МААМ-картинки

Познавательный проект в старшей группе «Удивительные кристаллы» (9 фото)

Екатерина Байкалова
Познавательный проект в старшей группе «Удивительные кристаллы»

Всегда ли мы смотрим по сторонам и замечаем удивительные свойства привычных нам предметов? Скорее всего, нет, т. к. в суете повседневных забот мы забываем замечать прекрасное и удивительное рядом с нами.

Однажды зимой, находясь на дневной прогулке с детьми на улице, шёл очень крупный снег, что можно было рассмотреть причудливые узоры на снежинках. У детей возникло много вопросов: «Почему снежинки такие разные?», «Почему снег в морозы скрипит?», «Почему вода замерзает и превращается в лёд?».

Публикация «Познавательный проект в старшей группе „Удивительные кристаллы“» размещена в разделах

Придя в группу, мы решили найти ответы. И выяснили, что снег это множество снежинок, а снежинки – это кристаллы замерзшей воды.

Посмотрев видео презентации о кристаллах со свисающими сталактитами, детям стало очень интересно, что такое кристаллы, откуда они берутся и можно ли их вырастить самостоятельно.

Таким образом, и родилась тема исследования: «Удивительные кристаллы».

Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых затрат и, главное, безопасно для детей старшего возраста. Например, соль. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознанная и таинственная!

Практическое значение исследования состоит в том, что оно может быть использовано в НОД, в совместной работе взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей.

Новизна исследования заключается в представлении выработанных рекомендаций по выращиванию кристаллов в группе детского сада, которые способствуют повышению интереса, активности и самостоятельности в опытно-экспериментальной деятельности, а также познания мира дошкольниками.

Цель исследовательской работы: выращивание кристаллов соли в группе детского сада.

Перед собой поставили следующие задачи:

• изучить информацию по теме;

• выяснить, откуда берется соль;

• узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее? Почему соль разная?

• исследовать свойства соли опытным путем;

познакомиться со способами выращивания кристаллов;

• провести наблюдения за процессом образования кристаллов (кристаллизации);

• выработать рекомендации по выращиванию кристаллов.

Объект исследования: кристаллы соли.

Предмет исследования: соль: поваренная; крупная, окрашенная в лазурный цвет морская соль; соль морская средних размеров с примесями минералов.

Мы выдвинули гипотезу, что кристаллы соли могут появиться при создании определенных условий. Кристаллы можно вырастить в группе детского сада.

Методы исследования: наблюдения, опыты, эксперименты, изучение литературы, рассматривание иллюстраций, рассматривание видеоролика «Откуда берется соль?».

Предполагаемые результаты:

• расширить и систематизировать знания детей о соли, ее свойствах;

• развить познавательные умения через опытно-экспериментальную деятельность;

• дети должны уметь анализировать и делать выводы, фиксировать полученный результат.

Продукт исследовательской работы: выращенные кристаллы из трёх видов солей.

Для педагога:

• Способствовать познавательно-исследовательской активности детей.

• Создать условия для проведения экспериментов.

• Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Тип проекта : познавательно-исследовательский, групповой.

Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели).

Участники проекта : дети старшего возраста, воспитатели.

Этапы реализации проекта :

1-й этап - подготовительный этап:

• Беседа о соли, пословицы и поговорки.

• Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта.

• Формирование творческой проектной группы детей.

• Подбор познавательной, художественной, научной и методической литературы.

2-й этап – практический этап:

• Изучение с детьми познавательной, художественной и научной литературы.

• Опытно-экспериментальная деятельность.

• Дети узнали, что поваренная соль – это приправа к пище, она белого цвета и очень солёная.

• Соль используют в медицине, значит она лечебная. А ещё бывает морская соль – её добавляют в ванну с водой для купания.

• Использование мультимедийных презентаций в непосредственной образовательной деятельности «Откуда к нам соль пришла».

• Соль придаёт пище вкус. Многие продукты без соли могут испортится, поэтому соль необходима человеку.

3-й этап - заключительный этап:

• обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний;

• совместная деятельность педагога, детей.

ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Соль… Что в ней необычного? Известно, что соль хорошо растворяется в воде и образует бесцветные кристаллы, похожие на кубики.

Но, при более внимательном изучении соли, мы поняли, что знаем о ней очень мало. Появилось желание научиться выращивать кристаллы соли. Понимали, что для этого необходимы определенные условия и, конечно, знания, которых нам не хватало. Много важного и интересного мы нашли в книгах.

Из книг мы узнали, что кристаллы получают в лаборатории, но встречаются они и в природе. Например, снежинки, морозные узоры на стеклах окон и иней, украшающий зимой ветки деревьев. Снежинки - это кристаллы льда, точнее - сростки простых кристаллов льда - иголочек и пластинок. Формы кристаллов льда, снега и инея удивительно красивы. Они меняются от шипов инея, до похожих на папоротник кристаллов льда и снега.

Кристаллами так же являются алмазы, рубины, сапфиры и другие драгоценные камни. Они широко применяются человеком в различных сферах деятельности (науке, промышленности, оптике, электронике).

В интернете можно найти много инструкций по поводу того, как выращивать кристаллы из различных веществ. Мы решили проверить все самостоятельно, и в качестве основы взяли обычную поваренную соль, которую можно найти на любой кухне.

Познавательный проект в старшей группе «Удивительные кристаллы»

С чего начались наши исследования? Сначала через экспериментальную деятельность мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что поваренная соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая, растворяется в воде. Морская соль может иметь различные цвета и примеси, растворяется в воде.

Для нашего исследования мы взяли три вида солей:

1. Поваренная соль;

2. Морская соль лазурного цвета с крупными кристаллами и с добавлением ароматов лаванды и мяты;

3. Морская соль с кристаллами среднего размера и примесями минералов;

4. Кипячёную дистиллированную воду;

5. Столовую ложку;

6. Банка 0,5 л для растворения солей;

7. Марлю для процеживания растворов солей;

8. Маленькие банки для выращивания кристаллов солей;

9. Сухие веточки с деревьев.

Фото «Удивительные кристаллы»

Для начала исследования мы насыпали все три вида солей в маленькие чашечки для определения свойств солей.

Познавательный проект в старшей группе - фото

Как видно на фото, дети трогали руками соли, определяли какие у них кристаллы (мелкие, крупные и средние). Определили, что поваренная соль не имеет запаха, но дети знают, что она имеет вкус, т. к. мы её употребляем в пищу.

Морская соль лазурного цвета детям понравилась больше всего по цвету и запаху (лаванда и мята) и выяснили, что такую соль можно добавлять в ванну для купания.

Морская соль с примесями минералов оказалась со средними по размеру кристаллами и имела сероватый цвет. Выяснили, что данную соль также добавляют в воду для купания.

Далее мы приступили к выполнению нашего эксперимента.

1. Приготовили три насыщенных раствора соли. Для этого добавили в банку с горячей водой несколько столовых ложек соли. И размешивали соль до тех пор, пока она не начала оседать на дне.

2. Положили марлю, сложенную в несколько слоёв, на каждую маленькую баночку и вылили каждый получившийся насыщенный раствор в банку. На марле остались лишние кристаллы соли.

Фото №1 Всегда ли мы смотрим по сторонам и замечаем удивительные свойства привычных нам предметов Скорее всего нет т

3. Погрузили веточки дерева в наши горячие насыщенные растворы и оставили на несколько дней.

Фото №2 в суете повседневных забот мы забываем замечать прекрасное и удивительное рядом с нами

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

Фото №3 Однажды зимой находясь на дневной прогулке с детьми на улице шёл очень крупный снег что можно было рассмотреть причудливые узоры на снежинках

В первый же день эксперимента, спустя несколько часов на наших веточках начали расти кристаллы.

На шестые сутки кристаллы выросли больше

Фото №4 У детей возникло много вопросов Почему снежинки такие разные Почему снег в морозы скрипит Почему вода замерзает и превращается в лёд Фото №5 Публикация Познавательный проект в старшей группе Удивительные кристаллы размещена в разделах Кристалл

На 60-тые сутки эксперимента наблюдали такую картину

Фото №6 Выращивание кристаллов Проекты

Кристаллы солей в большом количестве выросли на экспериментальных веточках.

На этом наш проект подошёл к завершению.

ВЫВОДЫ

1. Повареная и морские соли состоят из кристаллов.

2. При соприкосновении кристаллов соли с водой, они растворяются.

3. Быстрее всего кристаллы соли могут образовываться в насыщенном растворе при наличии затравки (веточки деревьев).

4. По мере того как вода испаряется, соль снова образует кристаллы.

5. В группе детского сада можно вырастить кристаллы при необходимых условиях: наличие насыщенного солевого раствора и ниточки с «затравкой».

В результате проведенных исследований наша гипотеза полностью подтвердилась: нам удалось вырастить кристаллы поваренной и морских солей в группе детского сада.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате проведенной исследовательской работы мои воспитанники пришли к следующим выводам:

кристаллы - это твердое состояние вещества, они имеют разную форму и цвет;

кристаллы окружают нас повсюду;

• дети расширили свои знания о соли и её свойствах;

• на форму кристаллов оказывает температура;

• при благоприятных условиях поваренная соль принимают форму кристаллов;

• быстрее и легче кристалл растёт тогда, когда насыщенный раствор размещается вблизи с отопительной системой;

дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: анализировать и делать выводы, фиксировать результат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе нашего исследования мы выполнили все поставленные задачи, и добились своей цели. Выяснили, откуда берется соль, узнали, зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее? Опытным путем исследовали свойства соли. Во время исследования стимулировалась познавательная активность детей, развивались творческие способности и коммуникативные навыки. И главное, научились самостоятельно выращивать кристаллы соли.

В процессе работы воспитанники усвоили основные этапы и важные правила выращивания кристаллов.

Например, кристаллик нельзя при росте без особой причины вынимать из раствора.

Благодарю за внимание!

Публикации по теме:

Фотоотчёт о реализации экологического проекта в старшей группе «Эти удивительные насекомые»Фотоотчёт о реализации экологического проекта в старшей группе «Эти удивительные насекомые» Фото отчёт о реализации экологического проекта в старшей группе "Эти удивительные насекомые" Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию.

Фотоотчет о занятии по экспериментированию в старшей группе «Удивительные камни»Фотоотчет о занятии по экспериментированию в старшей группе «Удивительные камни» Сегодня в нашей группе прошло открытое занятие по экпериментированию «Удивительные камни». Дети познакомились с разнообразием мира камней.

Конспект ООД в старшей группе «Удивительные свойства воды»Конспект ООД в старшей группе «Удивительные свойства воды» Цель: обобщить знания детей о воде. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Задачи: Образовательные: Расширить представления детей.

Художественно-познавательный проект в старшей группе детей с ООП «Знакомство с культурой, традициями и искусством Японии» Художественно-познавательный проект в старшей группе (5- 6 лет) детей с ООП Проектная идея: Провести цикл мероприятий по художественно-эстетической.

Познавательный проект «Занимательная математика» для детей старшей группыПознавательный проект «Занимательная математика» для детей старшей группы Познавательный проект на тему: «Занимательная математика» для детей старшей группы. Актуальность. Математика – один из наиболее сложных.

Проект в подготовительной группе «Удивительные камни»Проект в подготовительной группе «Удивительные камни» Руководитель проекта: Кулик Н. Г., воспитатель подготовительной группы. Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция: познавательное.

Информационно-познавательный проект в средней группе «Дары осени»Информационно-познавательный проект в средней группе «Дары осени» Тип проекта: информационно-познавательный, краткосрочный (3 недели). Руководитель проекта: Рябова Светлана Владимировна Приоритетная образовательная.

Проект в старшей группе «Эти удивительные животные» Проект «Эти удивительные животные» Актуальность: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую.

Экологический проект для детей старшей группы «Эти удивительные насекомые»Экологический проект для детей старшей группы «Эти удивительные насекомые» Экологический проект для детей старшей группы «Эти удивительные насекомые». Тип проекта: Познавательный. Вид проекта: групповой (коллективный).

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру «Эти удивительные фиалки»Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру «Эти удивительные фиалки» Конспект занятия в старшей группе на тему: «Эти удивительные фиалки». Цель: Вырастить комнатную фиалку из листового черенка. Задачи: Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательный проект в старшей группе «Удивительные кристаллы»
Опубликовано: 22 мая 2022 в 16:33
+221Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД