живые семена»

Используемая литература

1. Каука Р. Медвежонок Миша. Открываем мир: Пособие для игрового дошкольного обучения. /Пер. с нем. М. В. Медведевой. – М. : ЭКСМО, 1996г.

2. Волчкова В. Н. Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г.

3. Аспиз М. Е. Разные секреты/Худ. А. Панин. – Дет. Лит., 1988г.

4. Растительный мир в картинках. – М. : Русское энциклопедическое товарищество, 2004г. (серия «Готовимся к школе»)

5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: кн. для воспитателей дет. сада/ С. Н. Николаева. – 6-е издание – М. : Просвещение, 2006г. (Дошкольный мир)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Физкультурный экологический досуг «Зов Джунглей» для детей старшего дошкольного возраста Цели: • закрепить знания детей о природе, как части окружающей среды; • создать у детей положительный эмоциональный настрой; • развивать.

Информационно-исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут!»Информационно-исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут!» ИНФОРМАЦИОННО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ХОРОШО И ТАМ И ТУТ, ГДЕ ПО ИМЕНИ ЗОВУТ!» Цель проекта:Создать.

Информационно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста «Откуда хлеб пришёл?» Что такое проект?Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих.

Исследовательский проект для детей с нарушениями зрения среднего дошкольного возраста «Удивительные пять чувств» Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.

Конспект образовательной деятельности с детьми по экологическому воспитанию «Живые семена»Конспект образовательной деятельности с детьми по экологическому воспитанию «Живые семена» Воспитатели 2 старшей группы: Денисова И. А., Ковалёва Е. Э. учитель-логопед: Балыбердина О. В. Цель:Продолжать знакомить детей с этапами роста.

Педагогический проект по экологическому воспитанию «Живые семена» Педагогический проект - долгосрочный. Тема: "Живые семена". 1этап. Актуальность. Очень важную роль в экологическом воспитании играет непосредственный.

Познавательно-исследовательский проект для детей ст. дошкольного возраста «Как на Сергачский стол сахарок пришёл» Авторы и участники проекта: дети и родители старшей группы № 2 «Солнышко», воспитатель Игнатьева О. Н. Цель проекта: Расширить представление.

Познавательно-исследовательский проект «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» Вид проекта: познавательно - исследовательский. Срок реализации: с 10.04-26.04.2015г Участники: воспитатель, дети подготовительной группы,.

Семейный экологический исследовательский проект «Вода — источник жизни на Земле» Вид проекта: исследовательский Продолжительность проекта: среднесрочный проект (3недели). Объект исследования: вода. Возраст: Старшая и.

Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группыЭкологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группы тема проекта: «огород на подоконнике». вид проекта: познавательно-исследовательский. продукт проекта: выращенная пряная трава (укроп, петрушка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Живые семена»
Опубликовано: 5 июня 2016 в 13:21
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД