МААМ-картинки

Предматематика по содержанию математической направленности детей дошкольного возраста

Наталья Дмитриева
Предматематика по содержанию математической направленности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Маленькие дети часто сталкиваются с задачами, которые относятся по содержанию к математической направленности. Они часто ещё в методике развития математических представлений детей дошкольного возраста называется пред математикой. В связи с этим содержание обеспечивает развитие мышления, освоение логико-математических представлений и способов познания.

Публикация «Предматематика по содержанию математической направленности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Содержание пред математики направлено на развитие важнейших составляющих личности ребенка — его интеллекта и интеллектуально-творческих способностей.

Результатами освоения пред математики являются не только знания, представления и элементарные понятия, но и общее развитие познавательных процессов в сфере математики. Способности к абстрагированию, анализу, сравнению, обобщению, классификации, умение сравнивать предметы и явления, выяснять закономерности, обобщать, конкретизировать и упорядочивать являются важнейшей составляющей логико-математического опыта ребенка, который дает ему возможность самостоятельно познавать мир, развиваться как отдельная единица общества.

Освоенные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) являются первоначальной логико-математический опыт ребенка. Этот опыт является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики, знакомство с данной структурой науки. Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания.

Задачи математического развития в дошкольном возрасте определены с учетом закономерностей развития познавательных процессов и способностей детей, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка в дошкольном возрасте. Выполнение этих задач должно обеспечивать реализацию принципа преемственности в развитии и воспитании ребенка на дошкольной и начальной школьных ступенях образования. Что в свою очередь очень позитивно сказывается на формировании у ребёнка начальных знаний.

Основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются :

Развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений : обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);

Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация)’;

Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

Развитие активности и инициативности детей;

Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Содержание математического развития детей дошкольного возраста определяется, наряду с целями и задачами, следующими важными факторами:

Личностно-развивающая направленность содержания математического развития дошкольников должна являться эффективным средством развития интеллектуально-творческих способностей ребенка и содействовать развитию важнейшего личностного качества — самостоятельности в решении интеллектуальных задач и не только.

Направленность математического содержания, которое осваивает ребенок в дошкольном возрасте, является социализирующей. Накопленный логико-математический опыт ребенка обязательно станет его значимым личностным приобретением, если обеспечит ситуацию успеха в разных видах деятельности, требующих проявления интеллектуально-творческих способностей.

Содержание математического развития дошкольников пропедевтично. Осваиваемое ребенком содержание должно позволить ему на чувственном, а затем и логическом уровне познать некоторые стороны действительности и развить те структуры мышления, на основе которых впоследствии будут формироваться основные математические понятия.

Осваиваемое содержание должно соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников, быть ориентированным на зону их ближайшего развития, давать ребёнку возможность быстрее ориентироваться в ситуации.

В качестве основных структурных компонентов содержания математического развития дошкольников выступают логико-математические представления и способы познания.

Реализация обозначенных задач возможна на адекватном им содержании. Первым и важнейшим компонентом содержания математического развития дошкольников являются свойства и отношения. Значимость и необходимость выделения этого компонента обусловлена, прежде всего, тем, что: математические понятия отражают определенные свойства действительности (число — количество, геометрическая фигура — форму, протяженность в пространстве — длину и т. д.); движение к постижению математических понятий начинается с познания соответствующих свойств и отношений; умственные действия со свойствами и отношениями — доступное и эффективное средство логико-математического развития детей и их интеллектуально-творческих способностей.

В процессе разнообразных действий с предметами дети осваивают такие свойства, как: форма, размер (протяженность в пространстве, количество, пространственное расположение, длительность и последовательность, масса. Первоначально в результате зрительного, осязательно-двигательного, тактильного обследования, сопоставления предметов дети обнаруживают и выделяют в предметах разные их свойства. Дети сравнивают отдельные предметы и группы предметов по разным свойствам, упорядочивают объекты по разным основаниям (например, по возрастанию или убыванию их размера, емкости, тяжести и т. д., разбивают совокупности на группы (классы) по признакам и свойствам. В процессе этих действий дошкольники обнаруживают отношения сходства (эквивалентности) по одному, двум и более свойствам и отношениям порядка. При этом они учатся оперировать «в уме» не с самим объектом, а с его свойствами (абстрагируют отдельные свойства от самого предмета и от его других, незначимых для решения задачи свойств).

Таким образом, формируется важнейшая предпосылка абстрактного мышления способность к абстрагированию.

В процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геометрические фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон, вершин. У детей развиваются конструктивные способности и пространственное мышление. Они осваивают умение мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, собирать и видоизменять его. В познании величин дети переходят от непосредственных (наложение, приложение, сравнение «на глаз») к опосредованным способам их сравнения (с помощью предмета-посредника и измерения условной меркой). Это дает возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе и другим). Ребенок убеждается в том, что одни и те же свойства в разных объектах могут иметь как одинаковую, так и разную степень выраженности (равные или разные по толщине и т. д.).

Пространственно-временные представления (наиболее сложные для ребенка-дошкольника) осваиваются через реально представленные отношения (далеко — близко, сегодня — завтра). Познание этих отношений осуществляется в процессе анализа реальной жизненной обстановки, разрешения проблемных ситуаций, решения специально разработанных творческих задач и моделирования.

Познание чисел и освоение действий с числами — важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Оперируя только числами, которые являются показателями количеств и величин объектов окружающей действительности, сравнивая их, увеличивая, уменьшая, можно делать выводы о точном состоянии объектов действительности. Ребенок-дошкольник постигает сущность числа и действие с числами на протяжении длительного периода. Первоначально малыши выделяют один или два предмета, сравнивают практическим путем два множества. В этот же период или несколько позже дети овладевают счетом. Счет является способом определения численности множеств и способом их опосредованного сравнения. В процессе счета дети постигают число как показатель мощности множества. Сосчитывая разные по размеру, пространственному расположению предметы, дети приходят к пониманию независимости числа от других свойств предметов и совокупности в целом. Знакомятся с цифрами, знаками для обозначения чисел.

Решая арифметические задачи, дети осваивают специальные приемы вычислительной деятельности, например присчитывание и отсчитывание по единице. На основе сложившегося логико-математического опыта ребенку 5—6 лет становятся доступными познание связей, зависимостей объектов, закономерностей, оценка различных состояний и преобразований. Ребенок определяет порядок следования; находит фигуру, пропущенную в ряду фигур; понимает и исправляет ошибки; поясняет неизменность или изменение состояния объектов, веществ; следует алгоритмам и составляет их самостоятельно.

Публикации по теме:

Развивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста в группе компенсирующей направленностиРазвивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности Хочу представить вашему вниманию развивающую игру, сделанную по типу игры Воскобовича «Геоконд». Игра развивает сенсорику, мелкую моторику,.

Сценарий спортивно-математической викторины для детей подготовительной группы «Подвижная математика»Сценарий спортивно-математической викторины для детей подготовительной группы «Подвижная математика» Цель: • способствовать развитию к поиску решений заданий в условиях конкурса. Задачи: • развивать познавательный интерес у дошкольников,.

Фотоотчет «Как Незнайка собирался в школу» с детьми старшего дошкольного возраста, компенсирующей направленности с ТНРФотоотчет «Как Незнайка собирался в школу» с детьми старшего дошкольного возраста, компенсирующей направленности с ТНР Добрый день, коллеги! Разрешите поделиться с вами своим фотоотчетом о прошедшем физкультурно- оздоровительном досуге, который я проводила.

Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста» Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания.

Картотека дидактических игр художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возрастаКартотека дидактических игр художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста Дидактические игры имеют большое значение в процессе образования и развития детей дошкольного возраста. Ведь полноценное освоение учебного.

Мастер-класс для родителей, воспитателей по созданию математической сенсорной коробки для детейМастер-класс для родителей, воспитателей по созданию математической сенсорной коробки для детей Мастер-класс проводится с целью развития профессионального самосознания, раскрытия творческого потенциала личности, развития коммуникативной.

Отчёт о работе секции спортивной направленности для детей старшего дошкольного возраста «Тренажёры для дошкольников» В нашем детском саду продолжает работу спортивная секция «Тренажеры для дошкольников». Цель программы: Способствовать формированию навыков.

Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Пресноводные рыбы»Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Пресноводные рыбы» Коррекционно-образовательные цели: 1. Расширить представления детей о пресноводных рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. 2.

Подвижная игра дидактической направленности с детьми дошкольного возраста «Найди свой цвет»Подвижная игра дидактической направленности с детьми дошкольного возраста «Найди свой цвет» Подвижная игра дидактической направленности с детьми дошкольного возраста «Найди свой цвет». Ход игры: 1 вариант Педагог расставляет по.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предматематика по содержанию математической направленности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 декабря 2021 в 22:54
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Предматематика по содержанию математической направленности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Дмитриева (УИ 239611) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД