Потапова Ольга
Практикум для родителей «По дорогам сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «По дорогам сказок».
Цель: Повышение мотивации и вовлеченности родителей в образовательный процесс.
Задачи:
- Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для успешного психического развития детей;
- Формировать у родителей понятие значимости сказок в жизни детей;
- Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
Публикация «Практикум для родителей „По дорогам сказок“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Сформировать у родителей практические умения создавать условия для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала.
- Сплочение коллектива родителей.
- Поддержка и развитие творческого самовыражения и фантазии родителей.
Предварительная работа: разработка конспекта практикума, подготовка кабинета, подготовка материала для практикума.
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.
Так пусть перед ним
открывается чудесный мир в живых красках, ярких,
трепетных звуках в сказке, в собственном творчестве, красоте»
В. А. Сухомлинский
Ход практикума:
1. Организационно-мотивационная часть:
В: Уважаемые родители, здравствуйте! Мы рады видеть Вас на практическом семинаре «По дорогам сказок»
В мире много сказок,
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Сегодня мы поговорим о значимости сказок в жизни ребёнка.
2. Основная часть:
Одной из безусловных ценностей семьи является традиция семейных чтений. На сегодняшний день эта ценность относится к исчезающим. Дети знакомятся с окружающим миром, не только непосредственно что-то воспринимая, но и опосредованно – с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок.
Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказка - один из основных видов устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.
Именно сказка :
Позволяет ребенку пофантазировать, «проиграть» вымышленные ситуации, которых нет в окружающем мире.
В сказке радостные и печальные события становятся доступными и понятными, поступки героев обоснованными.
Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.
В сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.
Сказка как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3, 5-4 годам.
Сказка способ развития мышления дошкольников:
При слушании сказки у ребенка задействованы основные мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ. Подтверждение этому загадки по сказкам :
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке. (Колобок)
Ах ты, Петя, простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко. (Кот, Петух и Лиса)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ….
(Айболит)
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
(Семеро козлят)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля)
Сказка прекрасный художественный материал для упражнения в пересказе. Ведь в сказке красочный, выразительный язык, волшебство, четко прослеживается взаимосвязь событий.
Сказка обучает умению вести диалог.
Задание 1.
Например:
- Что говорила Маша Медведю, когда он понес пирожки бабушке с дедушкой?
Родители :
- Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.
- Что говорила Курочка Ряба деду с бабой, когда мышка разбила яичко?
Родители :
- Не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое.
В: Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Он охотно верит сказке, доверчиво следует за ней. Но при таком сопереживании неизбежно и более углубленное постижение сказки, извлечение из нее своей детской мудрости, что способствует четкому эмоциональному различию доброго и злого начал.
Сказка развивает и активизирует словарный запас детей.
Воспитатель распределяет родителей на две команды «Колобок» и «Теремок».
Задание 2.
Игра «Реклама сказки».
Команды придумывают рекламу сказок «Кот в сапогах», «Красная шапочка».
1. Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу родитель может выбрать сам. Он может рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: например, как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте?
2. Родитель может предложить ребенку рассказывать сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди.
3. Предложить ребенку заканчивать фразу или добавлять последнее слово.
4. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему.
5. Еще одним вариантом может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.
Все без исключения малыши любят сказки. Сказочный мир таинственный и неповторимый.
Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка наиболее обсуждаемый в психолого-педагогической литературе. Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами.
Задание 3.
Упражнение: «Соотнеси пословицу к картинке и объясни ее значение»
Цель: Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной настрой;
Хочется есть, да не хочется лезть
Скучен день до вечера, когда делать нечего
Чтобы рыбку съесть, - надо в воду влезть
Хочешь есть калачи - не сиди на печи
Задание 4.
Задание «Изобразительный».
Сказка поможет вам развить в ребенке навыки изобразительной деятельности, моторику рук, координацию движений. Вместе с ребенком вы можете рисовать, лепить, делать из бумаги сказочных героев. Предлагаю вам изобразить героев любой сказки. Команда соперников должна будет угадать вашу сказку.
Предлагается изобразительный материал на выбор (пластилин, карандаши, цветная бумага).
Во время выполнения звучат песни о сказках.
Сказку можно пересказывать, используя персонажей кукольного театра (различных видов, впоследствии, заменив их моделями (кругами разной величины и цвета).
1. В сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красна девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; ни в сказке сказать, ни пером описать; долго ли, коротко; идти, куда глаза глядят.
2. Часто в сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: солнце красное; красавица писаная…
3. Характерны для русских сказок краткие, усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил и глаголов хвать; подь…
4. Употребление уменьшительно - ласкательных имен существительных и имен прилагательных: сестрица Аленушка, Петушок, солнышко.
5. Добро всегда побеждает зло.
Знакомство детей со сказкой должно быть наполнено играми. Сейчас вместе с вами мы попробуем другие способы работы со сказкой, которые можно использовать в домашних условиях:
Задание 5.
Игра «Сказка по кругу».
Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя своё воображение, мы действительно начинаем совершать обычные действия необычным способом. А это значит, мы начинаем творить, становимся самыми настоящими Волшебниками.
Воспитатель держит в руках коробку и обращается к родителям :
«В этой коробке живёт очень интересная сказка. Только каждое слово написано на отдельном листочке. Необходимо по очереди вытягивать слова и сочинять сказку. Каждый родитель принимает участие в сочинении сказки.
3. Заключительный этап:
В: Сегодня мы с вами вспомнили любимые сказки ваших детей, поупражнялись в сочинительстве, в определении характерных качеств героев, их действий, учились выразительно передавать характер героя.
Сказка :
- Оказывает терапевтический эффект (избавление от страхов);
- Выполняет воспитательные функции;
- Развивает мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ;
- Развивает речь ребенка;
- Позволяет ребенку пофантазировать, способствует развитию творческих способностей;
- Способствует развитию коммуникативных навыков.
Вывод: Сказка – неизменный спутник детства. Велика ее роль в жизни ребенка.
Комбинируя различные приемы, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми. И мы надеемся, эти приемы помогут вам заинтересовать детей сказкой, научить слушать и любить ее.