Валентина Греян
Предметная среда в решении задач эстетического воспитания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Эстетическое воспитание – это целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам природы.
Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста определяются возрастными возможностями детей.
Публикация «Предметная среда в решении задач эстетического воспитания в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Их можно объединить в четыре группы, направленные:
1) на развитие эстетической восприимчивости, эстетического запаса образов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов;
2) на формирование элементарного эстетического сознания;
3) на освоение эстетической деятельности;
4) на развитие эстетических и художественно-творческих способностей.
К первой группе относятся задачи, обеспечивающие развитие эстетического восприимчивости, эстетического запаса образов окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них; формирование эстетических чувств, потребностей, вкусов и отношений.
Вторая группа задач включает формирование элементов эстетического сознания детей (объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки). Для этого детей знакомят с различными эталонами правильного определения красивого или безобразного, комического или трагического в действительности и искусстве, вооружая их правильным отношением к окружающему и пониманием красоты. Это разнообразные эталоны: сенсорные (свойства и качества предметов - форма, цвет, звуки, эмоциональные (радость, грусть, горе, удивление, печаль, искусствоведческие (виды и жанры искусства, их выразительные средства, знание имен некоторых художников, композиторов, эстетические (красивое, некрасивое, смешное, героическое).
Решение третьей группы задач поможет приобщить детей к активной эстетической и художественной деятельности:
а) развить эстетическое и художественное восприятие;
б) формировать первичные умения и навыки исполнительской художественной деятельности;
в) воспитать у детей творческие умения и навыки активно вносить элементы прекрасного в быт, природу, собственный облик, в отношении с окружающими людьми.
К четвертой группе задач относится развитие у каждого ребенка общих и специальных художественно-творческих способностей.
Общие способности - это сенсомоторное развитие, способность к эмоциональной отзывчивости, творческое воображение и другое. К специальным художественным способностям в области, например, изобразительной деятельности относятся особая деятельность творческого воображения, особая зрительная чувствительность, дающая легкость и полноту восприятия пространственных и цветовых отношений, глазомер, хорошая зрительная память, специальная умелость руки, эмоциональная чувствительность, создающая эмоциональное настроение, и т. д.
Решение этих задач возможно только при правильно организованной образовательной среде. Оформление интерьера детского сада, участок с его оборудованием и земельными насаждениями, предметная среда : мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне их способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.
Оформление дошкольных учреждений должно быть выполнено в едином ансамбле. В понятие ансамбля входит единство цветовой гаммы помещения, мебели, ее расстановка, подбор произведений прикладного и других видов искусства. В подборе вещей для украшения комнаты необходимо, соблюдать, чувство меры. Особенно тщательно отбираются картины, графика, произведения декоративно-прикладного и народного искусства местного края.
В художественном оформлении детского сада используются и растения. При этом учитываются следующие условия: с одной стороны, они должны гармонировать с общим интерьером, с другой - получать необходимые им свет и тепло. Особенно красивы при оформлении помещений вьющиеся цветущие растения.
Интерьер детского сада не должен быть статичным, необходимо время от времени изменять расположения мебели, вносить новые детали в оформлении, обновлять произведения искусства. В целях эстетического воспитания в детском саду широко используются произведения искусства различных видов жанров (живопись, скульптура, музыка, народное прикладное искусство, литература).
Искусство в детском саду используется для оформления быта, в процессе обучения и самостоятельной деятельности детей. Для художественного оформления детского сада наибольшее значение имеет живопись. Детей знакомят с различными жанрами живописи (натюрморт, пейзаж, бытовой и сказочный жанр, портрет). Наряду с живописью в детском саду широкое применение находит графика - настенный эстамп и книжная иллюстрация. Шире следует распределять в детских садах произведения малой скульптуры (изделия из фарфора, гипса, дерева, обожженной глины, пластмассы). Лучшие образцы детской игрушки также являются произведениями искусства и могут использоваться в качестве в качестве украшения (например, такие, как дымковские, богородские).
В целях эстетического воспитания используются следующие формы организации учебной и самостоятельной деятельности детей: занятия, художественно-дидактические игры, а также праздничные утренники, вечера развлечений, экскурсии и прогулки, театрализованные зрелища, кино и передачи.
Таким образом, дошкольный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни дошкольника играет воспитатель. Пользуясь этим, умные воспитатели способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.