Надежда Прыткова
Познавательное занятие с использованием проблемно-игровых ситуаций с детьми подготовительной группы «Морские спасатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать возможность детям применить в решении проблемно-игровых ситуаций, полученные знания в области познавательного развития. Найти собственное решение проблемы.
Задачи:
• Формировать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно
• Познакомить детей с подводным миром и с подводным снаряжением.
• Побуждать детей видеть и принимать проблемную ситуацию, выдвигать предположения и гипотезы ее решения.
• Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке; знание о геометрических фигурах и их свойствах.
Публикация «Познавательное занятие с использованием проблемно-игровых ситуаций с детьми подготовительной группы „Морские спасатели“» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Пожарная безопасность
- Спасатели МЧС
- Спасатели МЧС. Конспекты занятий
- Темочки
• Продолжать развивать последовательность при составлении логической цепочки из геометрических фигур.
• Формировать умение сравнивать предметы с помощью непосредственного наложения.
• развивать сообразительность, оригинальность мышления, речь, умение рассуждать и самостоятельно решать проблемные ситуации;
• развивать фантазию и творческое воображение детей, способность к импровизации, познавательную активность;
• воспитывать доброжелательные взаимоотношения среди детей, умение поддерживать партнерские отношения и активно взаимодействовать со сверстниками во время выполнения задания;
• воспитывать умение эмоционально откликаться на просьбу о помощи.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Подводный мир», оборудование для погружения в воду, макеты подводных кораблей, геометрические фигуры, компьютер, фломастеры, халаты, шапочки, д/и «Продолжи цепочку».
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня мы с вами будем Морскими спасателями. Нас ждут увлекательное путешествие, игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас, благодаря вашим знаниям и умениям, а так же взаимопомощи, всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
Воспитатель: Слайд (включить сигнал тревоги) Ребята, внимание! Это звучит сигнал тревоги.
Слайд (сообщение) К нам пришло сообщение из Центра управления подводными кораблями о том, что подводная лодка «Акула» терпит бедствие на дне Тихого океана. Экипаж лодки в составе 7 человек просит о помощи. Она не может всплыть на поверхность воды. Вы хотели бы им помочь?
(Слайд пуст)
Дети: да
Воспитатель: Но для этого надо хорошо знать подводный мир и вспомним какой он. Давайте поиграем, я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать, что хорошо, а что плохо.
Воспитатель: подводный мир – это хорошо. Почему?
Дети: потому что он интересен, красивый, много рыб, подводных растений, загадочный…
(слайд)
Воспитатель: Подводный мир-это плохо. Почему?
Дети: там нет воздуха, можно утонуть, нечем дышать, опасно, темно, могут быть хищные рыбы.
(слайд)
Воспитатель: Да, ребята. Подводный мир полон тайн и загадок. А чтобы лучше узнать, какой он, я Вас приглашаю в студию - популярного киножурнала «Хочу все знать»
Слайд (включается фрагмент из начала журнала)
Воспитатель. Ребята, сядем поудобнее и посмотрим на экран.
(Идет презентация)
Дети, перед вами подводный мир. Посмотрите, как он удивителен и красив.
Он таит в себе много неизведанного и интересного.
Погружаясь на дно океана, можно увидеть удивительный мир живой природы, растений. Это завораживает дух.
Подводный мир — мир ярких разнообразных рыб, хищных акул и дружелюбных дельфинов.
Слайд Увидеть эту красоту могут только специально обученные люди, которых называют водолазами, дайверами, аквалангистами. Ребята, слово водолаз для вас знакомое. Водолаз – это человек, выполняющий работу под водой на больших глубинах. А аквалангисты и дайверы - это любители подводного мира. И для вас эти слова новые. Давайте повторим за мной эти слова. Сначала я, а потом вы.
Слайд. Они опускаются на дно морское. Для погружения в морские глубины им нужно специальное снаряжение.
Водолаз- это человек, выполняющий работу под водой на большой глубине.
Дайверы и аквалангисты это любители подводного мира, они интересуются подводным миром.
Чтобы помочь экипажу подводной лодки «Акула» я вас приглашаю в лабораторию для исследования морских глубин, где мы сможем познакомиться с этим снаряжением. Ребята, лаборатория – это помещение, где проводятся различные исследования, и чтобы попасть туда, нам надо надеть специальную форму. Сейчас мы с вами наденем накидки и шапочки и пройдем в лабораторию.
Ребята, перед вами оборудование для погружения в воду. Рассмотрим его. (с объяснением)
А вы знаете, что это такое?
Дети отвечают. МАСКА
Объяснение воспитателя маска предназначена для защиты органов дыхания и зрения водолазам при выполнении им водолазных работ.
ТРУБКА (Трубка позволяет дышать водолазам на поверхности, не поднимая головы из воды)
ГИДРОКОСТЮМЫ (рисунок) (способствует защищать водолаза от переохлаждения)
ГРУЗОВОЙ РЕМЕНЬ (служит для изменения плавучести водолаза)
ЧАСЫ (это вторая контрольная система на случай, если компьютер вышел из строя. Часы должны быть механические)
ПОДВОДНЫЙ ФОНАРЬ (водолазу нужен для освещения рабочего места под водой) Кислородный баллон нужен для того, что бы дышать под водой газовой смесью
Ласты помогают водолазам плыть быстрее.
Теперь мы знаем, какое снаряжение нужно для погружения в воду. А кроме этого снаряжения, на чем еще можно спуститься на дно океана?
Дети (предлагают варианты ответов); в батискафе, в водолазном костюме, на подводной лодке, …
Воспитатель: А знаете ли вы, что подводные лодки имеют разные формы. Посмотрите на экран. Они такие необыкновенные.
Слайд 9 (фото подводных лодок)
Дети смотрят
Воспитатель: Они бывают круглой формы, овальной, прямоугольной, четырехугольной.
Чтобы помочь экипажу «Акула» всплыть, нам надо узнать какой она формы. А для этого я предлагаю вам пройти в другой зал лаборатории, где на магнитной доске находятся макеты подводных кораблей в виде геометрических фигур. Занимаем места за столами. Посмотрите на доску. Какой формы вы видите подводные лодки?
(Дети отвечают) : четырехугольник, треугольник, круг, овал.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель:. Как вы думаете, какую форму подводной лодки выбрать, чтобы все 7 членов экипажа поместились?
Дети отвечают. Предлагая варианты ответов.
Воспитатель:- Я тоже сначала думала, что в круглой поместятся все 7 человек, потом – что в прямоугольной. А может в овальной? Я не уверена в ответе. А вы? Как нам быть? Как проверить?
(Решают. Нарисовать членов экипажа, позвонить в центр управления подводными кораблями)
Ребята, я вам предлагаю решить этот вопрос путем наложения геометрических фигур на макеты кораблей.
Перед каждым из вас лежат геометрические фигуры и 7 кругов для обозначения экипажа. И сейчас мы практически проверим, сколько кругов поместиться внутри каждого макета корабля. Тем самым мы узнаем, какой корабль больше подойдет для экипажа.
Воспитатель: Приступаем к работе. Будьте внимательны при наложении кругов. Их нужно расположить так, чтобы они все поместились в одной фигуре. Начинаем расположение кругов с четырехугольника. Сколько поместилось кругов? И т. д.
Воспитатель: Справились? Какую же фигуру вы выбрали?
Дети: Овал.
Воспитатель: Правильно. Значит подводная лодка «Акула» имеет овальную форму.
Посмотрите на экран, подводная лодка всплыла, мы ей помогли. Посмотрите как она красиво всплывает,а какие волны и т. д.
Слайд (Подводная лодка всплывает)
Молодцы, Вы хорошо поработали, и я предлагаю Вам немного отдохнуть и представить себя в роли водолаза под шум моря. Ребята встали и образуем круг.
ФИЗМИНУТКА (слайд)
Привычным движением
Ласты надев,
Поправив очки на глаза.
Отправился ты еще юный совсем- шаг
Искать приключения в моря. - шаг
На дно морское, где нет волны, - согнулись, руками показ волны
Где сумерки тайны полны. - закрыли глазы, разводим руками
Воспит. Какие вы молодцы, из вас получаться настоящие водолазы.
Слайд Мы помогли экипажу лодки подняться на поверхность воды, но проблема в том, что, у них сломалась система навигации - тот морской компас, который указал бы экипажу путь. Как же они найдут путь домой?
Использовать схему. ( предложения детей: пустят сигнал ракеты, позвонить,
( Воспитатель: Но у нас ракеты нет, Позвонить тоже не сможем)
Воспитатель: Предлагаю помочь экипажу и выложить для них маршрут из морских сигналов
Внимание на экран. Наш морской сигнал состоит из геометрических фигур разных по форме.
СЛАЙД Чтобы правильно выбрать его, нам надо выполнить следующее задание.
В. Какая фигура лишняя?
Д. Прямоугольник. Все фигуры желтые, а он синий.
В. А как ты думаешь?
Д. Лишняя фигура – квадрат. Все фигуры маленькие, а он большой.
В. А как ты думаешь?
Д. Лишняя фигура – круг. Все фигуры имеют углы, а он нет.
В. Правильно вы все рассуждаете. Но, я думаю, что для нашего сигнала они все нужны.
И поэтому мы с вами выполним следующее задание: Перед вами цепочка геометрических фигур. Продолжи цепочку, какая геометрическая фигура будет следующей?
Приступаем к работе.
(- посчитай сигналы. а теперь в обратном порядке. Сколько у тебя сигналов – кругов, сколько сигналов – квадратов, каких больше?)
И так, благодаря сообразительности и находчивости нашей команды спасателей, маршрут из морских сигналов для возращения корабля готов. (Слайд)
Как же нам передать сообщение с морским маршрутом в Центр управления подводными кораблями. (ответы детей)
( А поможет нам выбрать правильное решение схема: развилка трех дорог. (Это если дети затрудняются с ответом)
- передать по телефону
- сфотографировать и передать по электронной почте.
(Воспитатель вместе с детьми выбирает наиболее приемлемый способ передачи сообщения подводного маршрута, дает возможность высказаться и объяснить свою точку зрения.)
Ребята, удобнее всего, оказалось передать сообщение через компьютер. Давайте нажмем на кнопочку.
Слайд (сигнал наложен). Ребята, сообщение принято, послушаем, что говорит капитан корабля.
Слайд (озвучивание. обращение к детям)
Ребята, как вы считаете, мы сумели помочь экипажу?
Дети: Да
Воспит: Что мы для этого сделали? Ребята, а вам было интересно? А что вы нового узнали?С чем мы сегодня познакомились?
(Ответы детей)
Вы были сообразительны, находчивы и я, думаю, что после нашего занятия кто-то из вас придумает свой подводный корабль и будет в будущем покорять морские глубины. Я желаю вам удачи! А на память о нашем путешествии примите памятные подарки.
Ребята, мы выполнили свою работу в лаборатории и нам пора возвращаться в группу. Спасибо всем.