МААМ-картинки

Программа кружковой работы по шахматам и шашкам. Правила шахматной игры

Виктор Шушанов
Программа кружковой работы по шахматам и шашкам. Правила шахматной игры

Государственное казённое учреждение социального обслуживания

Краснодарского края «Белореченский социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних»

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

по шахматам и шашкам «Белая Ладья»

Тема: «Правила шахматной игры. Ходы фигур. Взятие фигур».

Шушанов В. М., воспитатель III группы отделения диагностики и социальной реабилитации

с. Великовечное

2018 г.

Публикация «Программа кружковой работы по шахматам и шашкам, Правила шахматной игры» размещена в разделах

Цель: обучение правилам шахматной игры.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;

- помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;

- обучение ходам и взятие фигур;

- обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;

Развивающие:

- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;

- развивать способность анализировать и делать выводы;

Воспитательные:

- воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

- сформировать правильное поведение во время игры;

- воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.

Правила шахматной игры

Игра происходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Размер доски — 8х8 клеток. Вертикальные ряды полей (вертикали) обозначаются латинскими буквами от а до h слева направо, горизонтальные ряды (горизонтали) — цифрами от 1 до 8 снизу вверх; каждое поле обозначается сочетанием соответствующих буквы и цифры. Поля раскрашены в тёмный и светлый цвета (и называются, соответственно, чёрными и белыми) так, что соседние по вертикали и горизонтали поля раскрашены в разные цвета. Доска располагается так, чтобы ближнее угловое поле справа от игрока было белым (для белых это поле h1, для черных — поле а8). У игроков в начале игры имеется по одинаковому набору фигур. Фигуры одного из игроков условно называются «белыми», другого — «чёрными». Белые фигуры окрашены в светлый цвет, чёрные в тёмный. Сами игроки называются «белые» и «чёрные» по цвету своих фигур.

В каждый комплект фигур входят: король,, ферзь,, две ладьи,, два слона,, два коня,) и восемь пешек,). Начальная позиция должна выглядеть так:

В начальной позициифигуры обеих сторон размещаются так, как показано на диаграмме. Белые занимают первую ивторую горизонтали, чёрные — седьмую и восьмую. Пешки расположены на второй и седьмой горизонталях соответственно. Расположение ферзя и короля легко выучить по памятке «ферзь любит свой цвет» то есть белый ферзь стоит на белом поле, а чёрный на чёрном.

Ходы фигур и взятия.

Партия состоит из перемещений фигур по доске, или ходов. Совершаются ходы по очереди. Первый ход в партии делают белые. Ход может состоять из взятия фигуры соперника кроме короля. При этом она убирается с доски, а фигура, которая совершила взятие, ставится на место побитой фигуры.

Рассмотрим, как ходит каждая из фигур.

Король

Король может пойти на одну любую соседнюю от себя клетку по вертикали, горизонтали и диагонали.

Ферзь

Ферзь ходит на любое количество полей по вертикали, горизонтали и диагонали.

Ладья

Ладья ходит по вертикали и горизонтали.

Слон

Слон ходит только по диагонали.

Очевидно, что слон, стоящий на белом поле, никаким образом не может попасть на чёрное, сколько бы и каких ходов он не сделал. И наоборот. Посмотрев на начальную позицию, вы увидите, что у каждой стороны один слон ходит по белым, другой - по чёрным полям. Соответственно, один слон называется белопольным, другой - чернопольным.

Конь

У этой фигуры необычный ход. Конь ходит буквой "Г". Точнее на поле, находящееся "на острие" этой воображаемой буквы: две клетки по вертикали или горизонтали плюс одна клетка вбок. Посмотрите на схеме и тогда всё станет понятно:

Фигуры не могут "перепрыгивать" другие фигуры, свои или чужие. Конь может. Например, на данной диаграмме даже если на полях c4, c3, d3 находятся какие-то фигуры или пешки, конь всё равно может пойти на b3 или с2 (Если конечно b3 и c2 не заняты собственными фигурами. Если чужими, то их можно взять).

Пешка

Пешка может ходить только на одно поле вперёд. Назад пешки не ходят. В начальной позиции имеется выбор: пойти на 1 или 2 поля вперёд.

Все фигуры бьют также как ходят. Но бой пешки отличается: она бьёт только по диагонали на одно поле вперёд. На диаграмме крестиками обозначен ход пешки, кружками - возможные взятия.

Особенные ходы:

1. Рокировка - это одновременный ход королём и ладьёй. Он возможен, если обе фигуры стоят на начальной позиции. Король ходит на два поля по направлению к ладье. Ладья занимает поле, которое "перепрыгнул" король. В зависимости от того, в какую сторону сделана рокировка, она может быть короткой или длинной. На диаграмме для примера изображена конечная позиция короля и ладьи при длинной рокировке белых и короткой рокировке чё рных:

Рокировка невозможна в следующих случаях:

1) Король или ладья, участвующая в партии, уже ходили в партии

2) Король находится под шахом (см. ниже)

3) Король после рокировки попадает под шах

4) Между королём и ладьёй, участвующей в рокировке находится своя или чужая фигура

5) Король (но не ладья) переходит поле, атакованное фигурой соперника

Рокировка - самый необычный ход в шахматах. Новички часто путаются в том, когда рокировка возможна, а когда нет. Для лучшего запоминания приведё м наглядный пример:

Предположим, что ни белый, ни чёрный король, а также ни одна из ладей ещё не ходили в партии. Тогда белые могут рокироваться в короткую сторону. В длинную они рокироваться не могут, так как после завершения хода белый король окажется на с1 под нападением чёрного ферзя g5. Чёрные не могут рокироваться в короткую сторону, так как в этом случае чёрный король перешёл бы поле f8, которое контролируется белым ферзём а3. В длинную сторону чёрные могут сделать рокировку. Обратите внимание: тот факт, что ладья а8 под боем слона g2, а поле b8 под боем слона g3, никак рокировке не мешает.

2. Взятие на проходе

Если пешка, сделав из начальной позиции ход на 2 поля, становится рядом с пешкой противника, то она может взята "на проходе", так как прошла поле, находящееся под ударом этой пешки. Право на такое взятие можно осуществить только немедленно в ответ на двойной ход пешки. В дальнейшем это право теряется.

3. Превращение пешки

Если пешка ступает на последнюю горизонталь (для белых - на восьмую, для чёрных - на первую, то она должна быть превращена в одну из фигур своего цвета: ферзя, ладью, слона или коня. Выбор фигуры не зависит от того, какие фигуры есть в данный момент на доске. Пешка убирается с доски и заменяется на новую фигуру на том же поле.

Публикации по теме:

Конспект занятия по шахматам «Шахматная доска. Проспекты, улицы, переулки шахматной доски» Конспект непосредственно образовательной деятельности Обучение игре в шахматы, шашки 1-й год обучения Подготовительная группа Тема: «Шахматная.

Конспект занятия по шахматам в средней группе «Основные правила шахматной игры» Цель: Увлекать и пробудить интерес детей к древней игре, дарить детям радость, через прекрасное развлечение – шахматы. Задачи: - Повторить.

Программа кружковой работы в старшей группе Программа кружковой работы «Почемучки» (старшая группа) Воспитатель: Штефан И. А. Пояснительная записка Федеральный закон «Об образовании.

Программа кружковой работы «Остров ненужных вещей» МКУ ДО ЦВР Казачинско – Ленский район Программа кружковой работы по художественно – творческой деятельности «Остров ненужных вещей» (поделки.

Программа кружковой работы по конструированию Направленность дополнительной образовательной программы: модельно-конструктивная. В дошкольной дидактике большое место уделяется развитию.

Программа кружковой работы «По ступенькам к школе» Программа кружковой работы в подготовительной группе «По ступенькам к школе» На протяжении многих десятилетий педагоги и психологи решают.

Программа кружковой работы «Ритмичные ножки» Ритмичные ножки Программа кружковой работы Белово 2016 Автор-составитель:Яковлева Н. В., Мурзакова Ю. А., воспитатель.

Рабочая программа кружковой работы «Веселая грамматика» Содержание 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка. 1.2 Актуальность 1.3 Педагогическая целесообразность. 1.4 Цели и задачи программы.

Развитие логического мышления дошкольников посредством шахматной игры. Программа кружка «Без шахмат нельзя предвидеть полноценного воспитания умственных способностей и памяти». (В. А. Сухомлинский) «Шахматы это не только спорт.

Фотоотчет «Турнир по шашкам и шахматам»Фотоотчет «Турнир по шашкам и шахматам» Турнир по "Шашкам и шахматам", состоялся с 17 по 23 октября 2018 года среди воспитанников МБДОУ "Детский сад № 101" старшей-подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружковой работы по шахматам и шашкам. Правила шахматной игры
Опубликовано: 5 марта 2019 в 11:52
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД