Представление опыта «Художественно-эстетическое развитие как средство сопровождения ребенка с ОВЗ»

Надежда Алексеенко
Представление опыта «Художественно-эстетическое развитие как средство сопровождения ребенка с ОВЗ»

Слайд 1

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. В настоящее время принципиально меняется содержание образовательного процесса, в котором возможно выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста.

В прошлом учебном году я работала в подготовительной группе комбинированной направленности «Улыбка», где наряду с типично развивающимися детьми воспитывались дети с особыми образовательными потребностями (3 ребенка с задержкой психического развития и 4 ребенка с тяжелыми нарушениями речи). В связи с этим на начальном этапе нашего взаимодействия возникали некоторые трудности в организации различных видов деятельности, а также общении, создании благоприятного микроклимата в группе.

О том, как мы преодолевали эти трудности, и с какими результатами подошли к концу учебного года, я и хочу поделиться с вами.

Начну с краткой характеристики детей с ОВЗ на начало года.

- Дети испытывали трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое;

- затруднялись в достраивании целостного образа по какой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей были недостаточно точны и само количество образов-представлений у них было значительно меньше, по сравнению с типично развивающимися детьми;

- детям с ОВЗ была свойственна общая пассивность восприятия, что проявлялось в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться».

- В рисунках отмечались выраженные пространственные нарушения в расположении объектов на листе бумаги, выраженная диспропорциональность отдельных составных частей, неправильное соединение отдельных частей объекта между собой, отсутствие изображения мелких деталей.

В ходе наблюдений я заметила, что почти у всех детей с ОВЗ имеется интерес к художественно-продуктивной деятельности, поэтому и коррекционно-развивающую работу я решила строить на основе продуктивной деятельности, ведь изобразительная деятельность - единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима.

Для ребенка первостепенное значение имеет сам процесс деятельности. Продуктивная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе больше возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование).

В процессе продуктивной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: он огорчается, если что-то не получается, радуется красивому изображению, которое он создал сам.

В нашей группе изобразительная деятельность для детей с ОВЗ носила эмоциональный и творческий характер. Моя задача как воспитателя состояла в том, что бы создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей на основе дифференцированного подхода. А это значит, что было необходимо развивать эстетические чувства и представления, мышление и воображение, формировать эмоциональную отзывчивость, формировать навыки изобразительной грамоты, развивать способности к сопереживанию и активной созидательной деятельности.

У одной из воспитанниц группы были выявлены способности к творчеству, в частности, к изодеятельности, поэтому мной была разработана адаптированная образовательная программа для данного ребенка. (показ)

Слайд 2 Также мной были выявлены общие особенности изодеятельности, наблюдаемые у детей с ОВЗ в группе:

1) отсутствие интереса к результатам деятельности;

2) слабость ассоциаций между собственными графическими построениями и реально существующими предметами и явлениями;

3) затрудненность процесса узнавания в собственных графических образах реальных предметов и их быстрое забывание;

4) обилие графических штампов;

5) статичность и схематичность рисунков по форме и содержанию;

6) отсутствие преднамеренного выбора цвета;

7) бедность цветового решения;

8) неразвитость композиционных сюжетных построений;

9) низкий уровень развития познавательных процессов – ощущения, восприятия, представления, воображения, наглядно-образного мышления, внимания, памяти.

Коррекционная работа посредством изодеятельности должна учитывать качественное своеобразие детей, связанное с недоразвитием их познавательной деятельности. Поэтому одной из задач обучения детей с ЗПР считаю – насыщение их рисунков предметным и смысловым содержанием.

Слайд 3 Предметное рисование – изображение предмета, передача своих впечатлений о нем путем применения различных средств изобразительности.

Слайд 4 Сюжетное рисование – содержанием такого рисунка является какой-либо сюжет или пейзаж. Ребенок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях.

Слайд 5 Декоративное рисование – имеет огромное значение в развитии основ личности ребенка – присвоение детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа, развитие первого чувства родины, осознание себя как частицы своего народа.

Слайд 6 Работа проходила в несколько этапов:

1. Формирование мотивационно-ориентировочных основ изобразительной деятельности.

2. Формирование основных умений изобразительной деятельности в процессе овладения ребенком способами отражения внешних качеств предметов.

3. Развитие навыков продуктивной изобразительной деятельности на наглядно-образном уровне (на уровне представления).

4. Творческая изобразительная деятельность на уровне воображения, которая основывается на высокой эмоциональной включенности ребенка в процесс рисования.

Эстетическое воспитание в ходе изодеятельности осуществлялось по нескольким направлениям и предполагало формирование и развитие у детей эстетического восприятия и эстетических чувств, оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства и самостоятельно выполненным рисункам.

В своей работе я столкнулась с такой проблемой, как недостаток методического обеспечения для обучения и воспитания детей с множественными проблемами развития. В частности это касалось и изобразительной деятельности. Опробируя на практике разные методики и техники, я пришла к выводу, что использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности позволяет нам достигнуть наилучших результатов при обучении детей.

У детей с ограниченными возможностями в группе «Улыбка» часто отмечалось нарушение внимания, памяти, недоразвитие мелкой моторики, речи, ограниченный запас представлений об окружающем мире, что влияло на развитие ребенка в целом и, в частности, на формирование изобразительных навыков.

В ходе дальнейшей коррекционной работы с детьми с ОВЗ была выявлена проблема: Использование традиционных методов, приемов и средств в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями не всегда приносит ожидаемый результат.

В связи с этим возникла необходимость поиска новых эффективных методов работы с детьми с особыми образовательными потребностями, поэтому, наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении недостатков развития мы использовали и изодеятельность.

Для разрешения проблемы возникла идея: Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством современных методов и подходов по изодеятельности.

Слайд 7.Мной был разработан проект, целью которого являлось: формирование интеллектуальной, познавательной, речевой деятельности через художественно-эстетическое развитие.

Слайд 8.Ставились следующие задачи:

1. Формировать художественно-творческие способности к изобразительной деятельности.

2. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, моторику рук, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

3. Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к окружающему миру

4. Развивать умения в продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

5. Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положении их в пространстве.

6. Способствовать развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, творческих способностей, фантазии, воображения.

Ожидаемый результат:

1. Развитие художественно-эстетических способностей детей.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Формирование речевых навыков дошкольников.

4. Развитие интереса к познанию окружающего мира.

I. Подготовительный этап

1. Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

2. Обсуждение с родителями и педагогами проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

3. Определение содержания деятельности всех участников проекта.

II. Основной этап реализации проекта

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Воспитание и обучение детей в этом блоке было направлено на развитие у детей художественных и творческих способностей. Этому способствовала соответствующая развивающая среда дома и в групповой комнате.

Для успешного освоения программы по художественно-эстетическому развитию работа строилась по следующим направлениям:

-работа с детьми;

-взаимодействие с семьёй.

Практическая значимость реализации художественно-эстетического развития являются:

• создание обстановки эмоционального благополучия;

• создание и обновление предметно-развивающей среды;

• творческий подход к содержанию образования;

• вариативность в выборе форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;

• использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;

• синтез организованной образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации с деятельностью по ознакомлению детей с окружающим миром; использование музыкальных произведений перед изобразительной деятельностью;

• взаимодействие с семьями воспитанников.

Слайд 9. Организация учебно-воспитательного процесса реализовывалась через

- Мероприятия по совместной деятельности воспитателя с детьми, которые включали в себя:

1. Пальчиковые игры: «Моя семья», «Считаем пальчики», «Как живешь?», «Дом на горе», «Замок».

2. Самомассаж ладоней и пальцев крупами, массажными мячиками, еловыми шишками и др.

3. Дидактические игры: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Цветные прищепки», «Чудесный мешочек», «Цветные палочки», «Найди пару».

4. Игры со шнуровкой

5. Игры с мелкими и крупными предметами (пуговицами, камешками, крупами)

6. Игры с настольным и напольным строительным материалом.

7. Экспериментирование с водой: «Переливание воды», «Окрашивание воды», «Вода из снега».

8. Настольный и пальчиковый театр «Курочка Рябя», «Теремок», «Колобок».

9. Игровые упражнения «Дорисуй, чего не хватает», «Подбери по цвету», «Наклей недостающие предметы», «Почини машину», «Найди такой же».

10. Использование музыки в организованной деятельноси и в режимных моментах для создания эмоционального фона.

11. Выставка детских работ, рассматривание экспонатов, творческих работ.

12. Рассматривание иллюстраций картин художников, книжных иллюстраций.

- Работа с семьей.

Семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Поэтому сотрудничество с семьей строилось по двум направлениям:

Первое направление – включало индивидуальные и наглядно-информационные формы работы. Организовывались индивидуальные беседы, консультации («Рисуем вместе с ребенком», «Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка». В начале проекта было проведено анкетирование родителей группы на тему: «Выявление условий для художественной деятельности в семье», что позволило выяснить:

многие родители проявляют интерес к искусству, многие занимаются вышиванием, вязанием, бисероплетением, имели место и нетрадиционные техники рисования и аппликации (рисование в технике набрызг, аппликация различными материалами (цветным песком, крупами, салфетками);

Однако было выявлено, что привлечение детей к занятиям совместно со взрослыми практически не имело места, хотя дома имелись все необходимые условия, наличие оборудования, пособий для художественной деятельности.

У большей части детей группы имеется место для занятий ребенка любимым видом художественной деятельности, однако родители и другие члены семьи участие в организации художественной деятельности ребенка принимают редко.

В связи с этим просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу проходило через выпуск информационных стендов, памяток, папок-передвижек, оформление фотовыставок, выставки детских работ.

Второе направление – включало коллективные формы работы, которые обеспечивали организацию продуктивного общения всех участников образовательного пространства: была создана семейная фотовыставка где были запечатлены совместная деятельность ребенка и членов семьи; проводился родительский мастер-класс, на котором сами родители смогли попробовать рисовать в нетрадиционных техниках.

Создание семейной гостиной «Пластилин, какой он. Проблемы лепки», позволило повысить педагогическую грамотность родителей о роли мелкой моторики и её развитии при занятиях лепкой, а также заинтересовать родителей актуальностью данной темы, привлечь их к сотрудничеству.

В конце проекта родители совместно с детьми готовили атрибуты, декорации к вечеру досуга «По дорогам сказок».

Таким образом, взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников способствовало успешному решению задач для реализации проекта.

Слайд 10.

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ по художественному творчеству строилась на основе принципа «от простого к сложному» и проходила в несколько этапов:

ЭТАП ПЕРВЫЙ – Знакомство с материалами, используемыми при рисовании (бумага, ее свойства, картон, краски и т. д.).

Все даем в руки для любых видов манипуляций. Ребенок работал один (в группе только, если он предварительно был подготовлен).

ВТОРОЙ ЭТАП - Чирканье и мазанье карандашами и красками (кистями и пальцами). Работа в основном на бумаге (просто мажем все подряд во время знакомства с материалом).

ТРЕТИЙ ЭТАП - Работа с трафаретами.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП - Раскрашивание готовых картинок. Раскрашивание простых и составных геометрических фигур с обязательным их называнием, проговариванием их расположения на листе и заданиями.

ПЯТЫЙ ЭТАП - Работа с копиркой. Работаем от простого к сложному. Обсуждаем сюжеты копируемых рисунков (подобранные психологом с учетом проблем детей).

ШЕСТОЙ ЭТАП - Рисование по клеткам.

СЕДЬМОЙ ЭТАП - Самостоятельный рисунок на свободную тему.

ВОСЬМОЙ ЭТАП - Рисунок на заданную тему («сказочный герой», «дивный лес» и т. д.).

ДЕВЯТЫЙ ЭТАП - Все дети рисовали один рисунок на большом листе (коллективная работа «В гостях у сказки», где давался выбор каждому ребенку при использовании необходимых материалов. Этот этап был необходим для закрепления навыков коммуникации. Также использовали его для логического завершения работы (память для руководителя о группе, подведения итогов (вот чему мы научились; какие мы стали: умелые, дружные, веселые и т. п.).

Так же для того, чтобы ближе узнать эмоциональное состояние ребенка в ходе проекта использовались разные упражнения:

* «Нарисуй: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.».

* «Изобрази место, которое делает тебя счастливыми; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать».

* «Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. А что тебе хотелось бы подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог это подарить?»

* «Нарисуй вещи, противоположные друг другу: слабый – сильный; счастливый – несчастный, печальный – веселый; любить – не любить; хороший – плохой; счастье – несчастье; доверие – подозрение; отдельно – вместе».

В результате анализа таких работ были выявлены дети эмоционально зажатые, с высокой тревожностью, которым более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям предлагались краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах, пластилин, рисование мелом.

III. Заключительный этап включал в себя мониторинг развития детей с ОВЗ, в ходе которого были сделаны следующие выводы:

Коррекционная работа по изодеятельности способствует тому, что:

1. у детей формируются навыки наблюдения;

2. совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;

3. дети овладевают специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;

4. формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира, поскольку изображение предметов требует отчетливого выделения в сознании существенных признаков, касающихся формы, конструкции, величины, положения в пространстве и других параметров;

5. дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения. Это осуществляется благодаря развитию воображения, основу которого составляет способность оперировать в уме представлениями и преобразовывать их;

6. также развиваются зрительная и двигательная память, поскольку в процессе изобразительной деятельности важно не только уметь воспринимать предметы и работать карандашом и кистью и, но и согласованно воспроизводить рукой то, что увидел глазами;

7. дети учатся изображать предметы, т. е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;

8. у детей в наглядно-практической деятельности совершенствуются все мыслительные операции.

Слайд 11. Конкретно-практический характер организованной образовательной деятельности в нашей группе создавал благоприятные условия для мобилизации положительных возможностей детей с ОВЗ, что позволяло мне успешнее управлять их эмоциями и развитием интеллектуальной деятельности:

-повысилась динамика интеллектуального, познавательного развития детей с ОВЗ;

- отмечена положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными техниками рисования, материалами для рисования и лепки, новыми игрушками, интерес и желание рисовать, лепить, конструировать, играть с игрушками;

- повысилась речевая активность детей;

- вырос интерес к результатам деятельности;

- появились более четкие ассоциации между собственными графическими построениями и реально существующими предметами и явлениями;

- понизилась затрудненность процесса узнавания в собственных графических образах реальных предметов и их быстрое забывание;

- выбор цвета стал преднамеренный;

- наблюдалось разнообразие цветового решения;

- развитие композиционных сюжетных построений;

- повысился уровень развития познавательных процессов – ощущения, восприятия, представления, воображения, наглядно-образного мышления, внимания, памяти.

- стало более тесным взаимодействие педагог – родители.

Таким образом, целенаправленная организованная художественно-продуктивная деятельность представляет собой одно из важнейших средств сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

Она является неотъемлемой частью всестороннего развития детей и активно содействует этому развитию.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие. во второй младшей группе. Фотоотчёт «Как мы зиму встречали»Художественно-эстетическое развитие. во второй младшей группе. Фотоотчёт «Как мы зиму встречали» Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не.

Художественно-эстетическое развитие (развитие читательских умений) Тема: В. Осеева «До первого дождя». Конспект ОД Художественно-эстетическое развитие (развитие читательских умений) Подготовила: Воспитатель Алфёрова Дарья Александровна.

Художественно-эстетическое развитие в средне-старшей группе «Как розовые яблоки, на ветках снегири»Художественно-эстетическое развитие в средне-старшей группе «Как розовые яблоки, на ветках снегири» Задачи: учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы - строение.

Художественно-эстетическое воспитание как средство развития речи детей дошкольного возраста В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной.

Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ 1. Общие данные ФИО ребенка Дата рождения Адрес Статус ребенка с ОВЗ Группа здоровья Физкультурная группа Возрастная группа 2. Социальная.

Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Как звери готовились к зиме» Программное содержание Расширить детские представления об одежде» зверей,которая помогает перенести холодную зиму. Способствовать становлению.

Презентация опыта работы по теме «Художественно-эстетическое развитие детей» в старшей группе Опыт работы по «Художественному - эстетическому развитию». Слайд 1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский.

Развитие коммуникативных навыков как средство включения ребенка с ОВЗ в школьный коллектив Одним из главных факторов, влияющих на успешность усвоения знаний является социальная адаптированность к школьным условиям и классному коллективу.

Принципы семейного воспитания дошкольников с ОВЗ как основа успешного сопровождения участников инклюзивного образования ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Игнатьева Наталия.

Выступление из опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей»Выступление из опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей» «Я думаю, что мы не можем сохраниться, как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни» Херберт.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Представление опыта «Художественно-эстетическое развитие как средство сопровождения ребенка с ОВЗ»
Опубликовано: 24 января 2018 в 22:33
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 января. Праздник аквариумных рыбок на МААМ

Очередной тематический день посвящен одному из видов домашних питомцев — аквариумным рыбкам. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес к аквариумистике и...

16 января. День зимних деревьев на МААМ

За зиму деревья многократно преображаются, становясь необыкновенными и прекрасными. Укрытые снегом или инеем, в этом зимнем наряде они становятся похожими на заколдованную страну Снежной королевы. И это...

Логопедическое пособие для автоматизации звука [Л] «Новогодний крутящийся шар»
Предлагаю вашему вниманию пособие, которое я изготовила для работы по автоматизации [Л] в словах и предложениях. С помощью крутящегося шара можно провести...
В судоку играем — логику развиваем!
Игра своими руками на основе картинок из библиотеки МААМ. История создания судоку. Основу данной игры придумал знаменитый швейцарский математик...
Фотоотчет о развлечении в старшей группе «Святочные колядки»
Пришла коляда, Отворяйте ворота! Ворота отворяй И гостей принимай! Святки, или как их еще называют, Святые вечера – это зимний праздник, который...