Папки-передвижки

Развитие познавательных способностей и речи дошкольников в образовательной деятельности

Татьяна Емельянова
Развитие познавательных способностей и речи дошкольников в образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Практико – значимая работа

«Развитие познавательных способностей и речи дошкольников в образовательной деятельности к подготовке к условиям школьного обучения»

Выполнила: Емельянова Т. В.,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №62»

комбинированного вида, гр. №48

г. Москва, 2016г.

Введение

Публикация «Развитие познавательных способностей и речи дошкольников в образовательной деятельности» размещена в разделах

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. В развитии образовательной системы России начался новый этап - с 1 января 2014 года во всех дошкольных образовательных учреждениях страны внедряется ФГОС ДО.

В ФГОС ДО определены задачи познавательного развития :

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, многообразии стран и народов мира.

Основная цель речевого развития формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО :

• овладение речью как средством общения и культуры,

• обогащение активного словаря,

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,

развитие речевого творчества

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Цель настоящей работы – изучить развитие познавательных способностей и речи у старших дошкольников в образовательной деятельности к подготовке к условиям школьного обучения.

Актуальность обусловлена тем, что дошкольный возраст важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Также дошкольное образование является уровнем общего образования, которое решает задачу обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования : «равные стартовые возможности для успешного обучения в школе».

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1) изучить и проанализировать научной и научно-методической литературы;

2) раскрыть основное содержание понятий «познавательные способности» и «речевое развитие»;

3) выявить основные педагогические условия, оказывающие влияние на развитие познавательных способностей и речи старших дошкольников к подготовке к условиям школьного обучения.

Практическая значимость: данными об особенностях развития познавательных способностей и речи детей дошкольного возраста в образовательной деятельности к подготовке к условиям школьного обучения могут воспользоваться педагоги ДОУ в процессе планирования и реализации, корректировке образовательной работы, для самообразования; родители и лица их заменяющие.

Методический паспорт.

1. Адресация г. Старая Купавна МБДОУ «Детский сад №62» комб. вида

2. Цель: Развитие познавательных способностей и речи дошкольников в образовательной деятельности к подготовке к условиям школьного обучения.

3. Возраст: дети 6-7 лет

4. Количество: 29 человек

5. Время работы: апрель - май 2016 года.

6. Режим работы: систематически

7. Дополнительно привлекаемые участники (специалисты) : логопед, педагог-психолог.

8. Материально- техническое оснащение: фотоаппарат, компьютер, сканер, литература

9. Мотивация к работе: подготовка к аттестации, развитие профессиональных компетенций, обмен опытом.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЕЙ И РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.1. Понятие «познавательные способности» : сущность, составляющие.

На современном этапе развития педагогики и психологии под познавательными способностями понимается сочетание сенсорных и интеллектуальных способностей ребенка, базирующееся на проявлении познавательной активности и имеющее непосредственное отношение к любознательности и познанию мира. Ведущее место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее устройство, соотношение основных признаков или частей и ситуаций. Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности. Таким образом, познавательные способности — это индивидуальная особенность человека, направленная на познание окружающего его мира, развивающаяся под воздействием множества факторов и условий в деятельности.

Проблема исследования познавательных способностей детей уже давно привлекала внимание педагогов и психологов (Венгер Л. А., Волкова С. И., Дружинин В. М., Запорожец А. В., Лейтес Н. Л., Матюшкин А. Н., Менчинская Н. А., Поддьяков Н. Н., Скрипченко А. В., Теплов Б. М., Усова А. П., Шадриков В. Д., Эльконин Д. Б. и др.). Но лишь в последние годы начала определяться, активно и прицельно изучаться сущность собственно «познавательных способностей» в структуре способностей общих.

Возрастные аспекты развития познавательной деятельности и познавательных способностей исследовались такими отечественными специалистами как Выготский Л. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Поддьяков Н. Н. и др. Они утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого впоследствии постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей. В исследованиях отечественных ученых (А. В. Запорожец, А. И. Кульчицкая, В. О. Моляко, И. В. Охулкова, М. М. Поддьяков, Н. И. Повьякель, Т. В. Улькина и др.) также выявлены более перспективные возможности развития познавательных способностей у дошкольников, в сравнении с учащимися начальной школы.

Обобщая позиции ряда авторов Т. В. Улькина определила, что познавательные способности целесообразно рассматривать как интегрированные базовые способности ребенка, содержащие следующие составляющие:

•уровень интеллектуального развития (мыслительной, мнемической, перцептивной составляющей);

•уровень общей обучаемости ребенка;

познавательную активность как системное поведенческое проявление познавательных способностей, что имеет проявление в любознательности, заинтересованности ребенка;

•уровень креативной способности ребенка к поиску и склонность к успешному решению творческих задач.

К стадиям познавательного развития мы относим : любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Рассмотрим каждый из этапов подробнее:

1. К первой стадии мы относим любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами.

На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста мы определили как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.

3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.

4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.

1.2. Развитие речи : сущность, составляющие.

В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитии детей старшего дошкольного возраста, к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию.

Как показали исследования Л. С. Выготского. А. Р. Лурия, А. К. Марковой и др. авторов, возможности построения связности высказывания, объединенного одной мыслью, обусловлены возникновением регулирующей, планирующей функции речи в старшем дошкольном возрасте.

У нормально развивающихся детей к началу школьного происходит отделение речи от непосредственного практического опыта, она приобретает новые функции. Однако не все дети этого возраста одинаково легко овладевают новыми видами речевой деятельности.

Л. С. Выготским были разработаны вопросы возникновения и развития речи. Автор указывает, что речь - одна из разновидностей знака. Присвоение знаков идет в процессе в предметной совместной деятельности и через общение.

Психологи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и другие) констатируют, что становление устной речи происходит как становление деятельности. Следовательно, как и в любой деятельности, важнейшим условием для формирования устной речи является развитие у ребенка мотивационной стороны речевой деятельности. Установлено, что для развития речи необходимо формирование потребности в общении через деятельность с предметами окружающего мира.

Речь активно формируется в первые три года жизни (М. М. Алексеева, М. М. Кольцова и др.). К трем годам ребенок овладевает определенными формами общения с окружающими: ситуативно-личностными (1-е полугодие жизни ребенка) и ситуативно-деловыми (6 месяцев - 3 года). С трехлетнего возраста начинается переход к более высокой форме общения - внеситуативно-познавательной форме общения (3 года - 5 лет). Эта форма характеризуется познавательными мотивами и речевыми средствами общения. А к 6-7 годам общение приобретает внеситуативно-личностную форму, она формулируется на основе личностных мотивов и осуществляется с помощью речевых средств общения.

Со временем появилось больше разделов науки, которые изучают виды и функции речи. Так, недавно удалось выделить основные виды речи :

Автономная — феномен речи ребенка. Этот вид примечателен тем, что возникает ситуативно и не имеет особой синтаксической связи с понятиями повторяемых за взрослыми слов и слогов.

Эгоцентрическая — речь без учета присутствия собеседника, направлена на себя самого, характеризует и контролирует собственные действия. Встречается у детей дошкольного возраста, когда они еще говорят сами с собой, комментируют свои действия или задают вопросы, не получая на них ответа извне. Как правило, исчезает проявление этого вида речи у детей к 7 годам.

Устная — речь с применением языка, воспринимаемая на слух. Письменная — общение происходит с помощью применения графических конструкций, отражающих смысл устной речи.

Жестовая — применяется для общения людей, лишенных слуха, имеет свои грамматические и лексические закономерности.

Дактильная — имеет сходство с жестовой речью, при этом обладает мимическим сопровождением.

Внутренняя — поддерживает мышление и не направлена на коммуникацию. Она не включает в себя звукового сопровождения. Из-за того что она лишена первостепенной функции речи — передачи сообщения, внутренняя речь становится формой работы мысли. В этом случае в мышлении человека происходит процесс внутреннего диалога, или воображаемого диалога, с каким-либо объектом, с которым нет возможности пообщаться лично.

Внешняя — служит для общения с другими лицами и передачи информации как в устном, так и в письменном виде. Внешняя речь используется в основном для передачи информации другим индивидам, являясь преобразованием мысли в нечто осязаемое. Виды и функции речи в данном случае более обширны.

Виды внешней речи :

Монолог — вид речи, в котором присутствует лишь один субъект, служит для передачи знаний и информации большого объема, считается очень сложным процессом и предполагает высокую речевую развитость субъекта.

Диалог — взаимный, попеременный обмен двух и более индивидов информацией.

Реплика — эмоциональный ответ на высказывание или действие оппонента.

Процесс обмена информацией, как и любой другой, выполняет свои задания. Функции речи в психологии — это особенности ее как деятельности. Они используются субъектом сознательно и бессознательно для достижения определенных целей. Исследователи выделяют три основные функции речи : коммуникативную, регулирующую и программирующую.

1. Коммуникативная функция обеспечивает общение между людьми с помощью языка.

Язык – это система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь – это процесс использования языка в целях общения людей.

2. Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях — сознательных формах психической деятельности. Предполагают, что речи принадлежит важная роль в развитии произвольного, волевого поведения.

3. Программирующая функция речи выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию.

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНОКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПОДГОТОВКЕ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Ребенок, поступающий в школу должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально – волевого развития.

Прежде чем выявить условия развития познавательных способностей и речи детей 6-7лет в образовательной деятельности к подготовке к условиям школьного обучения, необходимо вспомнить условия школьного обучения:

1. «Школьник» - «ученик». Л. И. Божович характеризует стремление ребенка занять новое социальное положение, которое ведет к образованию его внутренней позиции, как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» (Д. Б. Эльконин).

2. «Учитель» Учитель — не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. Главными постоянными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются любовь к детям, любовь к педагогической деятельности, наличие глубоких специальных знаний по преподаваемому предмету, широкая общая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей.

3. «Школа» - положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение - важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т. е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

4. «Урок» - динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимодействие учителя и постоянной группы учащихся (класса) в специально отведенном месте с учетом особенностей каждого ученика путем использования видов, средств и методов работы, создающих благоприятные условия для усвоения всеми учениками получаемых знаний непосредственно в процессе обучения и для воспитания и развития их познавательных способностей.

5. «Расписание занятий» Расписание уроков – залог успеха работы ученика и учителя

6. «Учебные предметы» — это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.

7. «Учебники» - книга для обучения какому-нибудь отдельному предмету

8. «Дневник» – это основной документ ученика. Иногда достаточно только открыть дневник и можно сделать определенный вывод о том, как учится человек, какой у него характер, как он относится к учению.

9. «Оценка» - под оценкой понимается процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемые человеком; отметка же является результатом этого процесса. На основе оценивания появляется знаковое выражение этого процесса в виде отметки. Однако во что она превратиться в дальнейшем, что она принесет ученику – это уже не зависящая от оценивания деятельность. Отметка, которой приписывается невинная роль простого отражения и фиксатора результатов оценивания, на практике становится для ребенка источником радости или серьезных потрясений

10. «Каникулы» - период, свободный от учёбы или основной деятельности (в том числе домашних заданий, предоставляемый для всех школьников одновременно.

А. Н. Леонтьев на основании многочисленных исследований, проведенных им и его сотрудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и что именно поэтому его следует считать, как он выражается «периодом первоначального, фактического склада личности».

Методы, стимулирующие процесс познания и речь :

• Метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка).

Примеры применения данного метода в работе с детьми.

Ситуция общения: «Научим крота читать» Цель: учить изображать буквы различными способами. Итог: выкладывание букв с помощью цветных палочек Кюизенера, мелкого конструктора, бусин, счетных палочек, пальцев рук и др.

Эксперимент «Не вырони» Педагог приносит детям ведерко с мячом или другой игрушкой. Задает вопрос: «Можно ли перевернуть ведро, чтобы мяч не выпал?» Дети пробуют – не получается. Воспитатель рассказывает о том, что н предметы, которые движутся по кругу, действует центробежная сила, и показывает, как не выронить мяч. Дети выполняют, затем им предлагается провести эксперимент с водой. Дети делают выводы.

• Метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации.

Примеры применения данного метода в работе с детьми.

Игровые упражнения с палочками Кюизенера, кубиками Никитина.

«Угадай, что на картинке» - по типу игры «Да, нет».

«Метод незаконченных предложений» - «Продолжи предложение»

«Метод незаконченного рассказа» - «Продолжи рассказ»

• Метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни.

Примеры применения данного метода в работе с детьми.

Игровые упражнения с палочками Кюизенера, кубиками Никитина.

«Придумай слово со звуком (П)» - дети самостоятельно играют в аналогичную игру с изменением звука, с обобщением слов в одну категорию (Н, животные, в названиях которых есть звук П).

«Найди слово в слове» Угадайте, в каких словах спрятались 3 слона?

«С-лон--". Этот слон белоголовый, на столе живёт в столовой. (солонка).

«С---ло-н--". Этот бдительный всегда, он разводит поезда. (стрелочник)

«---с-лон»». Этот огненного цвета, в час заката и рассвета. (небосклон) «Шифровальщик» и другие упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.

Игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры «Урок математики», «Урок русского языка», «Урок физкультуры» и др.

Использование в работе дивергентных задач. Дивергентная задача – это задача, имеющая не один, а много правильных ответов. Дивергентный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей. В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важнейшие исследовательские навыки ребенка, такие, как креативность, оригинальность, беглость (продуктивное мышление, гибкость и др. Подраздел дивергентных задач – вербальные задачи.

Простое задание – составить как можно больше предложений из предложенных педагогом слов ( например: солнце, утро, птицы; дети, игрушки, песочница; автомобиль, водитель; и т. д.).

Сложные задания – возьмем слова, не связанные между собой, и предложим детям составить из них как можно больше предложений. Например: космос, автомобиль, слон - автомобиль, огромный как слон летал в космосе - автомобиль, на котором перевозили слона, казался огромным, как космос) и т. д.

Усложним задание – назовите характерные черты животных, предметов, явлений и др. ( например: слон большой, добрый, огромный, медлительный, сильный).

• Метод «преднамеренных ошибок» (Ш. А. Амонашвили, когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

Игровая ситуация: «Что нужно школьнику?» где педагог предлагает ненужные атрибуты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, в результате проделанной практико-значимой работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по формированию познавательных способностей и речи у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию предпосылок общеучебных умений и навыков (информационных, организационных, интеллектуальных и коммуникативных, а самое главное - организации образовательной деятельности с учетом непрерывного образования ДО и НОО.

Я считаю, что педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность и речь у детей дошкольного возраста. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранник Н. В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 916-919.

2. Вешневицкая О. В., Карачевцева Н. Н. Подготовка дошкольников к школе через развитие познавательной активности [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 65-68.

3. Попова, Н. В. Педагогическая система стимулирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста : автореф. дисс. … канд. пед. наук / Н. В. Попова. – Барнаул, 2002. – 22 с.

4. Лосик Е. И. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире : материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб. : Реноме, 2012. — С. 47-49.

5. .Улькина Т. К проблеме исследования проявлений и психологического содержания познавательных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т. Улькина // Психология. Сборник научных трудов НПУ имени М. П. Драгоманова. - Выпуск 11. - К. : НПУ имени М. П. Драгоманова, 2000. - С. 242 – 247.

6. Интернет ресурсы:

https://referat.niv.ru/view/referat-pedagogics/138/137381.htm

https://www.bestreferat.ru/referat-50510.html

https://www.webkarapuz.ru/article/razvitie-poznavatelnyih-sposobnostey-u-doshkolnikov-interesnyie-zadaniya

https://doshkolnik.ru/musika/12639.html

https://detstvogid.ru/fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-o-pozna/.html

https://logoportal.ru/11387/.html

https://www.skachatreferat.ru/referaty/Развитие-Познавательной-Активности-Старших-Дошкольников-Средствами/70087333.html

https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=654422

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности». «Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности». В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что.

Изобразительная деятельность, средство обеспечивающие обучения в школе и развитие познавательных способностей Изобразительная деятельность, как средство обеспечивающие успешность обучения в школе и развитие познавательных способностей Подготовила.

Консультация «Развитие познавательных способностей в разных видах деятельности» 1 слайд Программа нацелена на развитие способностей дошкольников в процессе детских видов деятельности. В программе выдерживается двойная.

Педагогическая концепция. «Развитие познавательных способностей детей» Педагогическая концепция. «Развитие познавательных способностей детей, младшего дошкольного возраста, посредством экспериментальной деятельности».

Природа как фактор развития познавательных способностей дошкольников Природа как фактор развития познавательных способностей дошкольников. «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть.

Развитие поисково-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Комментарии к презентации «Развитие поисково-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством экологического.

Развитие познавательных способностей детей 3–4 лет Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 города Благовещенска» (МАДОУ «ДС № 19 г. Благовещенска»).

Развитие познавательных способностей старших дошкольников посредством экологической игры Рабочая программа Белово 2014 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 «Родничок» комбинированного.

Развитие познавательных способностей у детей раннего дошкольного возраста Развитие познавательных способностей у детей раннего дошкольного возраста Ранний возраст – это период жизни человека с года до трех лет.

Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельностиРазвитие творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности Растите творческую личность! Ещё Аристотель заметил, что занятия рисованием способствует разностороннему развитию личности. В наше время,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных способностей и речи дошкольников в образовательной деятельности
Опубликовано: 23 сентября 2016 в 18:19
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных способностей и речи дошкольников в образовательной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Емельянова (УИ 247534) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД