Получи документы

Практикум «Коллаж как арт-терапевтическая техника в работе педагога-психолога» (1 фото)

Инна Климентьева
Практикум «Коллаж как арт-терапевтическая техника в работе педагога-психолога»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 13 п. ЧЕРЁМУХИ

Практикум «Коллаж – как арт-терапевтическая техника в работе педагога-психолога».

Подготовил педагог-психолог

ГКП МБОУ-ООШ №13

п. Черё мухи:

Климентьева И. А.

15.02.2024 г.

Практикум «Коллаж – как арт-терапевтическая техника в работе педагога-психолога».

Публикация «Практикум „Коллаж как арт-терапевтическая техника в работе педагога-психолога“» размещена в разделах

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов и психологов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

Задачи:

• познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;

• создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии (изотерапию, музыкотерапию, танцетерапию) как одну из форм организации занятий;

• способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Ожидаемые результаты:

1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на занятии.

2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.

3. Рост мотивации участников к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.

Использование коллажа в работе с детьми

Коллаж – (от фр. collage — наклеивание)технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на подложку предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Материалом служит газеты, глянцевые журналы, природные материалы, различные предметы. Коллажирование дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.

Коллаж - рассказ, запечатленный в изобразительном материале. Каждый элемент коллажа - это слово или фраза, коллаж целиком - это текст, рассказанный с помощью изобразительных цитат. В процессе творчества человек гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Работа с коллажем, в ходе которой человек выбирает элементы из разных контекстов и составляет новое целостное послание, буквально иллюстрирует его внутреннее состояние, что дает возможность лучше осознать и проработать ту ситуацию, с которой человек приходит на занятие.

Актуальность данной работы обусловлена поиском технологий, обеспечивающих психолого-педагогическую поддержку ребенку в процессе эмоционально-личностного развития.

В основу работы положена арт-терапевтическая методика. Арт-терапия любому человеку даёт возможность выразить свой внутренний мир через творчество.

Упражнение «Волшебные звездочки». Дети в обрывной технике "раскрашивали" звёздочку, заклеивая её внутри. А затем каждый называл то качество, которое это звездочка может ему дать, чтобы ему хотелось? Так у нас появились "звездочка силы", "звездочка красоты", "звездочка смеха".

Техника коллажа дает широкий простор для творчества, получения положительных эмоций, создает мотивацию к самостоятельной деятельности, дает возможность выразить свой внутренний мир и получить удовлетворение от работы.

Создание коллажа позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне.

Также методика способствует снятию стресса и облегчению психологического состояния, так как дает возможность полностью выразить проблемную ситуацию, не только проговорить ее, но и проиллюстрировать с помощью визуальных образов, которые могут быть гораздо информативнее и полнее выражают внутреннее настроение.

Картина, созданная своими руками, несет большой смысловой заряд, который раскрывается автору постепенно, так как многое в ней отражает бессознательные процессы, хорошо проявляемые в проективных методиках, что делает этот образ необычайно ресурсным и полезным для человека.

Некоторые коллажи привлекают своей загадочностью, несут привкус тайны. Коллаж уникален тем, что позволяет органично соединить вещи, на первый взгляд, несоединимые и сами по себе никакой художественной ценности не представляющие, но вдруг начинающие "играть", едва соприкоснувшись друг с другом, сложившись в некую мозаику.

В работе с детьми метод коллажа я использую для решения разных задач. Чаще всего материалами в работе служат журналы, рекламные буклеты, цветная бумага, обои и т. д.

1) Для снятия психоэмоционального напряжения ребенка. В процессе выбора картинок, вырезания, наклеивания вся негативная энергия сублимируется и состояние ребенка нормализуется, а когда он видит результат своего труда - глаза блестят!

2) Для формирования коммуникативных навыков, сплочения группы детей. В данном случае я предлагаю детям создать общий коллаж ("картину", "город", "волшебную страну" и т. д.) на большом листе обоев (около 3 метров). Удивительные вещи происходят на таких занятиях! Дети учатся договариваться, смеются, иногда спорят, но результат всегда один - совместная работа, которая очень ценна для каждого из детей.

3) Метод коллажа можно использовать и в условиях внедрения ФГОС (по теме недели). Например, тема "Здоровей-ка!" : можно предложить детям выбрать продукты питания, занятия которые служат укреплению здоровья и наоборот, ухудшают здоровье. Метод коллажа в данном направлении работы я считаю огромным подспорьем педагогам : по любой теме недели можно придумать тему коллажа и решать комплекс задач по разным образовательным областям.

Наблюдая за ребенком во время того, как он занимается творческой работой, я могу больше узнать о нем и справится с трудностями в его поведении, заметить достоинства ребенка и развить их. Для того, чтобы занятия арт-терапией вызывали положительные эмоции у детей, я учитываю интересы детей, стараюсь удивлять их, использовать разнообразные темы, материалы, техники. Занятия арт-терапией имеют огромное значение для формирования психического здоровья, развитие познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому, помогают поверить в собственные силы.

На занятиях я особое внимание уделяет созданию коллективных творческих работ, это способствует сплочению коллектива и позитивной социализации каждого члена группы.

Моей главной задачей, как психолога, является пробуждение интереса ребенка и создание эмоционально благоприятной ситуации.

Также арт- терапию я использую в качестве своевременной диагностики в естественных для ребенка условиях, таким образом, можно предупредить серьезные проблемы, с которыми ребенок столкнется в будущем. Пониженный, депрессивный фон настроения, неуверенность в собственных силах и возможностях, боязливость, избегание трудностей из-за страха неудач, ранимость – все это картина эмоционального неблагополучия ребенка с ОВЗ, зачастую формирует психологию неудачника, все это становится трагедией маленькой души, которая несет это груз во взрослую жизнь. У меня, как у психолога, есть возможность остановить этот процесс, переориентировать его, помочь ребенку обрести уверенность в себе, все это удается воплотить посредством арт-терапии. Ребенок, который погружается в мир творчества, раскрепощается и открывается для новых навыков и умений. Его уверенность в себе возрастает, он развивается гармонично и своевременно. Все это помогает ему успешно социализироваться в детском коллективе, он чувствует себя более успешным, за счет этого повышается интерес к другим видам деятельности, повышается его статус в коллективе.

А сейчас я предлагаю Вам на себе прочувствовать некоторые упражнения, которые я применяю для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния у участников образовательного процесса.

Упражнение «Сказка о бабочке сновидений»

Цель: актуализация эмоционального и когнитивного компонента переживания сновидений, изучение «ночных страхов», поиск внутреннего ресурса.

Материалы и оборудование: лист бумаги формата А4, фломастеры; материалы для изготовления коллажа : газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы, силуэтное изображение бабочки, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Время: 40 мин.

Процедура:

1. Психолог демонстрирует разнообразие материалов для изготовления коллажа. Психолог. Для выполнения следующего задания нам необходимо нарисовать бабочку. ( Нижеследующий текст предназначен для взрослого: символическое значение бабочки можно объяснить для дальнейшей работы).

Бабочка во многих культурах – символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, так как это крылатое небесное существо появляется на свет из обыкновенной гусеницы. У кельтов она олицетворяет душу и огонь, у китайцев – бессмертие, досуг в изобилии и радость. Сон также считался подобием кратковременной смерти, когда душа каждую ночь оставляет свою телесную оболочку и отправляется в своеобразное путешествие. Бабочки помогают душе «вернуться» в свое тело. А на крыльях они несут воспоминания о путешествии души".

2. Можно попросить участников закрыть глаза. Под медитативную музыку психолог рассказывает сказку.

В одной волшебной стране на огромном цветочном лугу живут бабочки снов. Днем они чаще всего спят, уютно устроившись в бутонах цветов. Но с наступлением ночи бабочки просыпаются и разлетаются по всему миру. Каждая бабочка спешит навестить своего человека – ребенка или взрослого.

У бабочки снов удивительные крылья. Одно крыло бабочки светлое. Оно пахнет цветами, летним дождем и сладостями. Это крылышко покрыто разноцветными пылинками добрых и веселых снов, и если бабочка взмахнет над человеком этим крылышком, то ему всю ночь снятся добрые и приятные сны.

Но у бабочки есть и другое, темное крылышко. Оно пахнет болотом и покрыто черной пылью страшных и печальных снов. Если бабочка взмахнет над человеком темным крылом, то ночью ему приснится неприятный или печальный сон.

Каждому человеку бабочка снов дарит и добрые, и страшные сны.

Постарайтесь вспомнить свои самые приятные сны (пауза, а теперь – самые страшные сны. Открывайте глаза.

3. Изготовление коллажа.

Возьмите лист с нарисованным силуэтом бабочки. С помощью цветных карандашей, красок, любых других средств (вырезки из газет, журналов) на одном крыле постарайтесь отразить содержание своего страшного сна, а на другом крыле – содержание приятных снов. В цвете выразите свое эмоциональное отношение к своим снам. Нарисуйте лицо бабочки.

4. После изготовления коллажа клиент представляет свою работу. Дальнейшее взаимодействие психолога с клиентом осуществляется с учетом задач коррекции или консультирования, а также интеллектуальных и рефлексивных возможностей клиента.

Вопросы для обсуждения:

1. Ваши чувства и переживания в процессе выполнения упражнения?

2. Ощущали ли вы сопричастность группе, защищенность?

3. Понравилось упражнение было ли ощущение комфорта?

Некоторые выводы для дальнейшей работы

1. Для коллажа с дошкольниками лучше брать небольшое изображение (половины или даже четверти листа А4 будет более, чем достаточно).

2. Лучше давать не целые каталоги, а уже вырванные из них страницы, где меньше текста и больше картинок и цвета. К тому же, многим детям не комфортно вырывать страницы, и если у вас не стоит задачи снять страх перед запретами, то пусть работают с готовым материалом, детям так проще. Впрочем, смотрите по ребёнку, некоторым наоборот, приносит облегчение разрешение вырывать любые страницы.

3. Если у вас не стоит задача найти определенный цвет среди всего многообразия, то хорошо будет, если вы заранее примерно разложите страницы по цветовой гамме, так с ними легче работать. При этом все равно можно ставить задачу по поиску цвета: "Найди на этой странице жёлтый цвет", это задача не такая уж и простая, как кажется.

4. Старайтесь убрать те картинки, где изображено полуобнаженное тело. Даже самые безобидные картинки могут отвлекать детей, нам это не нужно. 5. Некоторые дети, при всей терапевтичности процесса обрывания бумаги, любят работать ножницами. Ориентируйтесь на задачи, который вы ставите в процессе занятия. Моторику можно развивать как одним, так и другим способом, важно, чтоб ребёнку было комфортно. Если же у вас стоит задача раскрепостить ребенка, убрать зажимы, поработать с уверенностью в себе, то, возможно, стоит мягко настоять на работе именно с обрыванием бумаги. По крайней мере, чтобы ребёнок попробовал этот процесс.

5. Для тех детей, которые не хотят работать ножницами и не хотят обрывать бумагу, есть третий вариант (подходит также для ситуации цейтнота) - волшебная коробочка. Это шкатулка (в моем случае это коробка от конфет, обтянутая подарочной бумагой, куда я складываю разноцветные симпатичные обрезки от тех же журналов или каталогов. Безотходно и экологичноsmileИз этой коробочки детям предлагается брать понравившееся кусочки и наклеивать на изображение. Обращайте внимание детей на то, что кусочки двусторонние и тот фрагмент, который не понравился сначала может быть очень симпатичным с обратной стороны. "Заземляем" детей, проговаривая, что в жизни тоже так бывает - то, что вначале не нравится, потом может принести много хорошего (это как вариант психотерапевтического приёма, смотрите по ситуации, стоит его применять или нет). Кстати, "волшебная коробочка" хорошо работает в паре с калейдоскопом, особенно оптическим. Ну и в заключение, пару слов о материалах. Желательно брать бумагу на коллаж хорошего качества, не "газетную", но при этом она должна легко рваться. Ножницами запаситесь детскими. Если работаете с клей-карандашом, то он должен быть не очень сухим, чтобы процесс приклеивания не замедлялся, возможна работа с кисточкой и клеем ПВА, но тогда работам нужно дать время высохнуть, учитывайте это при планировании занятий.

Итог выступления: Словом, материалы безграничны. Можно сказать, что из «мусора» возрождается «ценность». Работая, участники не задумываются о конечном результате. Они получают удовольствие от самого процесса. Поэтому арт-терапия так эффективна.

Рефлексия

– Что почувствовали, когда работали, что хотите взять в свой арсенал, что мешало? Ваши пожелания организаторам.

Вывод: сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает участникам педагогического процесса наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.

– Спасибо за внимание.

Используемая литература:

1. Копытин А. И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. М: «Психотерапия». 2011г.

2. Копытин А. И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2012г.

3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,1996.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗСовременные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Игровые технологии в работе педагога-психолога ДОУИгровые технологии в работе педагога-психолога ДОУ По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается.

Использование игр для развития межполушарного взаимодействия в коррекционной работе педагога-психолога с дошкольниками с ОВЗИспользование игр для развития межполушарного взаимодействия в коррекционной работе педагога-психолога с дошкольниками с ОВЗ К этой группе игр относятся следующие игры-задания: 1. Игры-лабиринты 2. Игры - задания на бланках для выполнения двумя руками одновременно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум «Коллаж как арт-терапевтическая техника в работе педагога-психолога»
Опубликовано: 29 февраля 2024 в 14:27
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД