Предшкольное образование как механизм преемственности между школой и детским садом

Яна Усольцева
Предшкольное образование как механизм преемственности между школой и детским садом

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как с социально-психологической точки зрения, так и с физиологической. Ведь это новые контакты и отношения, новые обязанности. Вся жизнь ребенка начинает подчиняться школьным правилам.

Для первоклассника это очень напряженный период, потому что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, и требует при этом максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

С началом обучения в школе объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с дошкольным периодом жизни ребенка. В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте шести-семи лет, эта нагрузка является наиболее утомительной.

Поэтому адаптация, или приспособление ребенка к школе происходит не сразу. Чтобы по-настоящему освоиться первокласснику требуются не день, не неделя, а иногда даже несколько месяцев. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности – это, так называемая, «плата» организма ребенка за достигнутые успехи, которая определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Учитель должен хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребенка. А помочь осознать серьезность и ответственность этого процесса обязан педагог-психолог образовательной организации. Для этого в лицее организован центр предшкольной подготовки (ЦПП, как механизм преемственности между школой и детским садом. Целью предшкольного образования считается создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка. А результатом всего хода нормального развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является такая подготовка к школе, которая позволит ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и познать самого себя («я есть», свои возможности и индивидуальные особенности («я такой», уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Для того, чтобы показать важность предшкольного образования, в лицее было проведено диагностическое исследование, которое состояло из 3-х этапов

1. диагностика готовности детей к обучению в школе группы ЦПП;

2. диагностика психологической адаптации первоклассников к условиям образовательной среды;

3. сравнительный анализ психологической адаптации к образовательной среде детей, которые не посещали ЦПП и детей которые ЦПП посещали.

Для выявления готовности детей к обучению в условиях школы был проведен ориентировочный тест школьной зрелости Керна – Йирасека, который состоял из 3-х заданий: подражание письменным буквам, срисовывание группы точек, рисование мужской

фигуры по представлению. Данная методика позволяет определить уровень развития мелкой моторики, предрасположенность к овладению навыками письма, уровень развития координации движений руки и пространственной ориентации. Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.

Для исследования ориентации в пространстве был предложен графический диктант Д. Б. Эльконина. С его помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Результаты испытаний показали, по итогу посещения ЦПП 64,5% детей имеют высокий уровень готовности к школьному обучению, у 32% - средний уровень и лишь у 3,5% детей был зафиксирован низкий уровень готовности к школьному обучению (детям из этой группы было меньше 7-ми лет).

Диагностика психологической адаптации первоклассников к условиям образовательной среды осуществлялась за счет нескольких методик:

1. проективная методика «Школа зверей»;

2. анкета для определения школьной мотивации Н. Г. Лускановой;

3. методика на выявление самооценки «Лесенка»;

4. анкета для родителей «Адаптация ребенка к школе» М. Р. Битяновой.

Дети, участвующие в диагностике были разделены на 2 группы:

· контрольная - дети, которые не посещали ЦПП

· и экспериментальная, включающая детей, которые ЦПП посещали.

Результаты диагностики представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Сравнительная таблица результатов диагностики уровня психологической адаптации первоклассников к условиям образовательной среды в экспериментльной и контрольной группе

Группа Уровень адаптации, % Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

Эксперимен-

тальная 31,8 34 18,4 2,2 13,6

Контрольная 19,6 31,3 8 17,6 23,5

Исходя из данных сравнительной таблицы, можно сделать вывод, что первоклассники экспериментальной группы (дети посещавшие ЦПП) показали уровень адаптации на порядок выше детей контрольной группы (не посещавших ЦПП, что безусловно подтверждает важность и эффективность предшкольного образования в системе преемственности между организациями дошкольного и начального школьного образования.

У детей, посещающих центр предшкольной подготовки формируется готовность к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному, появляются осмысленные и систематизированные первичные знания о мире, они знакомятся со школой, школьной территорией и, приходя в первый класс, – идут уже в знакомую среду, которая их совершенно не пугает, а напротив готовит к познанию неизведанного и интересного.

Публикации по теме:

Фотоотчет праздничного мероприятия «Прощание с детским садом»Фотоотчет праздничного мероприятия «Прощание с детским садом» В конце мая в каждом детском саду прошли выпускные вечера. И в нашей группе мы провожали наших родных, дорогих и таких любимых детей..

Методический семинар «Преемственность между детским садом и школой» (слайд 2) На «Воспитатель года – 2017» я представляю Киселёвскую основную общеобразовательную школу. Стаж работы - 6 лет. Моё педагогическое.

Мы прощаемся с детским садом — фотоотчетМы прощаемся с детским садом — фотоотчет Выпуск детей в школу - это праздник, к которому дети и взрослые готовятся заранее. В нашем детском саду, тоже состоялось это главное.

Сценарий праздника «Мы прощаемся с детским садом!» Мы прощаемся с детским садом! Ход праздника: (Голос из репродуктора: - Внимание! Внимание! Скорый поезд «Страна детства», следующий по.

Опыт преемственности детского сада со школой «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь дошкольника. Став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть.

Проблема преемственности между детским садом и школой Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л. С.

Проект «Знакомство с детским садом» ПРОЕКТ «Знакомство с детским садом» Воспитатель : Грушина Людмила Валерьевна. Проблема проекта: новая группа, знакомство с детским садом.

Прощание с детским садомПрощание с детским садом Детства дни всё дальше улетают, Мы теперь совсем не детвора: Школа двери знаний открывает — С садиком прощаться нам пора. В группе «Малинка».

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Предшкольное образование как механизм преемственности между школой и детским садом
Опубликовано: 16 января 2018 в 10:53
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Развлечение «Добрый доктор Айболит снова в гости к нам спешит» с детьми...
Цель: формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни. Задачи: - расширять представления детей о рациональном питании - формировать...
Программа совместной деятельности с детьми раннего возраста «Цветные фантазии»
Цель программы: Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования, пластилинографии, аппликации. Задачи:...
Конспект занятия в группе раннего возраста Конспект занятия в группе раннего возраста...
Программное содержание: Учить детей чётко проговаривать слова, познакомить детей со свойствами воды : прозрачная, чистая, капает, льётся. Закрепить цвет...
Картотека осенних прогулок в средней группе по ФГОС
Картотека осенних прогулок в средней группе по ФГОС Разработала Романова И. А. Сентябрь. Прогулка 1 Образовательная область – познавательное развитие....
Игровые методы и приемы в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста
Игровые методы и приемы в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста Усольцева Ольга Юрьевна музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №86»,...