Лучший педагог года

Практические рекомендации родителям и учителям гиперактивного ребенка

ТАТЬЯНА МОРОЗОВА
Практические рекомендации родителям и учителям гиперактивного ребенка

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку :

-проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

-помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;

Публикация «Практические рекомендации родителям и учителям гиперактивного ребенка» размещена в разделах

-контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

-не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

-стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

-избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;

-реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);

-повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

-не настаивайте натом, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

-выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

-для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

- уделяйте ребенку достаточно внимания;

-проводите досуг всей семьей;

- не допускайте ссор в присутствии ребенка.

2. Организация режима дня и места для занятий:

- установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

-чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

- оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере, и просмотра телевизионных передач;

- избегайте по возможности больших скоплений людей;

-помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

-организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

3. Специальная поведенческая программа:

-придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение. Можно использовать бальную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

-не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

-чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

-составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

-воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;

-не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

-постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

-не разрешайте откладывать выполнения задания на другое время;

-не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

-помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

-не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев.

-объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперак-тивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело» :

-лишение удовольствий, лакомства, привилегий;

-запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;

-прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

-чернильная точка на запястье ребенка («черная метка», которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамье штрафников»;

холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»;

-внеочередное дежурство по кухне и т. д.

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговарами. Ю. С. Шевченко приводит следущие примеры:

-если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно представить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;

-если 12 – летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течении недели. В следуший раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;

-если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Слледует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитетельное воздействие.

-если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следущий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитвное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играт методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.

Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности - это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической

Как играть с гиперактивными детьми?

«Найди отличие».Цель - развитие внимания. Ребёнку предлагаются две похожие картинки. Его просят найти, чем они отличаются.

«Запомни игрушку и опиши её». Цель – развитие памяти, концетрации внимания. Ребёнку демонстрируется игрушка. Его просят запомнть её как можно лучше. Затем игрушку убирают и просят рассказать о ней (кто это, во что одет)

«Запрещённое движение». Цель – развитие самоконтроля и коррекция импульсивности. Определяется запрещённое движение, которое нельзя повторять. Взрослый быстро показывает разные движения, а ребёнок должен успеть повторить все, кроме запрещённого.

«Отыщи – ка ты, дружок». Цель – развитие концетрации внимания. Ребёнка просят найти среди множества игрушек те, которые украшены красным цветом; с жёлтыми глазками; медвежат и т. д.

«Море волнуется». Цель – контроль двигательной активности. Дети плавно качают руками из стороны в сторону, приговаривая напевно: «Море волуется раз, море волнуется два, море волнуется три…» Ведущий неожиданно выскакивает: «Замри!»И дети сразу должны замереть.

«Разговор с руками». Цель – контроль импульсивности. Ребёнка просят обвести ручки, раскраить и договориться с ними, чтобы они слушались хозяина. Ручки очень хорошие, но иногда непослушные.

«Передай мяч». Цель –развитие внимания. Дети быстро передают из рук в руки мяч. Им нужно постараться не уронить мяч.

«Говори». Цель – контроль импульсивности. Детям задаётся вопрос, отвечать можно после того как скажут: «Говори».

«Съедобное – насъедобное». Цель – контроль импульсивности. Игра с мячом. Перечисляются предметы: если съедобное, нужно ловить. несъедобное – прятать руки.

«Сиамские близнецы».Цель – контроль импульсивности. Два ребёнка всают спина к спине, сцепившись руками, и пробуют походить в разных направлениях, попрыгать, что – то взять. Важно умение договариваться.

«Кто летает?».Дети, сидя на стульях, образуют поукруг, воспитатель называет предметы. Если предмет летает, дети поднимают руки вверх, если не летает – руки опущены. Когда воспитатель сознательно ошибается, тот игрок, что не удержался, платит фант. Выкупает он его в конце игры, выполнив какое – либо задание.

«Чужие колени». Дети сидя на стульях, образуют тесный круг. Каждый участник должен положить свои руки на колени соседей, т. е. правую руку на левое колено соседа справа, левую руку на правое колено соседа слева. В результате на коленях у каждого участника оказываются руки соседей по кругу. Разобравшись с этим условием, можно приступать к выполнению упражнения, суть которого заключается в том, чтобы руки хлопали по коленям соседей последовательно, не обгоняя друг друга. Задание не такое простое, как кажется.

«Сантики – фантики – лимпопо». Доброволец выходит за дверь. Его задача – угадать кто ведущий в круге, т. е. с кого начинается движение. Договорившись, кто будет задавать движения, участники начинают двигаться по кругу, громко повторяя сочетание: «Сантики – фантики – лимпопо».

«Запаздывающие движения». Игроки образуют линию, глядя в затылок друг другу. Первым стоит ведущий. Он выполняет не сложные движения, делая между ними паузу. Ребёнок, стоящий за его спиной повторяет движения, но с опозданием на одно. Так, если ведущий делает второе движение, то стоящий за ним выполняет первое. Третий ребёнок тоже запаздывает на одно движение, но относительно второго игрока И т. д. Когда первое движение ведущего дохоит до последнего играющего, то ведущий меняется.

«Считалочки – бормоталочки». По просьбе воспитателя дети повторяют фразу:»Идёт - бычок – качается»В первый раз произносят вслух все три слова, во второй раз вслух произносят только слово «идёт – бычок», а слово – «качается» про себя, при этом хлопая один раз в ладоши. В третий раз вслух произносят только слово «идёт», а слова «бычок – качается» про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвёртый раз все три слова произносят про себя, заменяя их тремя хлопками. Итак, это будет выглядеть следующим образом:

Вариант 1 .

1. Идёт – бычок – качается.

2. Идёт – бычок – хлопок.

3. Идёт – хлопок – хлопок.

4. Хлопок – хлопок – хлопок.

Вариант 2.

1. Ехал – грека – через – реку.

2. Ехал – грека – через – хлопок.

3. Ехал – грека – хлопок – хлопок.

4. Ехал – хлопок – хлопок – хлопок.

5. Хлопок – хлопок – хлопок – хлопок.

Вариант3.

1. Подарил – утёнку – ёжик – пару – кожаных – сапожек.

2. Подарил – утёнку – ёжик – пару – кожаных –хлопок

3. Подарил – утёнку – ёжик – пару – хлопок – хлопок.

4.. Подарил – утёнку – ёжик – хлопок – хлопок- хлопок.

5.. Подарил – утёнку – хлопок– хлопок – хлопок - хлопок.

6.. Подарил - хлопок– хлопок – хлопок- хлопок – хлопок.

7. Хлопок– хлопок– хлопок – хлопок- хлопок – хлопок.

«Костер».Дети садятся на пол вокруг «костра» и выполняют соответствующие команды воспитателя. По команде «Жарко!» отодвигаются от «костра». По команде «Руки замёрзли» протягивают руки к «костру». По команде «Ой, какой большой костёр!» встают и машут руками. По команде «Искры полетели!» хлопают в ладоши. По команде «Костёр принёс дружбу и веселье!» берутся за руки и ходят вокруг «костра». Вторично роль ведущего поручают ребёнку.

«Черепаха». У одной стены комнаты встаёт воспитатель, у другой дети. По сигналу взрослого дети, не останавливаясь и не спеша изображая маленьких черепашек, начинают медленное движение на четвереньках к противоположной стене. Через 2 – 3 минуты воспитатель подаёт сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался последним. Упражнение можно повторять несколько раз, затем обсудить с группой трудности при выполнении задания.

«Кричалки – шепталки – молчалки». Для проведения упражнения необходимо приготовить три силуэта ладони сигналы – из разноцветного картона: красного, жёлтого, синего. Когда ведущий поднимает красную ладонь – «кричалку», это означает, что можно бегать, кричать, шуметь; жёлтую ладонь – шепталку – это ужу сигнал к тому, что нужно тихо передвигаться и перешёптываться; синюю ладонь – «молчалку» – следует замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивается игра «молчалкой». После того как дети в конце игры лягут на пол, включается спокойная музыка.

Диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по классификции DSM-IY :

A. Для постановки диагноза необходимо наличие следущих симптомов, прведенных в разделах 1 и 2:

1) шести или более из перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребенка на протяжении, как минимум, 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.

Дефицит внимания

1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает шибки в школьных заданиях и других видах деятельности.

2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или игры.

3. Часто складывается впечатление, что ребенок н слушает обращенную к нему речь.

4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выаолнением уроков или домашней работы (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).

5. Часто испытывает сложности в организации самомтоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

6. Обычно избегает, выражает недовольство и сопротивляется выполнению заданний, которые требуют длительного сохранения внимания.

7. Часто теряет вещи ( например: игрушки, школьные принадлежности, карандаши,книги, рабочие инструменты).

8. Легко отвлекается.

9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

2) Шести или более из перечисленных симптомов гиперактивости и импульсивности, которые сохраняются у ребенка на протяжении, как минимум, 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несооответствии нормальным возрастным характеристикам.

Гиперактивность

1. Часто наблядаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стул крутится, вертится.

2. Часто встает со своего места во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то на досуге.

5. Часто ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».

6. Часто бывает болтливым.

Импульсивность

7. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.

8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

9. Часто мешает другим, пристает к окружвющим (например, вмешивается в беседы или игры).

B. Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до 7 лет.

C. Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух или более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).

D. Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.

Публикации по теме:

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду 1. Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский.

Рекомендации родителям «Подготовка ребенка к школе» Подготовка ребенка к школе (рекомендации родителям) Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Практические рекомендации маме гиперактивного ребенка Как вести себя с ребенком-непоседой? Итак, как специалисты советуют вести себя мамам гиперактивных детей: 1. Всегда занимайся с ребенком.

Рекомендации родителям «Адаптация ребенка в ДОУ» Чтобы облегчить адаптационный период своему ребенку, дома необходимо выполнять следующие рекомендации: 1. Соблюдать режим дня – ребенок должен.

Рекомендации родителям «Как подготовить ребенка к школе» Многие родители ошибочно полагают, что готовность к школе — это умение читать, считать и писать. Однако это — лишь верхушка айсберга. На.

Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» Рекомендации родителям Адаптация к детскому саду: режим.

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду 1. Пытайтесь подстраивать домашний режим сна и питания под режим детского сада. (Воспитателю будет легче как накормить воспитанника, так.

Рекомендации учителя-дефектолога по обучению детей с ОВЗ разной категории учителям общеобразовательного учреждения Рекомендации учителя-дефектолога педагогам по обучению детей категории ЗПР Математика:1 класс: автор Моро М. И., Волкова С. И., Степанова.

Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия. Активный.

Консультация «Советы родителям гиперактивного ребенка» Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия. Активный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практические рекомендации родителям и учителям гиперактивного ребенка
Опубликовано: 11 декабря 2019 в 17:08
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД