Приложение МААМ

Познавательные беседы с детьми старшего дошкольного возраста

Наталья Береза
Познавательные беседы с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Что такое Вселенная?

Цель. Познакомить детей с понятием Вселенная, расширить представления о ней.

Всё, что только есть на свете – это Вселенная. Все - это Земля с её обитателями, горами и морями, космос с миллиардами звёзд в миллиардах галактик, и даже пустое пространство между ними! Вселенная так велика, что для измерения расстояний в ней учёные ввели особую величину – световой год. Знаете,что летит быстрее всего? Это Луч света. Он может обогнуть Землю раньше, чем вы успеете моргнуть глазом. Солнце так далеко, что его луч летит до нас 8 минут. За год свет проходит 9 миллионов километров. А лучи от самых близких звёзд летят к нам целых 4 года! Ребята, вот как далеки звёзды и как велика Вселенная.

Публикация «Познавательные беседы с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Учёные используют телескопы и космические автоматические станции для изучения Вселенной. Мы знаем о ней очень много, но ещё больше существует такого, чего мы не знаем.

Знакомство с солнечной системой

Цель. Рассказать детям о Солнечной системе и показать все её планеты.

Солнечная система — это Солнце и все космические тела, которые обращаются вокруг него: планеты со своими спутниками, астероиды, кометы. Всего в Солнечной системе 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Плутон. Большинство планет астрономы назвали в честь греческих или римских богов. Все они движутся вокруг Солнца по своим путям — орбитам. Сила притяжения Солнца не даёт планетам и другим небесным телам разлететься в космосе в разные стороны. По весу Солнце в 750 раз тяжелее всех своих планет, поэтому они и притягиваются к нему. Планеты обегают Солнце за разное время. Они движутся с разными скоростями и не сталкиваются друг с другом, так как у каждой планеты — своя орбита. Чем дальше планета находится от Солнца, тем длиннее её путь. Так, Меркурий обегает Солнце за три месяца, а Плутону для этого требуется почти 250 лет. Земля оборачивается вокруг Солнца за 365 дней (за один год).

Наша планета – Земля

Цель. Познакомить детей с планетой Земля и её строением.

Наша планета Земля представляет собой огромный шар, состоящий из горных пород. Это одна из 9 планет, которые вращаются вокруг Солнца. Из космоса кажется, что Земля голубого цвета, поскольку моря и озёра покрывают около трёх четвертей её поверхности.

На нашей планете существуют жаркие пустыни, влажные тропики и холодные льды Северного и Южного полюсов. А ещё на Земле есть места, где возвышаются огромные горы.

Поверхность Земли покрыта тонкой оболочкой, которая состоит из твёрдой горной породы с почвой и водой наверху. Эта оболочка называется земной корой. Под корой находится мантия. Мантия состоит из расплавленной породы. Внутренняя часть Земли называется ядром. Ядро раскалено до невероятной температуры – 6000 тысяч градусов.

Почва нашей планеты состоит из крошечных кусочков разрушенных или стершихся камней перемешанных с остатками умерших растений. Благодаря своим корням растения получают из почвы воду и пищу. Множество животных обитает под землёй и строит там свои дома.

Что такое погода?

Цель. Познакомить детей с особенностями погодных явлений.

Что такое погода, вы, конечно, представляете. Прежде чем выйти из дома, мы все обязательно посмотрим в окошко, что там: светит солнце, идёт дождь или дует сильный ветер. Погода бывает самая разная — солнечная, ветреная, дождливая, снежная. Погода влияет на жизнь каждого человека. Чтобы созрел урожай, нужны определённые погодные условия, иначе растения погибнут. И отдых будет испорчен, если погода неожиданно переменится. Самые страшные стихийные бедствия — наводнения, бури, град, засуха — случаются именно из-за капризов погоды. Людям очень важно знать о погоде как можно больше. Учёные, которые ведут наблюдения за погодой, называются метеорологами. Но предугадать погоду очень сложно, ведь она может измениться всего за несколько часов.

Весна, лето, осень, зима – четыре времени года. Нас не удивляет, что в разное время года погода тоже бывает разной. Но есть места, где существует только два времени года. Смена времён года происходит потому, что Земля вращается. Сначала одна её сторона обращена к Солнцу, затем – другая. Лето наступает в той стороне земли, которая обращена к Солнцу.

Беседа о загрязнении нашей природы

Цель. Учить детей бережно относится к природе и заботится о ней.

Научившись использовать богатство Земли, мы облегчили нашу жизнь. Но при этом мы портим природу. Промышленные предприятия, машины и электростанции выделяют дым и газы в атмосферу. Это загрязняет воздух, нанося тем самым ущерб нашему здоровью, и убивает дикую природу.

Города и промышленность, расположенная в них, сбрасывают сточные воды и ядохимикаты в реки и моря. Это загрязнение вредит водным растениям и животным.

Выхлопные газы и дым от транспорта, дым от горящих отходов могут способствовать гибели растений и болезням людей.

Мы можем помочь нашей планете, если будем выбрасывать мусор в урны; когда отдыхаем на природе не засорять её.

История возникновения науки астрономии

Цель. Познакомить детей с понятием – наука астрономия и её развитием.

Ученые, изучающие Вселенную, называются астрономами. Они исследуют небо с помощью больших телескопов в специальных зданиях, которые называются обсерваториями.

Нам не нужен телескоп, чтобы изучать небо. Пока телескопы не были изобретены, астрономы смотрели на небо невооруженным глазом. Они так же многого не видели, как мы сейчас, но совершили множество значительных открытий.

Давным-давно астрономы считали, что всё во Вселенной вращается вокруг Земли. Они ошиблись. Позднее польский астроном Коперник предположил, что Земля вращается по орбите вокруг Солнца. Но только немногие поверили ему. Затем учёный по имени Ньютон открыл, что заставляет Землю вращаться вокруг Солнца. Это явление назвали гравитацией, или земным притяжением.

Если постоянно наблюдать за ночным небом, можно узнать очень много интересного. Посмотрев на ночное небо, мы увидим сотни звёзд и Луну. С помощью бинокля мы можем разглядеть, что поверхность Луны покрыта кратерами. Небольшой телескоп поможет нам увидеть кратеры меньшего размера на Луне и гораздо больше звёзд. С помощью мощного телескопа мы видим миллионы звёзд и поверхность Луны в непосредственной близости.

Знакомство с Солнцем. Планеты солнечной системы

Цель. Познакомить детей с Солнцем и планетами Солнечной системы.

Солнце – это звезда. Это самая близкая к нам звезда во Вселенной. Подобно всем звёздам, Солнце является шаром из раскалённых ярко светящихся газов.

На Солнце часто возникают тёмные образования, называемые солнечными пятнами. Солнечные пятна гораздо холоднее, чем окружающая их раскалённая поверхность. Оно окружено облаком газов, которое называют короной. Самая горячая часть Солнца – его ядро.

Солнце и обращающиеся вокруг него планеты составляют Солнечную систему. Она включает в себя все планеты и спутники, кометы и куски горной породы, космическую пыль и лёд, которые вращаются вокруг Солнца.

Планеты состоят из камня, металла и газа. Хотя планеты находятся в Солнечной системе, между ними существуют огромные отличия. Юпитер – самая большая из них, он настолько велик, что все другие планеты смогли бы поместиться внутри него. Самая маленькая планета известна под именем Плутон. Меркурий – ближайшая к Солнцу планета. Венера покрыта облаками, но жизни на ней нет: ни растений, ни животных, а только горы и вулканы. Марс – планета красного цвета, потому что в ней содержится много железа. Нептун и Уран далеки от Солнца, на них темно и холодно, там свирепствуют самые сильные бури во всей Солнечной системе. Сатурн – окружён сотней колец, состоящих из камней и льда. Земля – единственная планета, где есть воздух, вода, а значит и жизнь!

Климатические пояса

Цель. Познакомить детей с климатическими поясами: экваториальный, тропический, умеренный, полярный.

Когда говорят о климате, имеют в виду привычный для данного места на Земле характер погоды, который очень мало меняется на протяжении долгого времени. Разные места Земли согреваются солнцем неодинаково. Сильнее всего солнце греет на экваторе. Чем дальше от экватора — тем прохладнее. Земля делится на несколько климатических поясов. Полоса, окружающая Землю по экватору, называется экваториальным поясом. Там совсем не бывает холодов и круглый год очень жарко. Севернее и южнее экваториального пояса идут два тропических пояса. Днём там тоже очень жарко, но ночи прохладные. Снега и настоящих морозов там никогда не бывает, но зато во многих местах этого пояса два раза в год наступают сезоны дождей. Дождь может не прекращаться неделями! В других местах тропических поясов находятся пустыни. В них днём так жарко, что на солнцепёке можно без огня сварить яйцо.

Тропические пояса переходят в умеренные. Большая часть нашей страны находится в умеренном поясе. У нас бывает холодная зима и тёплое лето.

На полярных полюсах даже летом земля покрыта снегом и льдом, которые лишь в некоторых местах могут растаять на очень короткое время. Зимой там свирепствуют лютые морозы.

Вулканы и землетрясения

Цель. Дать представление детям о происхождении вулканов и землетрясений.

Вулканы – это горы, которые иногда начинают извергать магму – огненное вещество, образующееся в недрах земли.

Вся земная кора делится на обширные участки, их называют платформами. Они обладают значительной подвижностью. Когда платформы расходятся, находящиеся под ними раскаленные жидкие горные породы устремляются на поверхность и вулканы извергаются. Расплавленный камень, извергающийся из жерла вулкана, называют лавой. Когда платформы сталкиваются или задевают друг друга, происходят землетрясения. Землетрясения причиняют огромные повреждения. Сотрясения земли разрушают здания и дороги. Люди могут погибнуть, получить ранения и лишиться крова.

Что такое воздух?

Цель. Дать детям основы знаний о природной стихии – воздух и его роли в окружающей природе.

Воздух — это смесь невидимых газов. Мы его не видим и не чувствуем, он не имеет запаха, но воздух всегда вокруг нас. Мы можем почувствовать воздух, когда он приходит в движение. Движущийся воздух называют ветром. В зависимости от погоды ветер бывает теплым или холодным, сухим или влажным. Сильный ветер может быть стихийным бедствием, тогда его называют – ураган, тайфун, смерч, торнадо. Он несёт гибель окружающей природе и людям.

Все живые существа нуждаются в воздухе, чтобы дышать. Поэтому, если бы воздуха не было, на Земле не существовало бы ни растений, ни животных, ни людей.

Животные, самолеты и планеры не смогли бы летать без воздуха. Такие растения, как одуванчики, используют ветер, чтобы он разносил их семена. Воздушные шары наполнены воздухом.

Люди, наблюдающие за ветрами и определяющие погоду, по профессии – метеорологи.

Публикации по теме:

Коллективная работа (аппликация) во II младшей группе «Вселенная зовет»Коллективная работа (аппликация) во II младшей группе «Вселенная зовет» Вперед, навстречу звездам, В неведомый нам путь И с этого маршрута уже нам не свернуть! К сияющим созвездьям, К таинственным мирам Стрелой.

Коллективное рисование «Наша волшебная Вселенная»Коллективное рисование «Наша волшебная Вселенная» Развивающее занятие "Наша волшебная Вселенная" Цель: развитие творческого мышления; развитие воображения; создание общего положительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательные беседы с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 декабря 2014 в 06:03
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательные беседы с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Береза (УИ 221873) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД