Лидия Кондратьева
Проект познавательно-исследовательской деятельности для детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект познавательно-исследовательской деятельности для детей первой младшей группы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая мной понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Я стараюсь не только уделять внимание формированию знаний, умений, навыков детей и адаптации их к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставляю детям возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
Публикация «Проект познавательно-исследовательской деятельности для детей первой младшей группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочную исследовательскую функцию, создавая условия в которых раскрываются содержание данного объекта. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Поэтому назрела необходимость создания методической системы работы по детскому экспериментированию, воспитание в детях стремления к самостоятельной познавательной активности вне зависимости от реализуемой в детском саду программы.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью воспитывать в детях самостоятельной познавательной активности вне зависимости от реализуемой в детском саду программы и недостаточностью систематизации работы по детскому экспериментированию.
Объект:
процесс развития поисково-исследовательской активности детей, через экспериментирование.
Цель:
создание максимальных условий для развития познавательной активности детей, а также родителей в процессе экспериментирования.
Задачи:
- изучить научно-теоретическую литературу по данной проблеме;
- систематизировать работу по воспитанию в детях самостоятельной познавательной активности, через экспериментирование;
- поддерживать интерес и эмоциональную отзывчивость к окружающей действительности;
- развивать инициативу, активность, самостоятельность;
- способствовать обогащению собственного опыта, создавая благоприятные возможности для реализации своего “я”.
Гипотеза:
в процессе детского экспериментирования дети научатся:
- выделять проблему;
- принимать цель;
- решать проблему;
-сопоставлять различные факты;
- осуществлять эксперимент;
-делать выводы.
Концептуальная основа:
формирование успешности каждого ребенка, способности осознать себя, осознанно выбирать, отдавать отчет в своих действиях, быть стратегом собственного бытия, осмысливать связи своего “я” с другими людьми, свободно выражать свое “я”.
Учить детей постепенно приобретать умение определять наиболее значимые для себя сферы жизнедеятельности и реализовать их во взаимодействии с другими людьми, рассматривать несколько вариантов действия, и выбирать - оптимальный. В движении от неосознанности к осознанности. Учить детей строить образ “я” на основе видов деятельности, через которые выделять себя из окружающего мира.
В деятельности экспериментирования дети выступают как своеобразные исследователи, и моя задача – поддерживать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Эту работу я начала с построения предметно-развивающей среды, изучила и подобрала литературу по данной проблеме. В моей группе создан «Уголок экспериментирования», который пополняется и обновляется в зависимости от возраста и потребностей детей.
Материалы, находящиеся в «Уголке экспериментирования», распределяются по разделам: «Песок», «Вода» и т. д.
Познавательные занятия с элементами экспериментирования с детьми я строю на основе партнерства, сотворчества. При беседах с детьми и наблюдениями за их игровой деятельностью я увидела, что «Уголок экспериментирования» пользуется наибольшей популярностью у детей, чем все остальные игровые зоны групповой комнаты.
Используя экспериментирование в работе с детьми, я буду реализовать следующее:
- учить детей, ставить цель;
- решать проблемы, возникшие в ходе исследования;
- выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;
- делать выводы из полученных результатов.
В нашей группе действует правило «трёх П»:
Понимание – видеть ребенка изнутри, смотреть на мир глазами ребенка.
Принятие – принимать ребенка таким, каков он есть.
Признание – признание прав ребенка на решение групповых проблем.
Из этого следует, что внедрение исследовательской и экспериментальной деятельности в игровую деятельность детей, помогает развивать творческие способности, делает детей активными участниками учебного и воспитательного процесса. Будучи включенной в организационную систему ДОУ, становится инструментом саморазвития ребенка.
Для дальнейшей работы по развитию поисково-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста через «игры эксперименты» я ставлю следующие цели и задачи:
-повышение профессиональной компетентности в вопросах организации детского экспериментирования;
-приведение в систему научно-методической базы (дидактических материалов, методических пособий);
-достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования;
-создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ. РАЗДЕЛ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
СЕНТЯБРЬ/ЗАНЯТИЕ
«САЧКИ И ЧЕРПАЧКИ»
«ПОЙМАЙ РЫБКУ»
«ЛОВИМ НА КРЮЧОК»
«ЩИПЦЫ И ПИНЦЕТЫ»
ОКТЯБРЬ «МОЛОТОК И КОЛЫШКИ»
«ДЕЛАЕМ ОТПЕЧАТКИ»
«БЛИНЧИКИ»
«МОЗАИКА НА ПЛАСТИЛИНЕ»
НОЯБРЬ «УЖИН ДЛЯ КУКОЛ»
«ДОСТАНЬ ИГРУШКУ»
«НАСЫПАЕМ – ВЫСЫПАЕМ»
«КУЛИЧИКИ»
ДЕКАБРЬ «ДЕЛАЕМ ЯМКИ»
«ПОСТРОЙКИ ИЗ ПЕСКА»
«КОРОБОЧКИ С СЕКРЕТОМ»
«ИГРУШКИ ИЗ ТКАНИ»
ЯНВАРЬ «ПОГРЕМУШКИ И ШУМЕЛКИ»
«ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»
«ИГРЫ С МАГНИТОМ»
«ЛУПА»
ФЕВРАЛЬ «ТАИНСТВЕННЫЕ ОТПЕЧАТКИ»
«ПРЕВРАЩЕНИЯ ВОДЫ»
«НАЛИВАЕМ – ВЫЛИВАЕМ»
«ПОГРУЖЕНИЕ В ВОДУ»
МАРТ
«СНЕГ И ВОДА»
«ТОНУЩИЕ И ПЛАВАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ"
«КОРАБЛИКИ»
«МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»
АПРЕЛЬ
«БРЫЗГАЛКИ»
«КУЛИЧИ И КУЛИЧИКИ»
«ПУСТОЕ И ПОЛНОЕ»
«СЕКРЕТЫ В ПЕСКЕ»
МАЙ «ПЕСОК И ВОДА»
«БУМАЖНЫЕ СНЕЖИНКИ»
«СЕКРЕТЫ В БУМАГЕ»
«ИГРУШКИ ИЗ БУМАГИ»
ЗАДАЧИ
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями о предметах ближайшего окружения:
• развитие у детей представлений о свойствах воды и песка;
• развитие сенсорного восприятия: зрительные, слуховые, тактильные чувства;
• развивать активную познавательную деятельность детей в играх с водой, песком, глиной, природным материалом.
2. Развивать у детей умение пользоваться приборами –помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие у детей умственных способностей:
• развитие мыслительных способностей;
• развитие способов познания путём сенсорного анализа.
4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, аккуратности, наблюдательности.
Мы с ребятами ищем клад.
Как же интересно добывать ракушки-сюрпризы в песке! А как это полезно для наших маленьких ручек!
может ещё что-нибудь осталось?
Вот оно - морское чудо!
А теперь поиграем с водичкой.