МААМ-картинки

Познавательное занятие «Знакомство с гербом и флагом Российской Федерации»

Людмила Геннадьевна Патракеева
Познавательное занятие «Знакомство с гербом и флагом Российской Федерации»

Познавательное занятие

«Знакомство с гербом и флагом Российской Федерации»

Задачи:

Уточнить и пополнить представления детей о странах, познакомить с государственной символикой: гербом и флагом; рассказать об истории появления на гербе России двуглавого орла; развивать умение анализировать, выявлять сходства и различия, делать выводы; формировать интерес к прошлому своей страны, воспитывать патриотические чувства.

Оборудование:

Публикация «Познавательное занятие „Знакомство с гербом и флагом Российской Федерации“» размещена в разделах

Наборы предметов и иллюстраций с символикой страны, схемы, плоскостные изображения сказочных героев и героев мультфильмов, изображение герба, флаг России, таблицы с различными знаками, изображениями флагов прошлых лет.

Предварительная работа: знакомство с принципом деления частей суши на страны по языковой принадлежности проживающих там людей, беседа о характерных особенностях ряда стран.

Словарная работа: герб, знамя, штандарт, стяг, скипетр, держава.

Ход занятия:

Появляется Фея.

Фея: Здравствуйте, мои маленькие французы!

Дети: Мы не французы.

Фея: Ах, ну конечно я ошиблась! Здравствуйте, мои маленькие итальянцы! Дети: Мы не итальянцы.

Фея: Ах! Видно я очень-очень устала! Помогите мне, пожалуйста, скажите,

кто же вы?

Дети: Мы россияне.

Фея: Вы россияне? Ну, конечно же! Здравствуйте, мои маленькие россияне! Скажите, а в какой стране вы живёте?

Дети: В России.

Фея: А на каком языке вы говорите?

Дети: На русском языке.

Фея: А не напомните ли вы мне, зачем я к вам пришла?

Дети: Мы не знаем.

Фея: Вспомнила, вспомнила! Герои русских сказок и герои американских мультфильмов послали меня к вам за помощью. Злая колдунья заколдовала их, и они забыли свой родной язык и свою страну. Я тоже попала, видимо, под чары колдуньи. Хорошо, что вы помогли мне всё вспомнить. Надеюсь, вы поможете и сказочным героям. Поможете?

Дети: Поможем!

Фея: Я слышала, как колдунья говорила, что спасет их только волшебная книга знаков. Давайте отправимся на ее поиски. Мы должны будем выбрать в книге те знаки, которые помогут нашим друзьям вспомнить свою страну. (Играет музыка, дети движутся друг за другом, взявшись за руки) Вот и волшебная книга знаков. Давайте перелистаем ее страницы (На страницах книги располагаются знаки дорожного движения, математические знаки, знаки препинания). Напомнят ли эти знаки сказочным героям о их странах, как вы считаете?

Дети: Они рассказывают не о странах.

Фея: Кто из вас знает, а что это за знаки? (на очередной странице изображения нескольких гербов и флагов) Могут ли они помочь? О чем рассказывают они, как вы считаете?

Дети: Флаг и герб есть у каждой страны. Они у всех стран разные.

Фея: Какие из этих знаков рассказывают о России? Покажите, пожалуйста.

Дети выбирают изображения герба и флага России среди других (каждый

из детей отмечает выбранный знак фломастером).

Фея: Как вы догадались, что это они? Где вы видели такие флаг и герб?

Дети перечисляют.

Фея: Кажется, мы не все еще вспомнили. Давайте заглянем в эту шкатулку. Может быть, она нам подскажет, где же еще используют эти знаки. Дети открывают шкатулку и рассматривают иллюстрации, предметы с изображением герба и флага России (обложки паспортов, нашивки для военной формы, и т. п.)

Фея: Как вы думаете, дети, для чего создали герб и флаг? Дети высказывают свои предположения.

Фея: Действительно, эти знаки придумали для того, чтобы было удобно общаться друг с другом людям разных стран, для того, чтобы все знали свою страну.

Дети, нам необходимо узнать о гербе и флаге как можно больше, чтобы освободить из плена сказочных героев. Давайте отправимся к Мудрецу, на полянку мудрых рассказов и советов (дети движутся друг за другом, взявшись за руки). Вот мы и пришли.

Фея: Мудрец, приветствуем тебя и просим рассказать нам о государственных знаках : гербе и флаге. Почему они у нас именно такие?

Мудрец: Я очень рад, что вы заинтересовались таким важным вопросом. Усаживайтесь поудобнее на моей полянке (дети садятся на ковер). Слушайте:

«Давным-давно мир представлялся человеку наполненным живыми образами. Множество сравнений придумывали они для того, что видели вокруг себя. Огромное количество имен, например, люди дали солнцу. Народная поэтическая фантазия сравнивала солнце с птицами: с орлом, жар-птицею или птицей-павой. Ведь солнце парит в небе, как златокрылая, лучезарная птица. Лучи восходящего солнца напоминали петушиный гребень, а небо, окрашенное утренней зарей,- яркие красно- оранжевые перья. Кто такой Петушок - золотой гребешок, известный всем по детской песенке-потешке, который будит нас утром? Как вы считаете? Просто птица, восход солнца или то и другое вместе? (Предположения детей). Да, эту птицу считали во все времена символом нового дня. Желая подчеркнуть красоту солнца, сравнивали его с молодой девушкой, в сиянии лучей проходящей по небосклону. Этот образ сохранился в загадках. Кто из вас может озадачить своих друзей?

Дети загадывают загадки:

«Красная девушка по небу ходит», «Встану я рано, бело да румяно; умоюсь росой, расчешу золотые косы».

Мудрец: Напоминало солнце человеку добрую, заботливую, ласковую матушку. «Матушка Красна Солнушка», - величала солнце русская народная песня. А рождественские колядки изображали небесные светила, как дружную семью.

Светел месяц - То хозяин во дому, Красно солнышко - То хозяюшка, Часты звёздочки - Малы деточки.

От солнца многое зависело в крестьянской жизни, поэтому предки русских людей - славяне стали представлять себе солнце могущественным царем. Сказки и предания гласили, что обитает Солнце на востоке, далеко за морем, в солнечном царстве. Растут там сады с золотыми и серебряными деревьями. Во дворце Царь-Солнце восседает на златотканом пурпуровом престоле. Вот как народная песня описывает его лучи-волосы:

В три ряда его желты кудри завивал ися, Во первой-то раз завивались красным золотом, Уж в другой-то раз завивались чистым серебром, А в третий раз завивались скатным жемчугом. Днем Царь-Солнце разъезжает по небесному своду на колеснице, запряженной орлами.

Два орла несут по белу свету колесницу, в центре возница правит парой птиц, а наверху — само Солнце. Народные предания говорят, что Утренняя Заря выводила солнечную колесницу на небо, а Вечерняя Заря принимала ее. Узор с изображением солнечной колесницы украшал иногда и женские головные уборы — кокошники. Золотыми нитями по алому бархату или жемчугом по блестящей парчовой ткани вышивали орлов, везущих по небу Солнце.

С течением времени стал забываться смысл и значение поэтических образов природы. Солнечную колесницу назвали двуглавым орлом. Увенчанный коронами, со скипетром и державой в лапах двуглавый орел является гербом нашей страны России, ее главным отличительным знаком. Вглядитесь внимательно в российский герб. Разве не напоминает золотой орел на красном фоне солнце, сияющее своими лучами-перьями? Всадник в центре герба, который поражает копьем черного дракона, символизирует победу добра и справедливости над силами зла. Устали? Предлагаю вам поучаствовать в интересном состязании. Необходимо собрать изображение герба из отдельных деталей. Главное условие - точность. Нельзя что-либо поменять местами, ПОТОМУ ЧТО каждая

деталь имеет свое значение и свое место. В этом состязании побеждает не самый быстрый и ловкий, а самый внимательный и точный (дети собирают изображения герба, разделившись на команды).

Мудрец: Молодцы, вы не допустили ни одной ошибки. Получились точные, красивые модели герба.

А сейчас, дети, обратите свои взоры на флаг России. Он тоже имеет, как и герб, свою историю. Раньше люди привязывали на палку (шест) пучки травы, конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Значение стяга было таким: «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли. Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к дереву. Стяги были чаще всего красного цвета. Постепенно размеры стягов увеличивались и на них рисовали изображения святых - «знамения». Так образовалось слово знамя. Позднее флаг стали использовать как знак власти. Есть он и у главы нашего государства, и называется «штандартом».

Слова «флаг», «знамя», «стяг», «штандарт» имеют почти одинаковое значение. (Рассказ сопровождается показом таблиц с изображениями различных флагов)

Для флага России выбрали белый цвет, который обозначает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду и красный - огонь и отвагу. Еще белая полоса флага напоминает нам о белоствольных березах, о русской зиме с бескрайними снежными просторами, о легких летних облачках, белых ромашках, цветущих на лугу. Глядя на синюю полосу, мы представляем себе бескрайние просторы морей, рек и озер и безоблачное небо над ними. Красный цвет, как мы знаем, всегда считался самым красивым. Это не только цвет огня, но и цвет солнца, тепла и радости. Когда-то флаги использовали только в войсках, а позднее утвердили такой флаг, как символ всей России. Российская государственная символика олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом.

Давайте проверим, удалось ли вам запомнить флаг своей страны. Объявляю новое состязание. Каждой команде нужно составить российские флаги из разноцветных полос. Побеждает та команда, которая не допустит ни одной ошибки, и сможет собрать больше флагов за три минуты.

Фея: Спасибо за интересный рассказ и состязания. Я уверена в том, что благодаря вам, дети очень хорошо запомнили главные знаки нашей страны. Теперь мы можем смело отправиться на помощь героям сказок. (Дети движутся друг за другом под русскую народную музыку). Каждый из детей получает карточку-схему с изображением маршрутов- лабиринтов и плоскостные изображения героя русской народной сказки и героя американского мультфильма. В конце каждого из маршрутов изображения гербов и флагов двух стран. Дети «ведут» своих героев в нужных направлениях. Фея проверяет, правильно ли выполнено задание.

Фея: Молодцы, ребята, каждый из героев возвратился в свою страну. А сейчас давайте устроим соревнование. Посмотрим, мальчики или девочки найдут больше отличий между гербом России и гербом Соединенных штатов Америки.

Фея отмечает на мольберте количество названных вариантов. Затем выявляется победитель.

Фея: А чем они похожи?

Подобным, же образом находят сходства между флагами.

Фея: Ребята, герб и флаг имеют не только страны, но и города, области. (Показать герб города Волгодонска и флаг Ростовской области). А когда-то личные герб и флаг имели и знатные люди. Я думаю, что когда вы вырастете, то тоже станете знатными, всем известными людьми, поэтому приглашаю вас принять участие в конкурсе на лучший герб. Можно придумать свой личный герб или герб своей семьи, группы, детского сада.

(Дети рисуют гербы и помещают их на стенд. Выявляется победитель).

Фея: Пришла пора прощаться. Вы сегодня многое узнали и немного повзрослели. До свидания, мои маленькие россияне! До новых встреч!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Моя Родина — Россия. Символика Российской Федерации» Цели и задачи: формировать представления детей о российской символике-гербе, флаге, гимне; воспитывать чувство гордости за свою Родину,.

Проект «День России» в детском саду Накануне Дня России в нашем детском саду прошел праздник, посвященный этому событию. Ребята читали стихи, пели песни, танцевали, играли.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное занятие «Знакомство с гербом и флагом Российской Федерации»
Опубликовано: 27 декабря 2014 в 21:06
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД