Нюргуяна Бурнашева
Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
1. Представление собственного инновационного
педагогического опыта воспитателя.
«Художественно-речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной литературой».
Актуальность:
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре. Знакомство детей с якутским этносом, в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребенка. Дети получают много информации о культуре коренного народа, родном крае, о традициях и истории якутского народа. Это в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, высказывать интересные суждения.
Публикация «Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя» размещена в разделах
Исходя из этого были поставлены следующие задачи:
- Дать детям представление о Республике Саха;
- Расширить знания детей о многонациональности республики;
- Расширить круг сведений о традициях и культуре якутского, русского народа, через художественную литературу.
- Формировать нравственно-патриотические качества- воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.
- Помощь родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей.
- Повышать познавательную активность детей, активизация словаря.
Цель:
Сохранить и расширить знания национальных традиций, обычаев родного края, бережное отношение к народному творчеству, глубокое осознание своих корней через художественную литературу.
Обект исследования:
Особенности детей дошкольного возраста в общеобразовательной группе.
Концептуальность:
Важное средство воспитания детей дошкольного возраста-художественная литература и устное народное творчество, которые являются неиссякаемым источником выразительности детской речи и несут в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты. Детская литература (сказки, рассказы, стихотворения, открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образцы литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: сказки раскрывают меткость, образность и выразительность языка, юмор и живость родной речи; в рассказах дети познают точность слова в стихах, улавливают музыкальность, напевность, ритмичность поэтической речи.
Художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя, тем самым, словарный запас ребенка.
Устное народное творчество является главным средством активации речевой деятельности. Это и песенки, и прибаутки, стихи, загадки, считалки, дразнилки. При их изучении стараюсь детям открывать красоту и величие национального фольклора.
Таким образом, решаются образовательно-воспитательные задачи : дети знакомятся со сказками, праздниками, традициями, и обычаями народа Якутии, осознают собственную культурную принадлежность; воспитываются в духе уважения народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
Фольклорное искусство дает неоценимый материал для речевого развития детей дошкольного возраста. Они горячо переживают все события, которые происходят с их любимыми героями. У них ярко проявляется эмоциональность восприятия тех произведений, в которых есть напряженность, драматические места.
Чутко и живо дети реагируют на юмор. Мои воспитанники с большим интересом и желанием слушают рассказы и сказки, лирические и шуточные стихи, загадки, потешки.
Чутко и живо дети реагируют на юмор. Мои воспитанники с большим интересом и желанием слушают рассказы и сказки, лирические и шуточные стихи, загадки, потешки.
Учитывая возрастные особенности детей в воспитании патриотических, духовно-нравственных чувств, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми родного края, той общественной среды, в которой они живут.
Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные гуманные чувства к представителям живой и неживой природы, необходимо разработать доступную возможностям детей систему НОД, игр и упражнений.
При отборе содержания к НОД я руководствовалась ведущими принципами краеведения и системности:
С учетом принципа краеведения были отобраны наиболее доступные детям дошкольного возраста материалы (традиции, обряды, игры, представители живой и неживой природы, с их мифологическими особенностями, приспособления к среде обитания);
С учетом принципа системности построено содержания НОД.
Наряду с игровыми методами, в обучении использую ряд методов и приемов, стимулирующих познавательную и социальную активность детей;
Концентрический метод обучения (по спирали) с соблюдением дидактического принципа от простого к сложному;
Метод «оживления» теоретического материала-сказок, мифов, легенд и преданий посредством театрализованных постановок;
Эвристический (частично поисковый) метод;
Метод моделирования, реконструкции, позволяющий вводить в обучение дошкольников элементы проектной деятельности.
Наиболее интересные для детей эффективные в плане усвоения материала, являются комплексные познавательные НОД, которые включают в себя:
Чтение специальной и художественной литературы (мифы, легенды, сказки, сказания);
Использования иллюстративного материала (альбомов, открыток, иллюстраций, коллажей, картин как местных так и русских художников, отображающих красоту лесов, быт и праздники жителей Якутии и русского народа и т. д.).
Ручной труд (роспись предметов, поделки из природного материала, фигурное вырезывание, изготовление атрибутов к играм и элементам костюмов, конструирование макетов);
Народные спортивные игры (в том числе соревновательного характера, динамические паузы, физкультминутки.
Экскурсии в мини-музей, экскурсии в музеи города (краеведческий, библиотеку.
Понятий (Якутия, Россия, гимн Якутии, России, флаг Якутии, России, леса, которые закрепляются в результате эмоционального проживания в игровой деятельности.
Практические навыки приобретаются в процессе творческого труда: изготовление рисунков, панно (предметов в технике аппликации из природного материала, кукол, макетов и т. д.).
Социализация детей осуществляется в коммуникативных ситуациях с участием родителей (игры, конкурсы, экскурсии, праздники, выпуск стенгазеты и пр.).
На протяжении своей работы с детьми стараюсь приобщить их к красоте и добру, желании видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении, вызывать чувство гордости, уважения и любви к малой родине.
Я считаю, что эту работу следует начинать с детства.
Реультативность.
В результате, воспитательно-образовательная работа по художественно-речевому развитию детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной литературой, приобщает детей к истокам народной культуры, помогает обогатить внутренний мир ребенка, развить речевую активность, пополнить словарный запас, сформировать правильное и полное представление о родной стране, о быте прошлого на Руси, о народных праздниках и традициях, сформировать чувство национального достоинства. У родителей повысить заинтересованность к возрождению культуры своего народа.
Создание национального уголка, куда стали приносить свои вещи, украшения, художественную литературу. Каждую вещь мы рассматривали с детьми, затем я рассказывала о ней, примеряли эти вещи. Я видела, как им нравятся украшения, наряды, старались запомнить названия этих вещей. Проводились совместные праздники, развлечения и викторины по литературным произведениям, в которых совместно с детьми участвовали и родители. Главной целью этой работы является: сблизить родителей и детей через совместную деятельность. Развивать гордость у детей за своих родителей, за понимание, поддержку и участие в их жизни, формировать чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
У родителей повысить заинтересованность к возрождению культуры своего народа.
Перспектива на будущее.
Продолжать работу с детьми и родителями по патриотическому этнокультурному воспитанию, повышать свой профессиональный уровень. Но главная перспектива заключается в усвоении детьми вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, стремление к добру и неприятию зла.