Познавательно-творческий проект в подготовительной группе «Путешествие в Страну читалию»

Татьяна Колесова
Познавательно-творческий проект в подготовительной группе «Путешествие в Страну читалию»

«Давайте представим хотя бы на миг,

Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают, что значит поэт,

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире,

И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,

Что нету Незнайки, вруна – недотепы,

Что нет Айболита, и нет дяди Степы.

Наверно нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное доброе слово!

Пусть книги друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!»

Юрий Энтин

Классификация проекта

Образовательная область Речевое развитие

Тип проекта Познавательно - творческий

Вид проекта Исследовательско - творческий

По продолжительности Среднесрочный

Участники проекта Воспитатель, дети подготовительной группы, родители

Возраст участников 6-7 лет

Срок реализации 1 месяц

Проблемно-ориентированный анализ:

В процессе наблюдения за работой с детьми по речевому развитию и приобщению детей к книгам, было выявлено следующее:

Низкая заинтересованность книгами.

Дети плохо обращаются с книгами.

Дети не знают значение библиотек.

Детям мало читают дома.

У детей низкий уровень знаний детских произведений.

Проблема: Как помочь ребёнку осознать значение книги в жизни и развитии человека. Подвести к пониманию, того, что книга является источником знаний и для создания книги необходим труд многих людей.

Актуальность проекта:

Актуальность проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания. Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа - все так иманит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями. В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т. д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления. Читающий человек – мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь, к книге начиная с дошкольного возраста.

В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу, детям нужно научиться понимать окружающий мир не через компьютер, планшет или средства массовой информации, а благодаря книгам, так как именно они учат прекрасному и важному, что необходимо в жизни. Педагоги и родители должны помочь им в этом. Дошкольное образовательное учреждение призвано обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром и правильное направление его речевого, логического и эмоционального развития, что, конечно же, обеспечивает работа с книгой.

Цель проекта: Формирование у дошкольников потребности в общении с книгой, способствовать стремлению получать знания через книгу. Привлечь внимание родителей к значению и важности книг в процессе воспитания детей.

Задачи проекта:

Образовательные:

– создавать условия для формирования у детей интереса к данной теме;

познакомить детей с историей появления и создания книги, с профессиями людей, работающими над книгой;

познакомить детей с библиотекой, с правилами поведения в библиотеке; вызвать желание посещать библиотеку;

Развивающие:

– систематизировать знания детей о том, что книга – основной источник знаний; учить правилам общения с книгой;

– способствовать развитию памяти, речи, внимания, коммуникативных навыков;

– развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки;

Воспитательные:

– воспитывать интерес к книге и бережное отношение к ним.

– воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками;

– привлечь внимание родителей к значению и важности книг в процессе воспитания и обучения детей;

Ожидаемые результаты:

В отношении детей:

1. Расширены и систематизированы знания детей о детских писателях и их творчестве, важности чтения в жизни человека;

2. Сформировано бережное отношение к книгам, желание внимательно слушать произведения,

3. Сформирован эмоционально – мотивационный интерес детей на произведения художественной литературы;

4. Дети принимают активное участие в творческих конкурсах, рисуют иллюстрации к сказке.

5. Знакомство с детской библиотекой, с профессией библиотекарь.

Родителей:

1. Участие родителей в акции «Подари книгу в группу»

2. Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;

3. Получение консультаций по вопросам развития творческих способностей детей;

4. Укрепление связей между детским садом и семьёй.

Этапы реализации проекта

I этап– Подготовительный

1. Выбор темы, определение целей и задач,

2. Подбор методической литературы для реализации проекта

3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, организация развивающей среды в группе.

4. Анкетирование родителей «В чем воспитательная сила книги в семье?»;

5. Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта;

6. Подбор материала и ознакомление с творчеством детских писателей.

Разработка плана мероприятий с детьми по ознакомлению с творчеством детских писателей;

7. Подготовить дидактические игры («Угадай сказочного персонажа»,

«Собери сказку по порядку», д/и «Собери картинку», «Вспомни сказку по отрывку»);

8. Создание презентаций («Путешествие в прошлое книги», «Как делают бумагу»);

9. Организация развивающей среды в группе (подготовка атрибутов к

сюжетно-ролевым играм «Библиотека», «Магазин Книги»).

II этап – Основной (реализация проекта)

Для реализации поставленных задач были проведены такие мероприятия, как:

НОД:

1. Познавательное развитие:

1. Тема: «Знакомство с профессией библиотекаря».

Задачи: Расширять представления детей о профессии библиотекарь, о содержании и значимости труда библиотекаря. Обогащать словарь детей за счёт новых слов: библиотекарь, стеллаж, книжные полки; активизировать в речи детей слова: читатели, книги, журналы, иллюстрации. Воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду библиотекаря. Воспитывать бережное отношение к книгам.

2. Тема: «Путешествие в прошлое книги».

Задачи: знакомство детей с историей происхождения и изготовления книги, дать детям знания о том, как преобразовывалась книга под влиянием творчества человека, сохраняя при этом существенные характеристики, воспитывать бережное отношение к книге.

3. Экскурсия в Воздвиженскую библиотеку – «Путешествие в Книгоград»

Задачи: формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки, обогащение словаря за счёт новых слов: библиотекарь, стеллаж, книжные полки; активизация словаря: читатели, книги, журналы, воспитывать интерес к книге, бережное

отношение и уважение к труду библиотекаря.

4. Речевое развитие:

Тема: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Пересказ р. н. сказки «Лиса и журавль» (Приложение 2)

Тема: Пересказ рассказа «Четыре желания» К Д. Ушинский.

Знакомство с творчеством писателя.

Цель: обогащать литературный багаж, высказывать своё отношение к произведению, умение слушать, принимать участие в беседе, определять жанр произведения. Знакомство с творчеством писателя.

5. .Художественное – эстетическое развитие

ИЗО – Тема: «Моя любимая сказка»

Лепка – Тема: Коллективная работа по сказке «Колобок», «Заюшкина избушка»

6. Совместная деятельность: «Закладка для книг»,

«Книжки-малышки» Задача: Предложить детям создать книгу своими руками при помощи техники выполнения на выбор (лепка, аппликация, рисунок).

7. Беседы:

Беседы с детьми о важности книги «Зачем нужны книги? «Как создается книга?», «Из чего состоит книга», рассказ воспитателя о книжных профессиях (писатель, корректор, наборщик, художник, печатник, переплетчик). Беседа: «Какие бывают книги»

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека» (Знакомство с сюжетно-ролевой игрой «Библиотека» через показ картин и создания мини-библиотеку в группе, «Магазин Книги».

Сюжетно – ролевая игра «Мастерская книг» – В мастерской дети

просматривают книгу и определяют, какой требуется ремонт. Делают ремонт

книги под руководством воспитателя (подбирают бумагу соответствующего

цвета и размера, подклеивают страницы и обложку).

9. Игры драматизации:

– сказка «Колобок», «Теремок» (Приложение 3)

– пальчиковый театр «Репка», «Заюшкина избушка»,

10. Литературный досуг: «Сказочный сундучок»

11. Развлечение: «Книга – твой лучший друг»,

Викторина «Викторина по сказкам» (Приложение 4)

12. Чтение художественной литературы: Рассматривание портретов детских писателей и поэтов; рассматривание иллюстраций к произведениям.

13. Презентация книжки-самоделки детьми.

14. Организация выставки «Книги разные бывают»

Цель: познакомить с разными жанрами произведений (стихи, рассказы, сказки, их особенности, учить определять жанровую принадлежность произведения

Ушинский «Четыре желания»,

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герои»

М. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Л. Н. Толстой «Пожарные собаки», «Косточка»

К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Муха-Цокатуха» и др.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Чтение русских народных сказок и авторских сказок.

Чтение и обсуждение загадок и пословиц о книге;

15. Трудовая деятельность.

«Книжкина больничка» – подклеивание страниц у книг.

Работа с родителями.

1. Заполнение анкеты «В чем воспитательная сила книги в семье?»

2. Родительское собрание «Роль семейного чтения в приобщении ребенка к книге»

3. Предоставление рекомендаций по семейному чтению и подборки книг для чтения ребенку

4. Совместное составление описательного рассказа с родителями на тему: «Мой любимый сказочный герой».

5. Сотворчество детей с родителями «Создание книжки – малышки дома»

6. Участие родителей в акции «Подари книгу детскому саду»

7. Консультации для родителей: «Зачем читать детям. Как обращаться с книгами», «Загадки – это не только игра, но и средство воспитания и развития», «Как организовать домашнее чтение», «Семья и книга»

Заключительный

Завершающим этапом проекта стало познавательно – развлекательное

мероприятие «Книга – лучший друг ребят», «Викторина по сказкам» - развлечение для детей. Вместе с воспитателями в группе и с родителями дома создавались рукотворные книжки-самоделки. Оформление выставки «Мы знаем и любим детских писателей»

Результативность проекта:

Реализовав проект через организованную образовательную деятельность, нам удалось, повысить интерес детей к чтению, приблизить к искусству посредством изучения творчества детских писателей, значительно расширить словарный запас детей, повысить уровень речевой активности детей.

Дети научились сопереживать, вживаться в роль героев произведений детских писателей, что позволило детям эмоционально раскрепоститься, усилилась сплоченность и дружелюбное отношение детей друг другу.

Постоянное привлечение изучения литературных произведений в образовательный процесс, может стать важным резервом в успешном всестороннем развитии детей.

В итоге дети являются активными участниками, в Стране Читалии, составляют иллюстрированную книжку, хорошо ориентируются по прочитанным произведениям.

Родители принимали активное участие в анкетировании, на собрании познакомились со списком рекомендуемой литературы и получили рекомендации для совместного чтения. Помогали в организации выставки.

Проводя работу с родителями, мы пришли к совместному выводу, что домашнее чтение укрепляет семейные традиции. В рамках реализации проекта увеличился интерес родителей к участию в жизни группы.

Одной из важнейших особенностей данных занятий является включение в работу всех детей, даже с низкими речевыми способностями. Дети принимали участие в занятиях с удовольствием. Практика показала, что при сопереживании взрослым вместе с детьми, дети в свою очередь, подражая взрослому, закрепляют звуки, запоминают определенные слова, учатся отвечать на вопросы.

Вывод:

В ходе работы по проекту я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность обогащают литературный багаж, расширяют знания об окружающем мире. Объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Я убедилась, что проводимая работа помогает детям полюбить книгу, формирует у детей желание читать и беречь книгу.

Список использованной литературы

1. Наглядно-дидактический материал, художественную литературу (по теме проекта).

2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

4. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, Москва 2008 г.

5. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.

6. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 г.

7. Арбузова В. Ф. Беседа с детьми «Какие бывают книги».

8. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. МОЗАИКА – СИНТЕЗ М 2010г.

Прикреплённые файлы:

otchyot-proekta-kolesova-t-v_pta8k.pptx | 4951,69 Кб | Скачан: 3
 
Публикации по теме:

Познавательно-игровой проект «Путешествие в страну геометрических фигур» в младшей группе Актуальность проекта На всех этапах развития дошкольников проблема математического развития занимает одну из центральных мест. Поэтому тему.

Познавательно-творческий исследовательский проект в первой младшей группе «Космическое путешествие» Познавательно- творческий исследовательский проект в первой младшей группе «Космическое путешествие» Автор: Чеботарёва Людмила Михайловна.

Познавательно-творческий педагогический проект в первой младшей группе «Новогоднее путешествие колобка» Структурное подразделение МБОУ «Малоенисейская СОШ» ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ТВОРЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «Новогоднее путешествие.

Познавательно-творческий проект «Путешествие по любимым сказкам» Познавательно-творческий проект «Путешествие по любимым сказкам» Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок. А. С. Пушкин Актуальность.

Познавательно-творческий проект «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 летПознавательно-творческий проект «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 лет Тип проекта: познавательно- творческий Форма проведения: групповая Участники проекта: -воспитанники старшей специальной группы (5-6 лет).

Познавательно-творческий проект «Путешествие по странам мира»Познавательно-творческий проект «Путешествие по странам мира» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» Познавательно – творческий проект «Путешествие по.

Познавательно-творческий проект в подготовительной группе по теме «Сказки А. С. Пушкина» Проект: «Сказки Пушкина» Вид проекта: групповой, познавательно-творческий. Продолжительность: 2 месяца (с 19.11.18 г. по18.01.19 г.) Участники:.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Детские писатели
  • Дикие животные
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект в подготовительной группе «Путешествие в Страну читалию»
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 20:23
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 сентября. Всемирный день без автомобиля

В начале 90-х мы и представить себе не могли, что на улицах наших городов будет такое огромное количество автомобилей. Но вот пресловутая «чрезмерная автомобилизация» стала реальностью. В крупных городах...

22 сентября. Всемирный день защиты слонов

По инициативе экологов и природоохранных организаций был учрежден экологический праздник – Всемирный день защиты слонов. Ежегодно его отмечают 22 сентября во многих странах. Оказывается и слоны нуждаются...

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буква «П»
БУКВА П 1. Викторина "В гостях у сказки" Все ответы начинаются с буквы П. 1. Почтальон из Простоквашено. 2. Кто пленил Муху-Цокотуху? 3. Где в лесу...
Использование методики «Пальчиковые шаги» в работе с детьми младшего дошкольного...
О важности развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте писали многие выдающиеся учёные современности. У мелкой моторики есть очень важная...
Фотоотчет о посткроссинге «Привет из Уфы». Часть третья
Посткроссинг. «Привет из Уфы». Фото отчет. ( часть третья. Лариса Гацко. Блог. Настает волнующий момент, И появится скоро на свет Долгожданных...