Татьяна Ивановна Кузьмович
Познавательно-экспериментальная деятельность «Научная конференция»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять представление детей об использовании человеком факторов природной среды (вода, воздух, звук, магнит, активизировать речь и обогащать словарь, развивать мыслительные операции: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия.
Задачи:
• Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственные зависимости, продолжать учить делать выводы;
Публикация «Познавательно-экспериментальная деятельность „Научная конференция“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
• Формировать навыки коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности;
• Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
• Вызывать радость от открытий, полученных в результате опытов;
• Создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.
Оборудование и материалы:
• Столы-парты-4 шт., стулья-12 шт., мольберт-2 шт., декорация по теме, загадка распечатанная на листах бумаги.
• Оборудование для опытов: «Лава-лампа», «Цветная вода», «Поймаем воздух», «Узнай по запаху», пёрышки, султанчики, бубен, барабан, линейка, стеклянный стакан, картина с бабочками, магнит, оборудование для опыта «Вулкан».
Предварительная работа:
• Наблюдения за объектами неживой природы;
• Чтение энциклопедической литературы, загадок, стихов об объектах неживой природы ;
• Эпизодические опыты с объектами неживой природы.
Методы и приё мы: наглядно-действенный, словесный, игровой; беседа, показ, объяснение, исследовательская деятельность, эксперимент, игра.
Ход занятия:
Под музыку в зал входит мальчик с девочкой, и ведут диалог.
М. : Мы пришли в нарядный зал,
Будет здесь, наверно, бал?
Д. : Нет, весна давно настала,
Она в марте нас встречала!
М. : Будут здесь эксперименты,
Интересные моменты.
Всё, всё, всё хотим узнать Нужно всё запоминать.
Д. : Позовём сюда друзей, вместе будет веселей!
Дети поют песню «Почему?».
Воспитатель:
-Мы с вами уже очень давно занимаемся экспериментальной деятельностью. Давайте мы представим, что вы приехали из разных городов на международную конференцию, чтобы поделиться своим опытом. Сегодня мы с вами поговорим о некоторых объектах неживой природы, выполним опыты как настоящие ученые-исследователи.
На нашу конференцию приехали международные коллеги. Давайте поздороваемся с гостями. Дети здороваются с гостями. -1Л со всем, что нас окружает.
Здравствуй, небо! (руки вверх)
Здравствуй, земля! (руки вниз)
Здравствуйте, мои друзья!
Один, два, три, четыре, пять,
Вместе мы в кругу опять.
Будем дружно заниматься,
В лабораторию отправляться.
Воспитатель:
Мир полон тайн и загадок. Мы не перестаём удивляться - почему тяжёлые корабли не тонут и как огромным самолётам удаётся отрываться от земли. Как получается, что белый луч преломляясь через капельку дождя превращается в семицветную радугу и почему земное притяженье заставляет яблоко упасть как высоко бы мы его не подкидывали
-Я приглашаю вас в лабораторию. Дети надевают халаты.
-Вот теперь вы не просто дети, а научные сотрудники.
-В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, действовать по инструкции.
-В научной лаборатории над определённым объектом работают группы учёных. Я прошу каждую группу исследователей, поделиться с нами над изучением чего они работают. (Воспитатель по очереди обращается к детям)
1 стол. Эмблема «Воды»
Уважаемые учёные, над чем вы будете работать, свойства чего изучать? Ребята подготовили нам загадку.
Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы, кто тогда наш первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама ни готовить, ни стирать, без чего мы скажем прямо, человеку умирать. Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варили кисели, чтобы не было беды - жить нельзя нам без (ВОДЫ).
Эта группа научных сотрудников раскроет нам сегодня свойства воды.
2 стол. Эмблема «Воздуха»
Ребята, а вы над чем будете работать?
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это? (ВОЗДУХ)
Эта группа научных сотрудников раскроет нам сегодня свойства воздуха.
3 Стол Эмблема «Магнит»
Уважаемые учёные, над чем вы будете работать?
Этот жадный предмет
Все железо хватает.
Для него нормы нет,
Прилипанием страдает. (МАГНИТ)
Эта группа научных сотрудников раскроет нам свойства магнита.
4 стол. Эмблема «ЗВУК»
-И последняя группа учёных будет изучать
Живёт без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит. (ЗВУК)
Эта группа научных сотрудников раскроет нам секреты возникновения звука. Воспитатель:
-Что ж, вот мы и познакомились с объектами наших исследований на сегодняшней конференции. Но я, как заведующий лаборатории, хочу преподнести в конце конференции вам сюрприз. Показать опыт-фокус с объектом неживой природы, который изучают учёные всей планеты. А чтобы узнать, о чём идёт речь, я подготовила для вас задание:
-Загадка об этом объекте разбита на четыре части, все они расположены на мольберте по порядку. Группа учёных, закончивших свой доклад об изучаемом объекте, открывают часть загадки, в конце конференции вся загадка будет раскрыта.
Я чёрный, страшный великан Что делать мне - решаю сам Могу я спать, могу рычать,
Огонь и пепел извергать.
А ну, попробуй угадать
Как же меня звать? (ВУЛКАН)
Воспитатель: Уважаемые коллеги, изучающие свойства воды, я предлагаю вам Блицопрос.
1. Может ли вода быть разноцветной? Почему? (краска растворяется)
2. Если вода не пахнет, о чём это говорит? (она чистая)
3. Имеет ли вода форму? (принимает форму предмета)
4. Может ли у воды появиться вкус? (Если добавить в неё сахар, соль, лимон.)
5. Что вода может делать? (Вода может булькать, журчать, литься, переливаться.)
Я знаю, что вы подготовили для коллег опыты, покажите их нам?
1. опыт «Лава-лампа» Понадобится: Два фужера, две таблетки шипучего аспирина, подсолнечное масло, два вида сока.
Ход опыта: стаканы заполняются соком примерно на 2/3. Затем добавляется подсолнечное масло так, чтобы до края стакана осталось сантиметра три. В каждый стакан бросается таблетка аспирина. Результат: содержимое стаканов начнет шипеть, бурлить, поднимется пена.
Вывод: не все вещества растворяются в воде, действие шипучих таблеток приводит к бурлению воды.
2. опыт «Цветная вода». Понадобится: вода, тарелка, краска, пипетка, ватная палочка, моющее средство.
Ход опыта: Налить воду в тарелку, добавить в неё несколько капель краски. Стараться делать это аккуратно, пользуясь пипеткой, что бы ни двигать тарелку. Взять ватную палочку, окунуть её в моющее ср-во и дотронуться ею до центра тарелки с водой. Вода начнёт двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!
Воспитатель: Уважаемые, учёные, спасибо вам за интереснейшие факты, скажите, можно ли стихотворение о воде зарисовать? Ребёнок зарисовывает на мольберте схематически стихотворение, которое декламирует воспитатель.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Дети открывают первую часть загадки.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, изучающие свойства воздуха, расскажите о своих, исследованиях.
1 ребёнок Эксперимент №1 «Как поймать воздух?»
Возьмём со стола целлофановый пакет и попробуем поймать воздух. Закрутим пакет. Что произошло с пакетом? Что в нём находится? Какой он? Вы его видите? Хорошо! Давайте проверим. Если поднести его к лицу и нажать на него руками, можно почувствовать, как струя воздуха выходит из пакета.
Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Возьмём веер. Помашем им, как вы думаете, что можно ощутить? (воздух, холодок).
2 ребёнок. Эксперимент №2 «Узнай по запаху»
Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
1) Если в прессе раздавить дольку чеснока, воздух насытится запахом чеснока.
Воздух находится в каждом человеке. Если мы подуем через трубочку в стакан с водой, мы увидим, как она булькает - это работа воздуха, который из нас вышел, так же это мы можем увидеть, если подуем в стакан с лёгкими шариками.
Воспитатель обращается к третьему ребёнку.
-Коллега, подытожьте свои изучения. (Ребенок работает со схемой-алгоритмом) Воспитатель:
-Я вас приглашаю на ковёр, предлагаю вам взять пёрышки, положить на ладонь, что необходимо сделать? Подуть. Сделайте глубокий вдох и сильно выдуйте его на пёрышко. Чтобы ваше пёрышко улетело дальше всех, как нужно подуть? Сильно.
Проводиться упражнение.
-А теперь я вам предлагаю положить ваши пёрышки и взять в руки султанчики. Как вы думаете, как нужно подуть, чтобы дольше всех двигался ваш султанчик? Дуть нужно также сильно? Нет, необходимо сделать глубокий вдох и медленно выдувать воздух на султанчик.
Проводиться упражнение.
-Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь кровообращение в головном мозге улучшилось, а значит, мы сможем сосредоточиться на следующем эксперименте.
-Я каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу и подумать к какой профессии относиться этот запах, например, хлеб- пекарь. Предложить ароматы: бензин, хлеб, малина, духи, лекарство, стиральный порошок, краска для стен и т. д. Дети стараются угадать по запаху профессию. Исследователи открывают вторую часть загадки.
Воспитатель: Коллеги, я приглашаю вас снова в лабораторию, посмотрите у нас остались ещё ученые, которым хотят поделиться своим опытом. Ученые, которые изучают звук.
1. опыт. «Что звучит?» Ребёнок предлагает детям закрыть глаза и издаёт звуки с помощью различных предметов (бубен, барабан, трещотка и др.). Дети отгадывают, чтозвучит. Скажите, а линейка может издавать звук? (демонстрирует) Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки. Когда же возникает звук? Вывод - Звук возникает, когда происходит быстрое движение воздуха вперёд и назад - колебание воздуха.
Воспитатель. Уважаемые учёные, почему мы слышим звуки?
2. ребёнок рассматривает схему строения уха человека. (Дать понятие ушная раковина, барабанная перепонка). Предлагает ребятам закрыть уши руками и послушать звук колокольчика. Что происходит? Звук слышится отдалённо
Выводы.
1. Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по воздуху. Колебания начинают распространяться по воздуху и мы слышим звук.
2. Орган слуха у человека - уши. Если уши закрыты руками, то звуки слышаться хуже, отдалённо. Это происходит потому, что колебания воздуха встречают препятствия и не могут проникнуть к барабанной перепонке.
3. Уши необходимо беречь от громких звуков: не включать громко магнитофон, телевизор, чтобы сохранить здоровье.
Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте нашим коллегам международным ученым продемонстрируем происхождение звуков, покажем шумовой оркестр.
Оркестр.
Дети открывают третью часть загадки.
Воспитатель рассказывает старинную легенду.
«В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые металлическими подковами, и деревянная палка с металлическим наконечником липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул паку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «МАГНИТ».
Воспитатель:
-Уважаемые исследователи, что вы можете нам продемонстрировать с магнитом?
1. опыт» Рассказ по картине» Ребёнок держит в руках картину с нарисованными на ней цветами.
«На нашу полянку опустилась бабочка, ей так нравятся цветы, что она перелетает с цветка на цветок, не знает какой выбрать. Как же она передвигается по полянке? (на цветке-магнитик, и с обратной стороны магнит, они притягиваются).
Воспитатель: Перед вами обычный магнит, много секретов в себе он хранит. Скажите, учёные, всё ли притягивает магнит?
2. опыт. Оборудование: магнит, лист бумаги, деревянный предмет, пластмас. дощечка, ткань, метал. предмет.
Ход эксперимента: ребёнок по очереди подносит к предложенным предметам магнит. Вывод: Металлические предметы притягиваются, а не металлические нет.
З. опыт. «Действует ли магнит через другие материалы?» Оборудование: магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, бумажные кораблики.
Ход опыта: В стакан с водой опускается скрепка, к стакану подводится магнит, путём движения магнита вверх - скрепка движется за магнитом. Путём приближения магнита к кораблику, можно проследить, что скрепка притягивается.
Вывод: Магнит может действовать через препятствия.
- Коллеги, не могли бы вы мне помочь, В миску с пшеном я уронила дверной ключ, подскажите мне варианты как можно его достать. (Дети предлагают нащупать его рукой, использовать магнит.)
- Спасибо вам, уважаемые учёные, за ваши интереснейшие исследования. Воспитатель: что ж пришло время открыть текст загадки целиком. Ребёнок читает загадку. Дети её отгадывают.
Воспитатель:«Жил на свете богатырь по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по металлу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.
3. Вулкан работает, - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.
-Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они какбудто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно».
-У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Кратер вулкана-это огромная чаша с крутыми склонами на вершине горы, а на дне - красновато-оранжевая пасть - это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой».
-Наша научная конференция подходит к концу, я надеюсь, что наши международные коллеги (обращается к гостям) возьмут на заметку наш исследовательский опыт в своей деятельности.
4. Ну, а сейчас, как я и обещала мой сюрприз -Опыт-фокус «Вулкан».
-Пришло время покинуть нашу научную лабораторию, до новых встреч.