Лучший педагог года

Конспект познавательного занятия «Нужна ли человеку глина»

Татьяна Филиппова
Конспект познавательного занятия «Нужна ли человеку глина»

Задачи: Уточнить представления о свойствах песка, глины и камней. Учить сравнивать материалы, правильно называть их особенности. Сообщить сведения о том, что глина бывает разная по цвету и качеству, и в каких целях использует её человек. (Посуда, игрушки, кирпич). Продолжить учить детей приёмам обследования и работы с лупой.

Учить детей самим делать выводы, используя карту-схему. Дать детям представления о народной глиняной игрушки: дымковской, филимоновской, каргопольской. Закрепить умение детей изготавливать игрушки из глины.

Публикация «Конспект познавательного занятия „Нужна ли человеку глина“» размещена в разделах

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: 1. Письмо с загадками;

2.Ёмкости с почвой: песок, глина, стаканчики с водой;

3. Полевой шпат и слюда, мокрая и сухая глина на разносах, салфетки влажные на каждого ребёнка, лупы, прозрачные стаканчики и воронки на каждого ребёнка;

4. Таблица-схема «Структура камней»;

5. Картинки разной глиняной посуды, глиняная посуда, керамические изделия, глиняные и фарфоровые статуэтки, кирпич, медицинская глина;

6. Глина белая для изготовления игрушек, глиняные мышки для детей

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети заходят в группу и видят письмо.

- От кого же оно пришло? Здесь написано, что от Хозяйки Медной горы. В нем загадки. Первая загадка, попробуйте её отгадать:

В серёжках у мамы огнём он горит,

В пыли на дороге ненужный лежит,

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким, в ладошке лежать,

Тяжёлым, большим, одному не поднять.

Кто дети загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал. (Камень)

-Кто знает отгадку? Что вы знаете о камнях? Какие бывают камни?

Дети: Морские, речные и драгоценные.

-Для чего используют некоторые камни?

Дети: Для строительства и отделки зданий.

- Какие это камни?

Дети: Мрамор и гранит.

-А тут ещё есть одна загадка, попробуем её отгадать:

Гончар для меня разведёт жаркий пламень

Сухая, я твердой бываю как камень.

Размочат, как тесто, податливой буду

Могу превратиться в игрушку, в посуду.

Лечебными свойствами очень богата,

Меня отыскать вам поможет лопата.

Я белая, красная и голубая

Узнали, ребята, кто я такая? (Глина).

-А вы знаете, где залегает глина?

Дети: В почве.

-Какие виды почв вы знаете? Если много глины, то это какая почва? А песка? А камня?

Дети: Глинистая, песчаная, каменистая почва.

- А теперь пройдём в нашу лабораторию и займёмся исследованиями. Посмотрите, что лежит у вас на столе.

Дети: Песок, глина.

-И другая разная глина.

- Какого цвета бывает глина?

Дети: Белая, серая, красна и коричневая.

- Глина-это осадочная порода. В её состав входит полевой шпат и слюда. (Показать детям полевой шпат и слюду). А так как полевой шпат бывает разного цвета, то и глина имеет разные цвета.

-А теперь возьмём в руки сухую глину и рассмотрим её. Какая она?

Дети: Твёрдая, но крошиться.

-А теперь исследуем мокрую глину, сожмём её в руке. Что можно сказать про неё?

Дети: Она пластичная, мягкая, меняет форму.

-Что можно делать с мокрой глиной?

Дети: Лепить.

-Давайте мы с вами проверим, дружит ли глина с водой?

Проведём опыт: Положим сухую глину в воронку и нальём воды.

-Что происходит с глиной? А с водой?

Дети: Глина намокла. Вода не просочилась.

- Глина плохой проводник воды.

Проведём опыт с песком: Положим в воронку песка и нальем воды.

-Что произойдёт с песком? А что с водой?

Дети: Песок намокнет, и вода будет капать в стакан.

-Хорошо ли песок пропускает воду?

Дети: Да, песок хороший проводник воды, он фильтрует воду.

-А глина?

Дети: Глине надо постоять, чтобы намокнуть, так как глина плохой проводник воды.

-А теперь возьмём лупу и рассмотрим песок и глину.

-Из чего состоит песок?

Дети: Из маленьких зёрнышек-песчинок, которые лежат отдельно друг от друга.

-Значит у песка какая структура?

Дети: Зернистая структура.

-А у глины? Видно, что частички слиплись, как будто тесно взялись за руки. Какая структура у глины?

Дети: Тоже зернистая.

ЗАПОЛНИМ ТАБЛИЦУ-СХЕМУ «Структура камней».

-А теперь под музыку изобразим глину, песок и камень.

Дети под музыку двигаются и показывают песок (отдельные частички, глина (дети крепко скрепляют руки, камень (прижавшись друг к друга плечами и взявшись за руки)

Дети садятся за столы.

-Скажите, зная все свойства глины, как человек использовал глину? Что он изготавливал из неё?

Дети: Посуду, игрушки, свистульки.

-Самое необходимое – это была посуда. Эту посуду человек использовал долгое время, а позже появилась фаянсовая-фарфоравая посуда, та которой мы сейчас с вами пользуемся. Для её изготовления использовалась более ценная, белая глина.

-А,что ещё изготавливали из глины?

Дети: Игрушки, свистульки, разные фигурки.

Показать игрушки из глины.

-Какие глиняные игрушки вы знаете?

Дети: Дымковские, каргопольские, филимоновские.

Показать картинки.

-Скажите, как изготавливали игрушки из глины?

Дети: Глину заливали водой, а когда она становилась мягкой из неё лепили игрушки.

-А чтобы они были крепкими, что делали с ними?

Дети: Их обжигали в печи.

-Там игрушки не горели, не рассыпались, а становились более крепкими. А после обжига игрушки расписывали, и они становились красивыми и красочными.

А СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ СМАСТЕРИМ ИГРУШКИ ИЗ ГЛИНЫ ДЛЯ НАШЕГО ИГРОВОГО УГОЛКА

РАБОТА С ГЛИНОЙ

-А теперь отправимся на выставку глиняных изделий.

I-экспозиция: Керамические изделия- посуда, горшки, кувшины.

В глиняной посуде лучше храниться молоко. Оно не прокисает, так как посуда не нагревается.

II-экспозиция: Глиняные игрушки, статуэтки (фигурки из глины, фарфоровые статуэтки, дымковские барышни, которые использовались для украшения интерьера в домах.

III-экспозиция: Медицинская глина, которая используется для лечебных целей. Из неё делают маски и используют для изготовления лекарств.

IV-экспозиция: Кирпич. Почему он здесь? Так как кирпич изготавливают из глины более низкого качества. Где используют кирпич?

Дети: В строительстве домов.

Мы с вами побывали на выставке глиняных изделий, узнали много нового об использовании и свойствах глины, и на память вам всем глиняных мышек, так как у нас сейчас год мыши.

Публикации по теме:

Фотоотчёт занятия по познавательному развитию в разновозрастной группе «Зачем человеку руки?»Фотоотчёт занятия по познавательному развитию в разновозрастной группе «Зачем человеку руки?» С целью ознакомления детей со значением рук для человека при помощи игры и экспериментирования,в нашей группе прошло очередное познавательное.

Конспект физкультурного занятия с использованием степ-платформ «Физкультура всем нужна»Конспект физкультурного занятия с использованием степ-платформ «Физкультура всем нужна» Цель: Обучать дошкольников технике работы на степ-платформах. Вызвать у детей эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия от занятия.

Конспект познавательного занятия для старшей группы «Удивительный мир рыб» Цель: познакомить детей с интересными видами рыб планеты Земля. Задачи: • познакомить детей с некоторыми видами рыб; • развивать познавательный.

Конспект познавательного занятия «Путешествие по морю профессий» Путешествие по морю профессий. Цель: 1 Познакомить детей с основными особенностями мужских и женских профессий (мужские и женские профессии.

Конспект познавательного занятия в средней группе «Мои руки»Конспект познавательного занятия в средней группе «Мои руки» Цель: продолжение формирования представления детей о руках человека, о значении рук в нашей жизни. Задачи:- закрепить названия пальцев;.

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина»Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина». Тема «РОСПИСЬ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ» (средняя - группа) Программное.

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» для детей «Чудо дерево» рельефная лепкаКонспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» для детей «Чудо дерево» рельефная лепка Цель: Продолжать учить детей технике рельефной лепки. Задачи: Обучающие: 1. Учить детей создавать декоративный орнамент на пластине из глины.

Конспект занятия по воспитательной работе для 3 класса «Зачем человеку знания» Конспект занятия по воспитательной работе Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата 28.02.2014г Класс 3б Тема. Зачем человеку знания. Цель:.

Конспект занятия познавательного цикла «Мы начинаем КВН»Конспект занятия познавательного цикла «Мы начинаем КВН» Цель: выявление уровня знаний,умений и навыков детей о здоровье и его составляющих. Задачи: выявить представления о ЗОЖ, о дыхательной.

Конспект познавательного занятия для детей 4–5 лет «Зимушка-зима»Конспект познавательного занятия для детей 4–5 лет «Зимушка-зима» Цель: уточнить знания детей о характерных признаках зимы. Задачи: • прививать интерес к зимней природе, расширять представление об изменениях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия «Нужна ли человеку глина»
Опубликовано: 20 ноября 2022 в 12:29
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД