Приложение МААМ

Экологический исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Живые семена»

Ирина Николаевна Матвеева
Экологический исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Живые семена»
▼ Скачать + Заказать документы

По доминирующей деятельности: исследовательский, практико-ориентированный.

По количеству участников: групповой, среди детей одной возрастной группы.

По продолжительности: долгосрочный, (I этап: март – октябрь 2013 «Овощные культуры и злаковые», II этап: ноябрь2013 – февраль2014 «Деревья и кустарники», III.этап: март-май 2016 «Цветы»).

Заявитель: дети дошкольной группы МБОУ СОШ №1 г. Кедрового Томской области.

Автор проекта: воспитатель дошкольной группы Матвеева Ирина Николаевна

2016 год

Информация об организации (учреждении)

Публикация «Экологический исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста „Живые семена“» размещена в разделах

Экологический исследовательский проект «Живые семена».

Организация – исполнитель: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ №1 г. Кедрового.

Описание проекта:

В рамках проекта дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно–следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т. д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.

Адрес: Томская область, г. Кедровый, СОШ №1. I мкр. д 61

ФИО руководителя проекта: Матвеева И. Н.

Должность: воспитатель подготовительной к школе группы.

ФИО руководителя МБОУ СОШ №1 г. Кедрового: Чернова О. Н.

Продолжительность проекта: 3 месяца.

Дата начала реализации проекта: Март 2016 г.

Дата окончания проекта: Май 2016 г.

Пояснительная записка

Одной из приоритетных задач отечественной образовательной политики является экологическое образование детей и молодежи. Молодое поколение должно понимать, что сохраняя природное многообразие, они сохраняют будущее для себя.

Дошкольник в совместной деятельности с педагогами и родителями готов воспринимать экологические задачи, а с помощью проектной деятельности мы можем научить его искать пути решения (реализации) этих задач.

Проблема, на решение которой направлен проект:

Дети имеют частичные или не имеют представлений вовсе о последовательности роста растений плодовых культур (о стадиях роста, о правилах ухода за рассадой). Рисунки на тему «Витамины выросли на грядках» наглядно показали слабое представление многих детей о росте, развитии и плодоношении овощных культур.

Актуальность проекта:

В рамках проекта дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно–следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т. д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.

Методика модели «трех вопросов».

1. Что мы знаем? Что растения образуются из семян, что в плодах содержатся семена (диагностика знаний детей на начало проекта).

2. Что мы хотим узнать? Почему из одних семян получаются овощи, а из других – например, злаки, пшеница. Почему одни растения можно вырастить на грядке под открытым небом, а другие только в теплице или дома?

3. Как нам найти ответы на вопросы? Этапы работы над проектом:

Организационный этап: сбор информации, подбор наглядного и практического материала.

Плановый этап: планирование практической и теоретической деятельности.

Практический этап: реализация плана.

Заключительный (итоговый) этап: итоговое занятие, продукты проекта – гербарии.

4. Что мы узнали? Диагностика знаний детей на конец проекта (лист-опросник, индивидуальная контрольная карта достижений воспитанника, система оценки результатов).

Цель: Побуждать дошкольников исследовать процесс выращивания растений от семя до плодов. Через наблюдение, эксперимент, анализ, подготовку сообщений об одной из овощных культур.

Задачи

Образовательная. Знакомить детей с особенностями культивирования разных растительных культур

Ожидаемые результаты

Дети способны рассказывать о ходе проекта и особенностях выращивания разных овощных культур

Задачи

Развивающая. Способствовать развитию понимания причинно-следственных связей, возникающих при уходе за растениями

Ожидаемые результаты

Дети рассуждают, отвечая на вопрос «Что сначала, что потом?»

Задачи

Воспитательная. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться результата своего труда

Ожидаемые результаты

Дети проявляют настойчивость в достижении своей цели

Результат

Продукт

1. Дети, опираясь на заметки в своем дневнике, могут рассказать о ходе проекта.

2. Дети познакомились с полным курсом выращивания цветов от семечки до бутона.

3. Весь ход проекта от планирования до результата, прописан в методических разработках и рекомендациях для передачи опыта.

4. Дети оставляют память о себе и своей группе в виде гербария.

5. Выставка творческих работ детей и родителей.

-Дневник наблюдения

-Оформление клумбы цветов

-Методические разработки

-Портфолио проекта (фотоматериалы, творческие работы)

-Методические рекомендации для педагогов и родителей

-Создание гербария как учебного материала на занятиях и вне занятий.

Условия реализации.

Экологический исследовательский проект "Живые семена" задуман в качестве дополнительной меры экологического образования детей старшего дошкольного возраста.

Реализация проекта планируется в период март - май 2016 г.

В рамках данного проекта предусмотрены следующие мероприятия:

- консультация для родителей в виде письменного обращения, где родители получают инструкцию по подготовке презентации мини-исследования о выбранном растении.

- пространство группы, на время проекта, пополняется такими зонами, как мини-музей, опытно-экспериментальная зона, подборкой литературы о растениях.

- за время проекта собирается тематическая папка (папка-гербарий, состоящая из страниц, которые готовили дети вместе с родителями. Таким образом, собранная коллекция папок используется в дальнейшем как учебный материал.

- на итоговом занятии подводим итоги по проекту и дети представляют перед всей группой свои мини-проекты об одном из растений.

Этапы работы над проектом

Содержание

I.Подготовительный

1. Сбор и систематизация информации по теме.

2. Разработка обоснования проекта.

Дата

Март I – II неделя

Необходимое

Методическая литература, разработки по валеологии.

Цель

Оценить и систематизировать объем информации для дошкольников. Обозначить проблему, на решение которой направлен проект.

Содержание

I. Плановый

1. Постановка цели и задач для решения обозначенной проблемы.

2. Разработка цикла игровых занятий и мероприятий.

Дата

Март III – IV неделя

Цель

Обозначить объем предстоящей работы по проекту.

Содержание

II.Организационный

1. Проведение консультаций для родителей.

2. Подбор игрового, информационного, наглядного, опытного материалов.

Дата

Апрель II – III неделя

Необходимое

разработка консультации «Живые семена. Цветы»

Цель

Обеспечить реализацию проекта.

Содержание

II. Рабочий

1. Проведение занятий и мероприятий по плану

Дата

Апрель-Май

Необходимое

Фотоаппарат или видеокамера.

Цель

Осуществление плана проекта.

Содержание

III. Завершающий

1. Самооценка качества проведенных занятий и мероприятий.

Дата

Май

Необходимое

-фото и видео материалы.

-отзывы родителей.

Цель

Составление полного анализа реализации проекта.

Ресурсы и источники

Категория ресурса

Человеческие:

Воспитанники подготовительной к школе группы и их родители. Воспитатель группы.

Материальные:

Игрушка- Чипполино, мультфильм о приключениях Чиполино, книга, фотоматериалы (фотоаппарат, картинки предметные, сюжетные.

Инструменты для ухода за растениями, мелкие игрушки для оформления опытно-экспериментальной зоны «Огород» и мини-музея, луппы, карточки с поверхностью резной фактуры, продукты (натуральные и ненатуральные);

Карточки с изображением мимики человека, предметы личной гигиены.

Информационные:

Специальная литература, художественная литература, Интернет. Детская энциклопедия о растительном мире, журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», КРАСНАЯ КНИГА.

Источники получения:

Собственные ресурсы

Система оценки результатов

Критерий №1

- даёт простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, трава, цветы, ягоды, овощи, фрукты и т. д). Обосновывает свой ответ.

Показатели в баллах:

2

Критерий №2

- знает и применяет на практике правила посадки и ухода за растениями

- правила знает частично и отчасти применяет их на практике

- правила не знает и не применяет

Показатели в баллах:

2

1

0

Критерий №3

- называет растительную культуру и находит их семена

- называет, но не всегда определяет их семена

- не называет и не определяет семена

Показатели в баллах:

2

1

0

Критерий №4

- может объяснить полезное значение растительной культуры для организма.

- не может объяснить важность употребления той или иной растительной культуры, но с удовольствием употребляет ее в пищу

- не проявляет интереса к растительному миру

Показатели в баллах:

2

1

0

Критерий №5

- имеет представление о способах сохранения урожая (консервация, сушка, заморозка и т. д.)

- Не имеет представления о способах сожранения урожая, но с удовольствием употребляет в пищу

- Не проявляет интереса к прцессу получения и сохранения урожая.

Показатели в баллах:

2

1

0

Критерий №6

- проявляет бережливое отношение к предметам живой и неживой природы.

- проявляет бережливое отношение только к личным вещам

- не проявляет бережливости ни к чему, что бы его ни окружало

Показатели в баллах:

2

1

0

Критерий №7

- знает правила общения с животным миром

- не задумывается о правилах

Показатели в баллах:

2

0

Критерий №8

- знает о полезных свойствах солнца, свежего воздуха и чистой воды

- не задумывается об их полезных свойствах

Показатели в баллах:

2

0

Критерий №9

- способен отделять полезные продукты от вредных

- не способен

Показатели в баллах:

2

0

План – график реализации проекта

Дата проведения и место в режимных моментах

12.02.2013

II п/д

Практическая работа

Совместная работа педагога с детьми

Посадка зелени и лука-репки

Свободная творческая деятельность

Полив рассады

Цель и предполагаемый результат

Создать экспериментально-исследовательскую зону «Огород»

Дата проведения и место в режимных моментах

14.02.2013

I п/д

НОД по ознакомлению с окружающим «Живые семена»

Совместная работа педагога с детьми

Игра, театрализация, слайдовая презентация, ситуативная беседа, лепка

Свободная творческая деятельность

Наблюдение за ростом растений в «Огороде»

Цель и предполагаемый результат

Введение детей в тему «Живые семена»

Дата проведения и место в режимных моментах

II п/д

Беседа «Корнеплоды и плоды»

Совместная работа педагога с детьми

Рассказ воспитателя, слайдовая презентация, игра-театрализация

Свободная творческая деятельность

Рассматривание книг о растительном мире

Цель и предполагаемый результат

Расширение кругозора детей в понимании причинно-следственных связей в природе

Дата проведения и место в режимных моментах

II п/д

Введение «Дневника наблюдений»

Совместная работа педагога с детьми

Заполнение страницы №1 дневника: наблюдение за ростом лука

Совместная работа родителей с детьми

Подготовка к выставке «От семян до плодов» (изготовление гербария)

Свободная творческая деятельность

Д/игра «Что сначала, что потом?»

Цель и предполагаемый результат

Учить фиксировать результаты наблюдений

Дата проведения и место в режимных моментах

II п/д

Беседа «От семян до плодов»

Совместная работа педагога с детьми

Работа в Дневнике. Зарисовки на стр. 2

Свободная творческая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»

Цель и предполагаемый результат

Закреплять знания об овощах

Дата проведения и место в режимных моментах

15.03.2013

II п/д

«Семена цветов»

Совместная работа педагога с детьми

Посадка семян цветов на рассаду

Свободная творческая деятельность

Полив рассады

Цель и предполагаемый результат

Сравнить семена овощей и цветов. Ответить на вопрос «Можно ли определить по внешнему виду, что из них вырастет?»

Дата проведения и место в режимных моментах

18.03.2013

I п/д

НОД окружающий мир

Совместная работа педагога с детьми

«Растения – легкие земли» (слайдовая презентация)

Цель и предполагаемый результат

Воспитывать экологическое сознание дошкольников

Дата проведения и место в режимных моментах

II п/д

Работа в мини-музее

Совместная работа педагога с детьми

Работа в дневниках наблюдений, стр №1

Свободная творческая деятельность

Рассматривание экспонатов мини-музея, изменений в зоне «Огород»

Цель и предполагаемый результат

Фиксация результатов наблюдения

Дата проведения и место в режимных моментах

19.03.2013

НОД (развитие речи)

Совместная работа педагога с детьми

«Плоды и семена» Викторина

Совместная работа родителей с детьми

Подготовка к выставке: изготовление гербария овощных культур

Свободная творческая деятельность

С/р игра «Продуктовый магазин»

Цель и предполагаемый результат

Закрепление полученных знаний

Дата проведения и место в режимных моментах

Работа в зоне «Огород»

Совместная работа педагога с детьми

Наблюдение за ростом и развитием цветов и зелени

Свободная творческая деятельность

Полив рассады, прополка, рыхление

Цель и предполагаемый результат

Воспитывать желание проявлять заботу к живой природе

Дата проведения и место в режимных моментах

Игровая деятельность

Свободная творческая деятельность

Игра-драматизация по сказке Дж. Радари «Приключения Чиполино»

Цель и предполагаемый результат

Развивать артистизм, коммуникативные способности

Дата проведения и место в режимных моментах

Работа в дневниках наблюдений

Совместная работа педагога с детьми

Заполнение страниц дневника

Цель и предполагаемый результат

Фиксация результатов наблюдения

Дата проведения и место в режимных моментах

19.04.2013

НОД приуроченное ко всемирному дню Земли

Совместная работа педагога с детьми

«Земля – наш общий дом»

Совместная работа родителей с детьми

Подготовка детей (заучивание стихов о Земле, природе и человеке)

Свободная творческая деятельность

Изготовление атрибутов и реквизита к занятию

Цель и предполагаемый результат

Обобщить знания детей экологического характера. Воспитывать бережное отношение к природе

Дата проведения и место в режимных моментах

Май

Совместная работа педагога с детьми

Наблюдения в природе за изменениями климатических условий для высадки цветов в клумбы

Свободная творческая деятельность

Высадка рассады цветов в клумбы

Цель и предполагаемый результат

Отметить погодные явления и определить возможность высадки рассады в клумбу

Дата проведения и место в режимных моментах

Работа в дневниках наблюдений

Совместная работа родителей с детьми

Задание на время летних каникул: сделать по несколько фотографий о том, как дети помогают на огороде сажать, ухаживать и собирать урожай

Дата проведения и место в режимных моментах

Сентябрь

Беседа

Совместная работа педагога с детьми

Повторение темы «Живые семена»

Цель и предполагаемый результат

Закрепление знаний и проверка знаний, умений и навыков

Совместная работа педагога с детьми

Организация выставки «Веселый урожай»

Совместная работа родителей с детьми

Подготовка к выставке (оформление плодов овощных культур, выращенных на собственной грядке)

Свободная творческая деятельность

Оформление выставки совместно педагогом и детьми

Цель и предполагаемый результат

Демонстрация результатов работы

Дата проведения и место в режимных моментах

Октябрь

«Чудеса осени»

Совместная работа педагога с детьми

Осенний праздник

Дата проведения и место в режимных моментах

25.01.2013

«Веселый урожай»

Совместная работа педагога с детьми

Итоговое занятие по проекту

Цель и предполагаемый результат

Подвести итог знаниям, полученным детьми в процессе реализации экологического исследовательского проекта «Живые семена»

Используемая литература

1. Каука Р. Медвежонок Миша. Открываем мир: Пособие для игрового дошкольного обучения. /Пер. с нем. М. В. Медведевой. – М. : ЭКСМО, 1996г.

2. Волчкова В. Н. Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г.

3. Аспиз М. Е. Разные секреты/Худ. А. Панин. – Дет. Лит., 1988г.

4. Растительный мир в картинках. – М. : Русское энциклопедическое товарищество, 2004г. (серия «Готовимся к школе»)

5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: кн. для воспитателей дет. сада/ С. Н. Николаева. – 6-е издание – М. : Просвещение, 2006г. (Дошкольный мир)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Физкультурный экологический досуг «Зов Джунглей» для детей старшего дошкольного возраста Цели: • закрепить знания детей о природе, как части окружающей среды; • создать у детей положительный эмоциональный настрой; • развивать.

Информационно-исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут!»Информационно-исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут!» ИНФОРМАЦИОННО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ХОРОШО И ТАМ И ТУТ, ГДЕ ПО ИМЕНИ ЗОВУТ!» Цель проекта:Создать.

Информационно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста «Откуда хлеб пришёл?» Что такое проект?Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих.

Исследовательский проект для детей с нарушениями зрения среднего дошкольного возраста «Удивительные пять чувств» Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.

Конспект образовательной деятельности с детьми по экологическому воспитанию «Живые семена»Конспект образовательной деятельности с детьми по экологическому воспитанию «Живые семена» Воспитатели 2 старшей группы: Денисова И. А., Ковалёва Е. Э. учитель-логопед: Балыбердина О. В. Цель:Продолжать знакомить детей с этапами роста.

Педагогический проект по экологическому воспитанию «Живые семена» Педагогический проект - долгосрочный. Тема: "Живые семена". 1этап. Актуальность. Очень важную роль в экологическом воспитании играет непосредственный.

Познавательно-исследовательский проект для детей ст. дошкольного возраста «Как на Сергачский стол сахарок пришёл» Авторы и участники проекта: дети и родители старшей группы № 2 «Солнышко», воспитатель Игнатьева О. Н. Цель проекта: Расширить представление.

Познавательно-исследовательский проект «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» Вид проекта: познавательно - исследовательский. Срок реализации: с 10.04-26.04.2015г Участники: воспитатель, дети подготовительной группы,.

Семейный экологический исследовательский проект «Вода — источник жизни на Земле» Вид проекта: исследовательский Продолжительность проекта: среднесрочный проект (3недели). Объект исследования: вода. Возраст: Старшая и.

Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группыЭкологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группы тема проекта: «огород на подоконнике». вид проекта: познавательно-исследовательский. продукт проекта: выращенная пряная трава (укроп, петрушка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Живые семена»
Опубликовано: 5 июня 2016 в 13:21
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологический исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Живые семена»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Николаевна Матвеева (УИ 162692) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД