МААМ-картинки

Рабочая программа кружковой работы «Веселая грамматика»

Светлана Косенко
Рабочая программа кружковой работы «Веселая грамматика»

Рабочая программа кружковой работы

Содержание

1. Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка.

1.2 Актуальность

1.3 Педагогическая целесообразность.

1.4 Цели и задачи программы.

1.5 Принципы, методы и приемы.

2. Планируемые результаты.

2.1 Формы подведения итогов реализации программы

3. Требования к уровню подготовки воспитанников

4. Учебно-тематический план

5. Материально-техническое обеспечение

6. Список литературы.

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа кружковой работы „Веселая грамматика“» размещена в разделах

Рабочая программа «Веселая грамматика» разработана воспитателем МКДОУ детский сад комбинированного вида «Медвежонок» в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее ФГОС ДО) и Основной образовательной программой дошкольного образования Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Новосибирского района Новосибирской области – детский сад комбинированного вида «Медвежонок» (далее ООП ДО МКДОУ – детский сад «Медвежонок»).

Программа дополнительного образования «Веселая грамматика» направлена на развитие познавательных способностей детей, психических процессов (памяти, внимания, мышления, коммуникативных способностей ребенка, расширение знаний об окружающем мире, обучение чтению и звуковому анализу. Программа разработана на основе авторских программ «От звука к букве» Е. В. Колесниковой. Образовательная программа направлена на подготовку руки ребенка к письму- овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

Программа «Веселая грамматика» осуществляет обучение первоначальному чтению на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новые данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает сознательное чтение. В период обучения грамоте ведётся работа по развитию фонематического слуха детей, обучению первоначальному чтению, расширению и уточнению представлений об окружающей действительности, обогащению их словаря и развитию речи. В обучении грамоте выделяются три периода: подготовительный, букварный и послебукварный. Обучение первоначальному чтению закрепляется работой по развитию речи на основных её уровнях: звук, слово, словарная работа, предложение и связное высказывание.

1.2 Актуальность

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, привыкшего играть в детском саду и дома, непростой оказывается ситуация поступления в школу. Переход от дошкольного детства характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего его образа жизни. Для ребенка учение – не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Для ее решения разработана программа «Веселая грамматика».

1.3 Педагогическая целесообразность.

Исходя из педагогического опыта многих учителей: одним из сложнейших предметов, вызывающим наибольшие трудности, является русский язык, а на первом году обучения в школе – ещё и чтение. Данная программа поможет подготовить дошкольников к изучению вышеуказанных предметов и смягчит грядущие трудности и проблемы.

1.4 Цели и задачи программы.

Цель программы - подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка. Программа помогает реализовать принцип преемственности дошкольного и начального образования.

В ходе занятий решаются следующие задачи :

• Формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы и стимулировать желание учиться в школе, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, организованность.

• Развивать у детей способности к анализу и синтезу, к самоконтролю, самооценке при выполнении работы.

• Подготовить детей к изучению предметов школе. Развивать фонематический слух и умение проводить звуковой анализ, совершенствовать все стороны речи, углублять представления об окружающей действительности.

• Развивать у ребенка наглядно-образное и логическое мышление, произвольное внимание, слуховое восприятие, воображение, мелкую моторику и координацию движения рук, умение ориентироваться во времени и пространстве.

• Воспитывать умения сопереживать другим людям и животным; умения вести себя в группе во время работы, формировать чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми;

• Содействовать повышению уровня самооценки ребенка;

• Воспитывать у детей коллективизм, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, стремление оказывать друг другу помощь

1.5 Принципы, методы и приемы

Отличительной особенностью программы является то, что содержание предусматривает аналитико — синтетический метод обучения грамоте. Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой руки ребенка. Письмо прежде всего является умственным процессом, аналитико-синтетической деятельностью. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого.

Построение программы и наглядного методического обеспечения позволяет вносить изменения, исходя из открытий в области педагогики, психологии, а также возможностей детей,педагогов.

Изучение материала проходит поэтапно, задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму предлагаются в определенной системе и последовательности.

1. Ознакомление с тетрадью в линейку, с понятиями «широкая» и «узкая» строка и умение ориентироваться в них

2. Развитие умения проводить прямые и замкнутые линии в ограниченном пространстве.

3. Закрепление умения штриховать, не выходя за контур.

4. Рисование в тетради в линейку сложных изображений предметов, требующих анализа и синтеза.

5. Написание букв.

6. Написание слов, предложений печатными буквами соответственно заданным условиям: писать в определенном порядке, не выходя за контур клетки, количество букв должно соответствовать количеству клеток.

Способы и формы работы с детьми.

• Дидактические игры;

• Практические занятия;

• Занятия - соревнования;

• Беседы;

Режим занятий:

Программа составлена для детей 5-6 лет,

занятия будут проходить 1 раз в неделю по 30 мин.

Срок реализации программы 1 год.

Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую и практические части. Для подготовки руки ребенка к письму в каждое занятие включены упражнения для развития пальцев и кистей рук, которые дети выполняют на физкультминутках.

Программа включает работу по группам, коллективную самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.

2. Планируемые результаты.

• Правильно произносить все звуки;

• Проводить классификацию звуков по их произношению;

• Производить классификацию печатных букв по их элементам;

• Соблюдать орфоэпические нормы произношения;

• Ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения

; • Отчётливо и ясно произносить слова, предложения;

• Выделять из слов звуки, классифицировать их по месту нахождения в слове;

• Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

• Составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;

2.1. Формы подведения итогов.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме :

-конкурсы;

-открытые занятия для родителей;

-домашние задания, письменные работы.

Механизм оценки результатов по программе- проводится входная диагностика, а затем в конце учебного года (май) – итоговая диагностика на знание букв, различение звуков (гласные, согласные, способ чтения.

3.1. Требования к уровню подготовки воспитанников:

Педагогическая оценка индивидуального развития детей (диагностика) проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в целях дальнейшего планирования педагогических действий. В результате обучения в НОД по образовательной области «Речевое развитие» формируется конечная система знаний.

Знает: выразительные средства языка; формы речевого этикета; смысл слова;

Умеет: быть доброжелательными и корректными собеседниками; делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части; составлять слова из слогов (устно); выделять последовательность звуков в простых словах; согласовать слова в предложении; называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове; высказывать предположения и делать простейшие выводы;

У ребенка развита: культура речевого общения; умение излагать свои мысли понятно для окружающих; умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания; различать на слух и в произношении все звуки родного языка; внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями;

Имеет представление: о предложении (без грамматического определения); составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности;

Проявляет интерес: проявляет инициативу с целью получения новых знаний; к самостоятельности суждений.

Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов,

Определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, ударные - безударные гласные, место звука в слое).

Проводит сравнительный звуковой анализ слов.

Самостоятельно составляет предложение с заданным количеством слов и схемы к ним, делит слова на слоги, подбирает слова к заданным моделям.

4. Учебно-тематический план

занятия Тема занятия, задачи

октябрь

1 Мониторинг

- Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания-

2 Речевые и неречевые звуки

-знакомство детей со звуками речи.

- знакомство с понятиями гласный, согласный

3 Звук и буква. Алфавит

- Дифференциация понятий звук и буква.

- Знакомство с алфавитом.

ноябрь

1 Буква А

- Познакомить с гласной буквой Аа.

2 Буква О

- Познакомить с гласной буквой Оо

3 Буква У

- Познакомить с гласной буквой Уу

4 Буква И

- Познакомить с гласной буквой Ии

5 Повторение пройденных букв

-анализ сочетаний ау, ау

декабрь

1 Буква ы

- Познакомить с гласной буквой ы.

2 Буква Ээ

- Познакомить с гласной буквой Ээ;

-учить детей словоизменению.

3 Буква Мм

- Познакомить с согласной буквой Мм;

- Анализ и чтение открытых слогов с буквой М.

4 Буква Нн

-Познакомить с согласной буквой Нн

- Анализ и чтение открытых слогов с буквой Н

январь

1 Буква Хх

-Познакомить с согласной буквой Хх

- Анализ и чтение открытых слогов с буквой Х

2 Повторение пройденных букв.

-Анализ открытых и закрытых слогов с буквами Н М Х

-Чтение закрытых слогов с буквой М

3 Буква Кк

- Познакомить с согласной буквой Кк

- Анализ и чтение слогов и слова мак с буквой К

№ занятия Тема занятия, задачи

февраль

ь

1 Буква Пп

Познакомить с согласной буквой Пп

- Анализ и чтение слогов с буквой П

2 Буква Сс

Познакомить с согласной буквой Сс

- Чтение и анализ слогов и слов сок, сом, нос, сын, суп

3 Буква Дд

-Познакомить с согласной буквой Дд

- Чтение и анализ слогов и слов дом, дым

4 Буква Тт

-Познакомить с согласной буквой Тт

- Чтение слогов и слов кот, туман. Анализ слова вата.

март

1 Буква Вв

-Познакомить с согласной буквой Вв

- Чтение слогов и слов вода, сова, совок, сумка. Анализ слова совы.

2 Буква Бб

-Познакомить с согласной буквой Бб

- Чтение слогов и слов типа собака. Анализ слова быки.

3 Буква Зз

-Познакомить с согласной буквой Зз

- Чтение слогов и слов типа замок. Анализ слова зима.

4 Буква Фф

-Познакомить с согласной буквой Фф

- Чтение слогов и слов типа кофта. Анализ слова фото.

5 Повторение пройденных букв.

-Учить читать простые предложения типа: У сома усы. У Тани кот. У мамы сын.

апрель

1 Буква Гг

-Познакомить с согласной буквой Гг

- Чтение слогов и слов типа погода; Гуси сыты. Анализ слова гуси.

2 Буква Шш

-Познакомить с согласной буквой Шш

- Чтение слогов и слов типа машина, кошка; У Маши мишка. Анализ слова мышка.

3 Буква Лл

-Познакомить с согласной буквой Лл

- Чтение слогов и слов типа лодка; Лида мыла окно. Анализ слова мышка.

4 Буква Жж

- Познакомить с согласной буквой Жж;

- Чтение слогов и слов типа ложка; Даша ловит жука. Анализ слова пижама.

-

май

1 Буква Рр

-Познакомить с согласной буквой Рр

- Чтение слогов и слов типа горка, радуга; Рома варит суп. Анализ слова рыжик.

2 Повторение пройденных букв.

-Чтение предложений с изученными буквами.

3 Повторение пройденных букв.

-Чтение предложений с изученными буквами.

4 Мониторинг

5. Материально-техническое обеспечение

Магнитная доска - 1 шт. ;

Столы детские - 7шт. ;

Стулья детские на каждого ребенка - 14 шт. ;

Атрибуты и используемый инвентарь: -Л. В. Игнатьева Е. В. Колесникова «Азбука»;

-рабочие тетради «Читаю и пишу» Л. В. Игнатьева Е. В. Колесникова.

- цветная бумага, картон;

- пластин, стеки;

- стаканы пластмассовые для воды;

-альбомы, кисти для рисования, акварель;

-цветные и простые карандаши, линейка 15 см, ножницы

6. Список литературы.

Литература педагога для реализации программы.

1. Е. В. Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2007 г.

2. М. Д. Маханева, Н. А. Гоголева. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. Творческий центр СФЕРА. Москва 2010 г.

3. М. М. Безруких. Обучение письму. Методическое пособие. Издательство Рама Паблишинг. Новосибирск. 2009 г.

4. С. О. Филиппова. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое пособие. Издательство Детство-Пресс. Москва. 2008 г.

Литература для детей и родителей.

1. Е. В. Колесникова, Л. В. Игнатьева. Азбука. Мой первый учебник. Издательство ЮВЕНТА. Москва 2010 г.

2. Е. В. Колесникова «Веселая грамматика» Рабочая тетрадь. Издательство ЮВЕНТА. 2010 г.

Публикации по теме:

Рабочая программа кружковой деятельности «Разноцветные ладошки» Кружок по изобразительной деятельности в старшей группе «Разноцветные ладошки» (срок реализации 1 год) Возраст с 5 до 6 лет Воспитатель:.

Рабочая программа кружковой работы по театральной деятельности «Аптаах холбуйачаан» для детей 4–7 лет Пояснительная записка. Настоящая программа описывает курс подготовки по театральной деятельности детей дошкольного возраста 4-7 лет (средняя,.

Рабочая программа кружковой работы по экспериментальной деятельности «Отчего и почему?» Пояснительная записка Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является.

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста. Кружок «Веселая математика» Цель данной программы - повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии.

Рабочая программа по дополнительной кружковой деятельности «Волшебная кисточка» Паспорт программы Название программы Программа «Волшебная кисточка» Руководитель программы Кравец В. А. Составитель программы Воспитатель.

Рабочая программа по кружковой деятельности познавательно-экологической направленности «Юный эколог» Введение Все науки о природе тесно связаны между собой. Объединяет их экология - наука комплексная, развивающаяся, помогающая в формировании.

Рабочая программа по кружковой работе «Развивайка. Лепка» (вторая младшая группа) Содержание 1. Введение… 2. Пояснительная записка… 2.1. Актуальность…. 2.2.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (1 часть) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе:"Юный краевед" на 2018 -2019 учебный год(1 часть)Пояснительная запискаПравовой основой.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)Первая часть здесьПланируемые.

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Весёлая грамматика» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Автор публикации:
Рабочая программа кружковой работы «Веселая грамматика»
Опубликовано: 5 ноября 2018 в 07:53
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД