Ольга Николаева
Инновационный педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через игру»
▼ Скачать + Заказать документы
полноценного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Публикация «Инновационный педагогический опыт „Духовно-нравственное воспитание дошкольников через игру“» размещена в разделах
В настоящее время дошкольное образование во главе ставит идею о всесторонне – гармоничном развитии ребенка. А что как не игра формируют все навыки? В игре ребенок получает и опыт произвольного поведения, и учится управлять собой, соблюдая правила игры, и происходит нравственное становление личности.
Да, огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она возникает по его потребности, и каждый её компонент ценен сам по себе. В игре особенно активно формируется психика ребенка, подготавливается переход на новую возрастную ступень, она дает возможность в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные для человека действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события, а также одновременно переживать ощущение своей свободы, своего могущества и эмоционального комфорта.
Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры. Необходимо подчеркнуть, что игра для воспитания ребенка должна быть обязательно устремлена к нравственному уроку, ибо, оторвавшись от урока, она становится пустой забавой, способной на короткий срок занять, но не образовать ребенка. При этом игра должна остаться игрой, иначе, превратившись преждевременно в урок, она вырождается в бездушное и механическое занятие, повторение того, что показывают старшие. Воспитатель должен провести ребенка между обеими этими крайностями.
Игру можно представить как реку, одним берегом которой является забава, другим берегом – нравственность.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта.
Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте у ребё нка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.
Малыши играют, развиваются, осваивают представления о нравственном поведении, получают определенные эмоции. Взрослые, создавая игровую среду, окружая малыша вниманием и любовью, показывая общение на личном примере, играя с детьми, должны формировать нравственные качества у ребенка. Но на самом деле этого не происходит: мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. У детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость, безразличие.
Эти проблемы побудили меня поиску игр, которые будут способствовать нравственному развитию, и условий при которых формирование нравственных качеств дошкольника в игре будет проходить эффективнее. Поэтому я стала работать над темой: «Духовно нравственное воспитание через игровую деятельность». Определила цель и задачи работы.
Цель – создать условия для формирования в детях доброты, заботы, отзывчивости, стремления оказать помощь, культуры поведения, через игру.
Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств при соблюдении ряда условий:
- правильная организация и руководство игрой
- правильно сформулированная мотивация
- многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность.
- учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.
Данная цель требовала решения следующих задач:
1. Изучение психолого – педагогической литературы по данной проблеме.
2. Классифицировать игры для воспитания нравственных качеств и подготовить их обеспечение.
3. Создание игровой среды в группе и условий эффективности влияния игры на нравственное воспитание детей.
4. Повысить компетентность родителей в вопросе духовно нравственного воспитания детей. 5. Повысить личную компетентность в данном вопросе.
6. Формировать нравственные качества личности дошкольников, такие, как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим.
Теоретическая база опыта.
«Область педагогика – практика, а не теория, не обучение, а нравственное улучшение»- так еще во втором веке формировал цель педагогической деятельности великий учитель Церкви Климент Александрийский, в своем сочинении «Педагог». Именно поэтому я в своей работе использую труды современных педагогов – практиков.
Сегодняшняя педагогика меняется, рождается новая педагогическая практика, которая включает новую этику, охраняющую внутренний мир ребенка – это духовно – ориентированная педагогика.
Найти верный путь в работе с детьми по духовно – нравственному воспитанию мне помогли работы Мухиной В. Я, Спиваковской А. С. «Игра и нравственное развитие дошкольников», Акимовой. Л. Е. Расту, играю, развиваюсь, Губановой Н. Ф. Развитие игровой деятельности, статьи Смирновой Е. Н «Особенности игры и психического развития», Игровая деятельность// Дошкольное воспитание 2003№5, С. 57,. Большим вспомогательным материалом стали работы Эльконина Д. Б. «Психология игры», Запорожца А. В. «Игра и развитие ребенка», Выгодского Л. С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка», Бондаренко А. К. дидактические игры в детском саду.
Технология опыта. Система конкретных педагогических средств, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Работу по нравственному воспитанию детей дошкольников через игровую деятельность я начала с создания материальной базы в группе: куплены и сделаны своими руками детские игры и игрушки, различные дидактические пособия, оформлена педагогическая копилка «Речевые и подвижные игры» для работы с детьми.
Нравственное воспитание осуществляла через совместную, самостоятельную, непосредственно-образовательную деятельность детей. Детей включала в разнообразные виды игровой деятельности: сюжетные игры с игрушками, игры-имитации, сопровождаемые текстом и звукоподражанием, игры со строительным материалом, подвижные игры, дидактические игры.
Использовала игровые ситуации, которые способствуют воспитанию культуры поведения, ласковой, нежной речи, положительному общению друг с другом.
Широко применяла в своей работе по воспитанию чувства коллективизма, доброжелательных и заботливых отношений друг к другу малоподвижные игры, в которых раскрываются нравственные качества ребенка.
Использовались следующие формы работы с детьми:
Игры;
Чтение художественной литературы;
Праздники, досуги, развлечения;
Выставки;
Театрализованная деятельность;
-Оформление фотоальбома «Любимая игрушка малыша».
Формы работы с родителями:
-родительские собрания «Игра не забава»;
-консультации «Как играют мальчики и девочки», «Избавимся от агрессии с помощью игры;
-семинары практикумы «Домашний игровой уголок ребенка», «Во что играют наши дети и во что им нельзя играть;
-тематические беседы «Дети и взрослые в мире современных игрушек», «О нравственных качествах в игре»;
-совместные досуги, праздники;
-православный видеосалон;
-дни открытых дверей;
-выпуск родительской газеты «Игра в жизни детей»;
- показ видеофрагментов «Игры в детском саду».
Просвещение родителей по духовно-нравственному воспитанию детей проводится через православный уголок, куда помещается материал о народных православных праздниках, о Святынях России и Мордовии, о народных традициях и др.
Распространение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей
происходило через : педсоветы, семинары, августовские секционные совещания, публикации на сайте детского сада, интернет публикации.
Таким образом, чтобы воспитать духовно нравственное начало в детях через игровую деятельность я использовала различные и методы и приемы :
1. Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым.
2. Инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье.
3. Общение и совместная деятельность с воспитателем- как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия.
4. Наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель).
5. Образные игры-имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные -для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками.
6. Чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных.
7. Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях, ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье).
8. Сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.
Анализ результативности
Проделанная работа не могла не отразится на успехах детей. Проведённый мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 85% детей имеют высокий и средний уровень освоения программ. Диагностические срезы I младшей группы показали, что высокий уровень составил 33%, средний уровень 56%, а низкий уровень 11%. Результаты мониторинга II младшей группы показали, что высокий уровень составил 66%, средний уровень34%. Проводимая работа по формированию положительных качеств личности детей через игровую деятельность, через приобщение их к истокам православной культуры дополняет и расширяет кругозор дошкольников, способствует установлению нравственной атмосферы в детском коллективе, собственному совершенствованию педагога, детей и их родителей. Наблюдается положительное влияние в формировании положительного отношения к окружающему миру и другим людям. Отмечается стойкий эмоциональный интерес у родителей, воспитательно-познавательное воздействие их на своих детей. Это заметно по тому, как родители стали относится к игре ребенка, которая стала не просто развлечением их детей, а форме проведения досуга, которая несет нравственный урок. Заметно и потому, что приоритетами родителей в чтении художественной литературы стали произведения несущие воспитательное значение. Кроме этого, родители стали более активно участвовать в совместных занятиях, досугах и праздниках, проводимых по данному направлению. Проделанная работа повлияла на воспитание гуманистически духовно- развитой личности ребенка, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию. Процесс самораскрытия ребенка, ориентация на его индивидуальные особенности являются основой высокого качества реализации стандарта дошкольного образования.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. А игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Она играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.
Таким образом, ребенок, воспитанный в любви и заботе взрослых, тем не менее, не имеет достаточных представлений, чтобы проявить такие нравственные качества, как доброжелательность, заботу, внимание, сопереживание. Вина его равнодушия, нежелания считаться с мнением или действием других, неумения выразить доброту, сопереживание, заботу ложится на нас, взрослых. Это мы, родители и педагоги, не сумели достучаться до сердца ребёнка и заронить в нём доброту и любовь. Наша вина в том, что роль игры в нравственном развитии не осознается в должной мере. Не всегда соблюдаются и правила организации игры. Не во всех семьях есть игровой уголок. Не понимая педагогического значения детской игры, взрослые не учитывают, что в игре малыши по-своему осмысливают взаимоотношения людей, знания, приобретаемый опыт поведения. Путем игры можно воспитать черствого, равнодушного человека, а можно – прекрасного, нужного обществу.
Наблюдая за игровой деятельностью детей, я заметила, что каждый играл со своей игрушкой, для совместной игры ребята не объединялись, некоторые из них вообще не играли, а только наблюдали. Часто возникали конфликты из-за игрушек : многим хотелось, например, поиграть с маленькими мишками или большим самосвалом. Я решила объединить детей в совместную игру, выработать доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться, во что и как они будут играть. Для этого я использовала различные приёмы. Например, Антон возит грузовую машину, а Женя начал что-то строить, беря детали со стеллажа. Предлагаю Антону подвозить детали, а чтобы постройка была закончена быстрее, подключаю к нему Сашу. Игра обретает новый характер, в ней участвует уже группа детей. В конце игры обращала внимание ребят на то, какую хорошую дорогу для машин построили мальчики. И потом, когда дети начинали что-то строить, они уже объединялись.
Руководя играми, уделяла внимание воспитанию у детей дружбы, вежливости, умению считаться с коллективом. В нужную минуту я включалась в игру, разбирала конфликты.
Одним из основных средств духовно-нравственного воспитания является создание такой образовательной среды, которая позволяет выстроить иерархию нравственных ценностей и обеспечить полноценную жизнедеятельность ребенка. Важнейшей составной частью образовательной среды являются игры и игрушки. Современный ребенок живет в современном мире, где все чаще традиционных народных игрушек вытесняют современные игрушки - монстры. Родители, не подозревая и не понимая опасности таких игрушек, как Барби, игрушки – монстры, покупают своим детям. Они же таят в себе стремление к злу, насилию, ненависти, а не стремление к позитивным ценностям культуры и духовным образцам. Игрушки для ребенка должны быть источником радости, мотивом для игры. Они должны создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. К сожалению не все родители это понимают. Но каждодневная работа, от простого к сложному, от малого к большому дает положительные результаты.