Марина Сысоева
Познавательное занятие с элементами экспериментирования в средней группе Воздух — невидимка
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Практика показывает, что у многих детей снижена мотивация к процессу приобретения знаний. В связи с этим актуальным становится необходимость в содержании образования дошкольников исследовательской деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Исследовательская деятельность, помогает поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, способствует развитию восприятия, мышления, а главное – развитию речи, стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом. Познавательная активность реализуется в деятельности. Поэтому важно создать условия и развивать исследовательскую деятельность с детьми.
Публикация «Познавательное занятие с элементами экспериментирования в средней группе Воздух — невидимка» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Цель и задачи исследовательской деятельности:
Цель:
- углублять и систематизировать представления детей о воздухе, как одного из главных факторов, необходимых для существования жизни на земле.
Задачи:
Образовательные:
-дать представление о том,что воздух есть вокруг нас, что ветер –это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
Воспитательные:
- воспитывать интерес и позитивное отношение к окружающему миру.
Практическая:
-рассказать Лунтику о том, что воздух существует.
Практическая работа
Воспитатель: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Я пришла к вам в гости не одна. Вы узнали, кто это?
Дети: Да! Это Лунтик.
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух!
Воспитатель: Ребята, Лунтик спрашивает, что это такое? И кто его видел, этот воздух? Он слышал, что воздух есть везде. Может, его и нет вовсе? Ребята, что же мы будем делать? Лунтик прилетел к нам с Луны и действительно ничего не знает о воздухе. А как вы думаете, воздух есть?
Дети: Да!
Воспитатель :А где он этот воздух? Давайте попробуем разобраться вместе.
Воспитатель: А как вы считаете можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте закроем рот и зажмем нос. Как вы себя чувствуете?
Дети: Плохо.
Воспитатель: Без воздуха нам плохо, значит, воздух необходим нам для дыхания. Воздух-волшебник невидимка, а почему мы его так называем?
Дети: Потому что он невидим.
Воспитатель: А как узнать, что воздух есть? Давайте подуем на ладошку. Что вы чувствуете?
Дети: Холод.
Воспитатель: А теперь я помашу вам веером. Что вы чувствуете?
Дети: Мы чувствуем ветер.
Воспитатель: Веер движется и получается ветер. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер - это движение воздуха.
Воспитатель делает вывод: чтобы почувствовать воздух нужно привести его в движение.
Физкультминутка.
Вышли уточки на луг, кря-кря – кря.
Прилетел веселый жук
Гуси шеи выгибают га-га-га
Клювом перья расправляют.
Ветер ветки раскачал,
Зашептал в воде камыш,
И опять настала тишь. Дети шагают на месте
машут руками
круговые движения головой
Повороты туловища вправо-влево
дети машут вверху руками
руки подняты, тянутся вверх
Дети садятся.
Воспитатель: Лунтик, ну теперь-то ты понял, насколько важен воздух.
Лунтик: Теперь - то я понял.
Воспитатель: Ты хотел бы его увидеть? А вы, дети?
Давайте подойдем к столам. Посмотрите, на столах стоят стаканчики с водой и лежат трубочки. Сейчас мы с вами проделаем еще один опыт и увидим воздух.
Опыт 1. Как вы думаете, в воде есть воздух? Давайте опустим в стакан с водой соломинку и подуем в нее.
Воспитатель: Что мы видим в стакане?
Ответы детей: Пузырьки.
Воспитатель: Правильно, мы видим пузырьки воздуха. Почему на поверхности воды появляются пузырьки? (Воздух выходит из воды). Подуйте сильнее, чем больше воздуха, тем больше пузырей. Вывод: в воде есть воздух
Опыт 2. С полиэтиленовым пакетом
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Что можно сделать, чтобы пакет стал большим?
Ответы детей
Воспитатель: Мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Вывод: воздух прозрачный. Его можно ощущать.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: Чтобы не болеть, нужно правильно дышать. А как правильно дышать?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно дышать через нос, воздух согревается, очищается. Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как мы дышим. Вдох – вдыхаем хороший воздух, выдох - выдыхаем плохой воздух. Человек дышит всю свою жизнь, воздух необходим ему каждую минуту.
Воспитатель: Где можно найти сразу много воздуха?
Дети: Везде.
Воспитатель: Воздух есть везде в группе, дома, на улице. Какого цвета воздух?
Дети: Бесцветный.
Воспитатель: Вдохните ртом воздух. Какой он?
Дети: Безвкусный.
Воспитатель: Вдохните носом.
Дети: Без запаха.
Воспитатель: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса. Воздухом мы дышим, он окружает нас со всех сторон.
Ребята, Лунтик говорит вам спасибо, за то, что вы рассказали ему о воздухе много интересного. Лунтик торопиться домой, чтобы поскорее рассказать своим друзьям, что он сегодня узнал. До свидания!
Воспитатель: Я надула воздухом красивые, разноцветные воздушные шары и хочу подарить их вам. Спасибо ребята!
Итог занятия :
Что вы сегодня узнали о воздухе?
• Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
• Воздух невидим, прозрачен.
• Воздух может двигаться.
• Воздух не имеет запаха.
• Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни
Заключение:
Мною были изучены и проанализированы работы различных авторов Дыбиной О. В, Ивановой И. А, Лисиной М. Е, Маневцевой Л. И и других, выявлена роль в исследовательской деятельности в интеллектуальном развитии дошкольников.
Организация развивающей среды и исследовательской деятельности дошкольников способствует:
- у детей - развитию познавательной и учебной деятельности, психических процессов, активизации мышлений, умственных умений, развитию речи, умению формировать свои мысли.
- у педагогов – изучению и внедрению новых технологий, повышению профессионального мастерства.
Результаты показывают, что у детей сформировался интерес к проведению опытов, исследовательской деятельности. Возросло количество вопросов, появились потребность получать ответы экспериментальным путем и попытки работать работы с ними, которые очень просты и легко запоминаются. Давая словесный отчёт об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, а произносят несколько предложений, которые хотя и не являются самостоятельным рассказом, но уже приближаются к нему по объему.