Получи документы

Практикум для педагогов «Посеять в детских душах доброе зерно»

Наталья Шагина
Практикум для педагогов «Посеять в детских душах доброе зерно»

Практикум для педагогов

Актуальность.

Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям. Составляющие поликультурного воспитания: духовная культура, правила общения внутри этноса, традиции, духовно-нравственные качества.

Публикация «Практикум для педагогов „Посеять в детских душах доброе зерно“» размещена в разделах

Каждый человек - уникален в своём проявлении. И в то же время, каждый человек - это свободная личность, обладающая психологической культурой, готовая нести ответственность за своё поведение и поступки, способная строить свои отношения с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

Приоритетом современного образования является воспитание у детей толерантности, как качества личности.

Система образования наряду с воспитанием в личности чувств патриотизма, любви к Родине призвана предотвращать в человеке чувства неуважения к близким, нетерпимости к интересам и желаниям других людей.

Для нас, понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются друг в друге, в поддержке и дружбе ровесников. Уважение воспитанников к сверстникам, полноценное общение на примерах уважительного отношения, оказание необходимой помощи, внимательное, доброе отношение к его нуждам в решении возникающих проблем - вот одна из главных ценностей человеческого существования. Задача педагога - помочь ребенку осмыслить, запомнить, постичь науку добра.

Как подготовиться к взрослой, самостоятельной жизни не разрушая себя и мир, в котором ты живешь?

Актуальность мы видим в формировании и воспитании духовно-нравственных качеств: доброта, отзывчивость, сочувствие, сопереживание, терпимость. Воспитание миролюбия - принятие и понимание других людей. Передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, этических и культурных ценностей.

Тема: «Посеять в детских душах доброе зерно».

Цель: Передача опыта психолого - педагогического сопровождения участников образовательных отношений по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников, путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической работы.

Задачи:

1. Способствовать осмыслению поставленных задач, формировать установку на сотрудничество.

2. Организовать работу в малой группе, позволяющую провести обмен мнениями.

3. Показать практическую значимость использования активных форм духовно-нравственного воспитания.

4. Мотивировать педагогов на использование данных форм в своей практике.

Целевая аудитория: педагоги-психологи, воспитатели.

Продолжительность мастер-класса: 20 минут.

Материалы и оборудование: фломастеры (ручки, карандаши, заготовка цветы (по количеству участников, заготовка капельки (по количеству участников, заготовка вазы, стулья, столы (за кругом, мультимедийный комплекс, музыкальное сопровождение.

Ход МАСТЕР – КЛАССА

Теоретическая часть.

«Хрустальный букет»

Есть легенда Гусь-Хрустального о букете хрустальных цветов, с помощью которого дочь мастера Разумея Васильева исцелилась от недуга.

Однажды зимой у одного крепостного мастера Разумея Васильева, заболела единственная дочь. От высокой температуры, девочка бредила, и в бреду вспоминала лето, луг, цветы, с которыми она летом играла.

Отцу очень хотелось облегчить её страдания, но зимой негде было взять живых цветов. Тогда, отец в отчаянии пошел в гуту, где варился хрусталь и стекло. За одну ночь, из остатков цветного хрусталя и стекла, Разумей Васильев сделал для своей дочери вазу с целым букетом цветов. К утру, отец принес букет своей дочери. Увидев букет цветов, она очень обрадовалась. С этого момента болезнь стала отступать и вскоре девочка поправилась.

Это был ее букет, она была счастлива, он помог ей излечиться от недуга.

А я смотрю на этот букет и думаю, какой он яркий и неповторимый, как наш мир, мир детства, вот он в наших руках. Каждый цветок, такой хрупкий и нежный, как дети, которых нам доверяют.

В настоящее время мы видим проблему в неумении оказывать помощь другому человеку; договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками, принимать других, такими как он есть. Неуважение друг к другу, озлобленность, агрессивность. Как Вы думаете, Почему?

Происходит обсуждение, участники отвечают на вопрос.

(негативизм взрослых, отчужденность, равнодушие, безразличие по отношению к ребенку, постоянная критика, игнорирование, физическое наказание, психологическое давление, унижение, отрицательный пример и др.).

Согласитесь, невозможно нравится всем, невозможно любить всех. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать друг друга такими, какие мы есть.

Встает вопрос: «Почему в одних и тех же обстоятельствах разные люди ведут и чувствуют себя по-разному?».

Происходит обсуждение, участники отвечают на вопрос.

(Потому, что у нас разное воспитание, образование, интеллект, потребности, характер, вкусы, взгляды на мир, темперамент и т. д.)

Что значит, по вашему, быть толерантным?

Происходит обсуждение, участники отвечают на вопрос.

(Толерантный человек- терпимый и сострадательный; милосердный и прощающий; воспринимающий недостатки окружающих; уважающий чужие права и свободы; желающий взаимодействовать; поддерживающий принципы партнерства и равности отношений, уважающий традиции).

Помимо качеств у каждого из нас есть ещё и ценности, которые, влияют на наше поведение и поступки.

А что значит - духовно- нравственные ценности? Как они на нас влияют?

Происходит обсуждение, участники отвечают на вопрос.

(Человек совершает поступки в соответствии с воспитанием. Чем больше в человеке доброты, сострадания, сочувствия, любви, тем ярче и правильнее будут его поступки).

Давайте подумаем, а где хранятся те самые духовно-нравственные ценности, которые мы воспитываем в детях?

Происходит обсуждение, участники отвечают на вопрос.

Представьте, что в душе каждого ребенка есть некое место для этих ценностей (доброты, милосердия и любви, отзывчивости, душевности, благородства, порядочности и совести, взаимопонимании, взаимопомощи, уважении и терпении друг к другу, которое необходимо пополнять (обогащать). С этим «богатством» они идут по жизни. Если мы его наполнили до краев теми лучшими качествами, которые свойственны воспитанным людям, оно помогает ему. Человек, усвоивший духовные ценности, способен передавать их другим людям. Но пустая душа, от недостатка нравственного воспитания, создает немало проблем и трудностей в течение жизни, как самому человеку, так и окружающим его людям.

И нам, людям, в чьих руках находится «этот хрупкий букет», дана забота наполнить душу ребенка духовными ценностями. Научить и самим научиться терпению, добру, взаимопониманию, взаимопомощи, милосердию и состраданию ко всем без исключения, чтобы сделать наш мир счастливым…

Как это сделать? Как помочь детям стать чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе? Как ввести ребенка в мир доброжелательных отношений?

Сегодня я попытаюсь показать положительные моменты своего опыта работы.

Практическая часть.

Уважаемые коллеги, я приглашаю Вас принять непосредственное участие в практической части. Пожалуйста, я прошу желающих занять места за столом.

Участники мастер-класса приглашаются за столы. Перед каждым лежит, цветок, капельки, фломастеры (ручка, карандаши)

Перед участниками две вазы одна с узким горлышком, другая с широким.

Какие разные вазы. А чем они отличаются? (Размер, форма, горлышко, цвет)

Участники отвечают на вопрос, рассуждают.

Какую вазу легче наполнять? (с широким горлышком)

Участники отвечают на вопрос, рассуждают.

А теперь давайте заполним эту вазу? Что бы понять, что будет являться ее содержимым, предлагаю поиграть в игру «Это здорово!»

Участники группы сидят по кругу за столом. У каждого на столе цветок. На лепестке цветка напишите качества человека, определяющее его духовно - нравственное воспитание (системы человеческих ценностей, человека, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям).

Если ваш вариант озвучен предыдущими игроками, вы вправе озвучить другой вариант.

Ставим цветок в вазу и озвучиваем свой вариант, (например, «доброжелательность», «сострадание», «взаимопомощь», «сочувствие»). Если вы согласны с мнением коллеги, то похвалите его, скажите хором - «Это здорово!»

Поделитесь, чем Вы наполнили вазу?

Происходит обсуждение, участники отвечают на вопрос.

(букет цветов, он яркий, неповторимый, в нем собраны лучшие человеческие качества, те нравственные качества, которые нам бы хотелось воспитать в детях).

Для результата ребенку важны не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие, как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения.

Каждый ребенок вправе выбирать цветы и краски в создании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть все. Задача педагога : направить ребенка к краскам и кистям - Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны - решать только ему.

Наш букет завянет, если мы не наполним его водой, не напитаем цветы, не создадим им комфортные условия. Так, и нашим детям необходимы идеальные условия для воспитания нравственных качеств. И создать эти условия - задача взрослых.

У вас на столах капельки, и мы можем заполнить нашу вазу водой. Но пусть эти капельки будут теми условиями, которые мы должны создать для наших детей, чтобы воспитывать в них духовно-нравственные качества. На капельках напишите, какие условия мы создаем, чтобы воспитывать духовно-нравственные качества детей. (Что мы будем делать для того, чтобы они были милосердными, добрыми, отзывчивыми, уважительными и терпимыми друг к другу)

Игра «Это здорово!» продолжается.

Выскажите свое мнение. А мы, скажем вам хором - «Это здорово!».

Свое мнение вы можете обосновать примерами из практики.

Мы с вами создали букет. Цветы такие разные, разного цвета, размера, они не похожи друг на друга, как и наши воспитанники, разные по характеру, по интересам, по поведению. Наш букет яркий, неповторимый, он в наших руках. Все наши «детки-цветочки» согреты нашими руками, мы создали для них идеальные условия.

Мы сказали, о том, что нам нужно создать идеальные условия для воспитания духовно-нравственных качеств ребенка.

А как создать идеальные условия? В арсенале каждого из вас есть технологии, с помощью которых, вы создаете условия для воспитания детей.

У нас тоже они есть, и с одной из них я хочу вас познакомить.

Мы понимаем, что одним нам не решить проблемы воспитания нравственных качеств дошкольников. Нам нужны союзники, которыми являются родители наших воспитанников.

Трудно воспитывать толерантного человека, если он растет в семье, где сформировались формы интолерантного поведения; неуважения к близким, нетерпимости к интересам и желаниям других членов семьи.

Ведь дети - это зеркало отношений и характеров родителей.

Обращаясь к опыту, мы берем из жизни семей лучшие образцы деятельности (родительские отношения, ведение домашнего хозяйства) (семейного воспитания, переносим их в жизнь детского сада и адаптируем.

Такими образцами являются для нас традиции.

В них мы видим огромные возможности воспитания уважения к прошлому своего народа, восстановления исторической памяти.

Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей, примерно с четырех лет начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому, мы начали знакомить детей разнообразием жизненного уклада, встречающегося в нашем городе, что способствовало воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества.

Родители и педагоги являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка тех качеств, и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих развитию их духовно-нравственных качеств.

У вас у всех есть родители. Вы тоже являетесь родителями.

Какие традиции были в вашей семье, когда вы были ребенком?

Происходит обсуждение, участники отвечают на вопрос.

Какие традиции вы сохранили и пронесли до настоящего времени?

Происходит обсуждение, участники отвечают на вопрос.

Появились ли у вас новые традиции, какие?

Происходит обсуждение, участники отвечают на вопрос.

А хотели бы вы, чтобы ваши дети пронесли через свою жизнь ваши семейные традиции?

Опираясь на эти традиции, мы можем влиять на развитие духовно-нравственных качеств детей.

Традиции многофункциональны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне нравственное развитие ребёнка проходит более успешно.

Рассмотрим технологию на примере организации совместных празднований дней рождения:

1. Дети, родители и педагоги имеют возможность вместе оформить групповую комнату поздравительными открытками, фотографиями, шарами, подготовить костюмы, подарки, поздравления и угощения, играть в народные игры и исполнять русские народные песни.

2. Организовать консультацию для родителей «Как интересно отпраздновать день рождения ребёнка». Получение важной, интересной информации о проведении детских праздников.

3. Оформление альбома или семейной газеты «Путешествие в мир семьи», с использованием рисунков детей на темы «Наши семейные традиции», «Портрет нашей семьи».

4. Родительские собрания позволяют родителям обменяться опытом, высказать свои предложения, получить новые профессиональные знания от педагогов по вопросам возрождения и сохранения семейных традиций.

5. Таким образом, происходит обогащение содержания семейной традиционной культуры, способствующее полноценной организации семейной жизнедеятельности, взаимопониманию членов семьи, вводит детей в мир социальных отношений, воспитывает нравственные качества. Вот такие традиции появились в нашем детском саду : праздник: «День рождения Детского сада», спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья», «День гостей», «Декада добрых дел», «День театра», «Масленица»,

фестиваль «Дружбы народов», День семьи, любви и верности, «Мама, почитай-ка», «Умелые ручки».

Традиции - это не только праздники, но и торжественный обед в выходной день, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечён праздничный сервиз. Это «Домашний кинотеатр» - просмотр фильма с дальнейшим обсуждением.

В детском саду существует традиция «Аллея славы» - ежегодно, 9 мая мы сажаем молодые кустики на территории ДОУ.

На примере использования традиций мы показали способ воспитания у детей духовно- нравственных качеств.

И такое пространство мы можем адаптировать под любую проблему.

Такие мероприятия сплачивают, помогают создать благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения, позволяют передавать культурные и моральные ценности следующим поколениям.

Выработка единых подходов к использованию традиций в ДОУ и семье позволило нам получить положительные результаты. Создать единое образовательное пространство для воспитания духовно-нравственных качеств ребенка, как составляющих поликультурного воспитания дошкольников.

В заключении мне бы хотелось привести слова Л. Н. Толстого:

Все воспитание - в примере нашей жизни, которой всегда подражает ребенок.

Рефлексия. Всем участникам мастер-класса предлагаю «волшебную конфету».

Съев конфету, у вас появится необыкновенное желание учить стихи и пословицы о доброте, сострадании, совести и благородстве, ежедневно совершать с детьми много добрых поступков по отношению к сверстникам, природе, малышам и всем, кто нуждается в помощи.

И тогда волшебный мир доброты откроется вам и вашим детям.

В заключении мне бы хотелось всем участникам мастер-класса ««Посеять в детских душах доброе зерно» пожелать взаимопонимания и гармонии в общении с ребенком и подарить на память Карту идеальных условий для развития нравственных качеств ребенка.

Публикации по теме:

Практикум для педагогов «Общаться позитивно — что это значит» Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями, детьми и коллегами. Задачи: - Осознание педагогами собственных.

Фотоотчёт о проведении мастер-класса «Посеем в детских душах доброту» на городских Рождественских чтенияхФотоотчёт о проведении мастер-класса «Посеем в детских душах доброту» на городских Рождественских чтениях Фотоотчёт о проведении мастер-класса «Посеем в детских душах доброту» на Городских Рождественских чтениях 15 января в нашем городе Пионерском.

Консультация для родителей «Посеять в детских душах доброту» Все мы родом из детства и что заложили в детстве, так и проживаем жизнь. И только от взрослых, от родителей зависит, какими людьми становятся.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум с родителями «О детских капризах и упрямстве»Семинар-практикум с родителями «О детских капризах и упрямстве» Тема «О ДЕТСКИХ КАПРИЗАХ И УПРЯМСТВЕ» 2014-2015 уч. год Подготовила и провела: воспитатель Людмила Федоровна Сучкова Подготовительный этап:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум для педагогов «Посеять в детских душах доброе зерно»
Опубликовано: 5 ноября 2020 в 15:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД