Лучший педагог года

Познавательное развитие через формирование экологически правильного поведения у детей дошкольного возраста

Татьяна Машкова
Познавательное развитие через формирование экологически правильного поведения у детей дошкольного возраста

В настоящее время пристальное внимание уделяется изменениям в системе российского образования, обновлению его качества. В условиях модернизации образования приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Публикация «Познавательное развитие через формирование экологически правильного поведения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Человек по природе своей является существом общественным. Социализация личности – процесс, длящийся почти всю жизнь и заключающийся во влиянии общества на личность и формирования отклика личности на эти воздействия с целью адаптироваться к социальным, психологическим и эмоциональным условиям жизни в социуме и по возможности успешно функционировать в нем. И именно на детский возраст приходятся наиболее важные и продуктивные моменты этого процесса. От его успешности зависит, будет ли человек верно понимать свою роль и свои возможности, правильно самоидентифицироваться, насколько велики будут его шансы устроить личную и трудовую жизнь и в целом быть счастливым. Раз уж людям суждено жить в обществе, то им важно быть максимально приспособленными к нему. Это вопрос не столько видимого жизненного успеха, сколько личностного выживания.

Развитие социальных связей детского сада с общественными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка.

С самого раннего возраста мы вводим ребенка в социальный мир. Для этого педагогами детского сада разработана система мероприятий по ознакомлению с объектами социального окружения, перспективные планы взаимодействия с каждым учреждением, учитывая сложившиеся традиции. Заведующим МБДОУ заключены договора о сотрудничестве с детской библиотекой – филиалом № 11 МБУК «ЦБС г. Мичуринска», детской школой искусств.

Взаимодействие с общественными, культурными и научными учреждениями города и области осуществляется в режиме сотрудничества с ФГБОУ ВПО МичГАУ, ТОГОАУ ДПО ИПКРО, МОУ СОШ №15, Музеем-усадьбой им. А. М. Герасимова, литературно-музыкальным музеем им. Ю. Н. Голицына, краеведческим музеем, драматическим театром, ЦДТ, станциями юных техников, юннатов, фильмотекой, детской библиотекой, художественной, хореографической и музыкальной школами.

Повышение внимания педагогического коллектива нашего детского сада к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. п. Захлестнувшая весь мир волна нетерпимости оказывает негативное влияние и на детей которые не редко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые.

Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализации личности человека, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Ценностные ориентации человека и призваны определить его социализацию как общественную мотивацию поведения, связанную с потребностями личности. Детский сад является сегодня первой ступенью на пути к становлению личности.

С самого раннего возраста ребенок включается в систему взаимодействия с другими людьми. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же как и они, поэтому им трудно войти в положение другого человека. Каждый ребенок - это индивидуальность со своими чувствами и переживаниями. Одна из задач воспитателей детского сада помочь ребенку разобраться во всем многообразии человеческих проявлений в эмоциональной сфере и общепринятых норм и правил.

Так как процесс социализации ребёнка происходит на основе его деятельностной сущности, поэтому наиболее значимым аспектом социализации в дошкольном учреждении является игровая деятельность.

Как показывает практика, дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования социально значимых качеств личности. В своей работе мы ориентируемся на следующую структуру социальной компетентности:

• умение ориентироваться в социальных ситуациях (когнитивный компонент);

правильно определять личностные особенности и эмоциональные проявления других людей (эмоциональный компонент);

• выбирать адекватные способы обращения с людьми и реализовать эти способы в процессе взаимодействия (поведенческий компонент).

И чтобы эта маленькая личность правильно развивалась, необходимы условия для социального развития.

К числу задач, решаемых нашим детским садом, относятся:

развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям;

приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

формирование у детей социальных навыков : освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Несомненно, залогом успешного развития детей является насыщенная предметно-развивающая среда в организации воспитательно-образовательного пространства, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. С целью сохранения физического и психического здоровья обеспечивается психологический комфорт ребенка в образовательном учреждении в созданной развивающей среде.

Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Детская игра включает в себя два основных вида: сюжетную игру и игру с правилами. Специфика сюжетной игры заключена в условном, замещающем характере действий. Такие игры позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события.

Игры с правилами существенно отличаются от сюжетной. Это достаточно жесткая деятельность - где определены обязательные для участников правила (игры подвижные, дидактические).

Дополняя друг друга, оба вида игры оказываются весьма эффективным развивающим средством, которое трудно заменить другими формами активности.

Традиционные игровые уголки для сюжетных игр с неизменными типами и сюжетами «Больница», «Почта», «Магазин», «Пароход» и др. вносят в игры детей штампы, препятствующие проявлению самостоятельности, творчества, инициативы детей. Поэтому содержание игровых пространств должно быть мобильным, регулярно обновляться в соответствии с информацией, полученной от педагога в рамках усвоения программных задач, создавая условие для созидательной деятельности детей, креативности, реализацию индивидуальных особенностей и способностей детей.

В результате правильного подхода педагогов в социализации личности, образуются качества детской личности: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

Работу по социализации детей можно разделить на следующие формы образовательной деятельности:

Режимные моменты

Свободная деятельность воспитанников

Совместная деятельность педагогов и детей

Совместная деятельность педагогов и родителей воспитанников

Педагоги нашего детского сада способствуют социальному развитию дошкольника следующим образом :

чаще обсуждают последствия действий ребенка или взрослого на чувства другого человека;

подчеркивают сходство между разными людьми;

предлагают детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь;

вовлекают детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве;

последовательно игнорируют случаи отрицательного поведения, обращают внимание на ребенка, который ведет себя хорошо;

не повторяют без конца одни и те же требования, запреты и наказания;

ясно формулируют правила поведения. Объясняют, почему следует поступать так, а не иначе.

Эффективность работы по формированию социокультурной компетентности дошкольников возросла во много раз, когда семья и педагоги стали работать в тесном контакте. Открытость дошкольного учреждения для родителей дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей – путь к успешному развитию детей. С целью реализации компетентностного подхода в педагогическом просвещении родителей и взаимодействии ДОУ с семьей организуются родительские собрания по проблемам межкультурного взаимодействия, формирования толерантности; дни открытых дверей, проводятся анкетирования родителей, консультации, совместные праздники, выставки, конкурсы.

Чтобы использовать положительное влияние игры и не допустить возникновения нежелательных игр, нужно учить детей различать, что хорошо и что плохо, воспитывать активное стремление к хорошему и неприязнь к плохому. С этой целью воспитатель через игру и в игре раскрывает детям смысл тех или иных положительных фактов, дает их оценку, вызывает у ребят желание подражать им и тем самым формирует их отношение к тому, что отображается в игре.

Игра возникает в результате определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые способствуют распространению детской игры с помощью сообщения детям новой информации, специально созданных условий (игрушек, игровых пространств, где ребенок может играть, игровой техники и т. д., которые передаются из поколения в поколение, превращая игру в часть культуры общества. В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от впечатлений, складывающейся системы ценностей.

Процесс социально - личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности:

• Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

• Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

• Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

• Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

• Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

• Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

• Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

• Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников.

Развитие личности, становление человека как полноценного члена человеческого общества происходит в период детства. Дети приобретают социальные умения и навыки устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к сверстникам и взрослым, разрешать возникающие конфликты. Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку. Каждый член общества (в том числе ребенок) не только постоянно подвергается воздействию социальной среды, но сам сознательно выстраивает отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений. Это всегда учитывается в планомерной работе по социальному развитию ребенка дошкольного возраста.

Прикреплённые файлы:

mashkova-t-a_q5k1m.pptx | 12464,31 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи»Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи» Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста. Тема: «В гостях у лесной феи» Цель:.

Конспект ООД в ОО «Познавательное развитие» для детей среднего дошкольного возраста «Мастерская по ремонту» Задачи: -Познакомить детей с профессиями (сапожник, часовщик, столяр). -Продолжать расширять и обогащать словарь детей. -Воспитывать трудолюбие,.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное развитие через формирование экологически правильного поведения у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 мая 2020 в 19:20
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД