Марина Шелушинина
Предметно-развивающая среда по речевому развитию детей в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-развивающая среда
по речевому развитию детей в старшей группе.
Оснащение групповых помещений в ДОУ предметно – развивающим оборудованием особенно актуально на сегодняшний день.
Под предметно – развивающей средой в ДОУ понимается – разумно организованная предметная обстановка с различными сенсорными и игровыми материалами. Данная среда предполагает активную познавательно – творческую деятельность детей к окружающему миру, их развитию и воспитанию.
Публикация «Предметно-развивающая среда по речевому развитию детей в старшей группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Речь – вид общения и развития высших отделов психики дошкольника. Обучаем ребенка речи – развиваем его интеллект. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ребенку высказывать свои мысли, тем объёмнее его познание окружающей действительности, более содержательны отношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому развитие речи у детей основная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Для полноценного речевого развития детей в ДОУ предусматривается наличие развивающей предметно – пространственной среды эффективно влияющей на развитие речи ребенка дошкольного возраста. Развивающая речевая среда должна способствовать формированию не только правильной, но и хорошей устной речи. Уже давно доказано, что на развитие дошкольника огромное влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость.
Для построения речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждения можно выделить основные компоненты:
– Речь педагога и окружающих как образец для ребенка.
– Методические приемы для развития разных сторон речи детей.
– Специальное оборудование для каждой группы.
В группе речевой центр организуется так, чтобы каждый ребенок мог упражняться, наблюдать и развиваться. Оснащение центра должно быть таким, чтобы ребенок смог найти занятие по душе.
Центр речевой деятельности лучше разместить рядом с книжным уголком со сменной литературой относительно еженедельного тематического планирования.
Уголок речевого развития в старшей группе включает в себя :
– художественную, познавательную и справочную литературу, энциклопедии, загадки, кроссворды, ребусы.
Здесь ребенок может выбрать книгу и учиться рассказывать по картинкам или читать.
– картотеку артикуляционных гимнастик с картинками и зеркалами; дидактические игры и упражнения для тренировки звукопроизношения, папки «Чистоговорки» и «Скороговорки».
В процессе выполнения упражнений и игр дети учатся чисто произносить звуки, подбирать подходящие слова, строить предложения, составлять небольшие рассказы, рассуждать, делать выводы.
– пособия для тренировки речевого дыхания («Флюгер», «Накорми животное или прокати шарик» «Футбол», бабочки и вертолеты на нитке и т. д.).
Игры с данными пособиями улучшают деятельность мозга, успокаивают, важны для улучшения техники произношения.
– оборудование для развития мелкой моторики рук (пазлы, мозаики, игрушки - шнуровки,игра Рингл Динг, конструкторы, рамки и вкладыши, пальчиковые игры, прописи и т. д.).
В эти игры дети играют ежедневно в течение дня. В процессе игровой деятельности у детей развивается мелкая моторика рук, готовится рука к письму, активизируется мышление, развивается речевое творчество, закрепляется значение предлогов и правильное их употребление в речи,улучшается произношение, обогащается словарь.
– театр на прищепках, пальчиковый, настольный, магнитный, на фланелеграфе, кукольный и другие («Колобок», «Теремок», «Репка», «Красная шапочка», «Буратино» и другое)
В театральной деятельности дети учатся выстраивать диалог при инсценировке, становятся уверенными и коммуникабельными.
– музыкальные инструменты, звучащие игрушки, аудиотехника, фонотека.
Играя с музыкальными инструментами, дети учатся различать звуки, определять их высоту и силу. У детей развивается не только музыкальный, но и фонематический слух.
– настольно-печатные игры, дидактические игры и загадки («Азбука лото», «Составь слово – домино», «Назови одним словом», «Большой – маленький», «Противоположности», «Звонкий – глухой», «Один – много», «Многозначные слова», «Съедобное – несъедобное», «Звуковые ходилки», круги «Эйлера» и прочее).
Эти игры развивают фонематический слух, умение правильно определять место звука в слове, умение определять количество слогов в слове и умение подбирать слова с данным звуком и с определенным количеством слогов, формируют связную и правильную речь.
– картинки, картины и репродукции картин (картинки по временам года, пейзажные, серия картинок с животными и птицами, сюжетные картинки о правилах поведения в быту, природе, обществе, иллюстрации по сказкам «Расскажи сказку по картинкам» и иллюстрации к рассказам «Истории в картинках», и многое др.)
Работа с этим материалом развивает и систематизирует запас знаний детей, интерес к окружающему миру, учит классифицировать предметы, тренирует их внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, обогащает их речь.
– мнемотаблицы.
Мнемотаблицы или схемы в таблицах – это планы для составления рассказов с детьми о предмете. В схемах используются символы – рисунки, обозначающие различные признаки предмета, явления или процесса.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»… – заметила в своё время Е. И. Тихеева. Речевой центр должен быть удобным, эстетичным и привлекательным в первую очередь для самостоятельной деятельности детей. Уголок необходимо оснастить играми и материалом для совместных игр и упражнений со сверстниками и с воспитателями. Речевой центр необходимо пополнять в соответствии с тематическим планом, физиологическими и психологическими речевыми особенностями детей конкретного возраста. Оптимальная организация группового пространства и общение является факторами, формирующими познавательное отношение к окружающему миру и стимулирующими речевое развитие детей.